На заправках объявили зиму. Как не замерзнуть дизелисту в холода?

 
27 октября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

С каждым днем холода подбираются все ближе к топливной системе наших автомобилей. Дизелисты должны особенно переживать и следить за прогнозом погоды, а также за обозначениями на заправках. Дело в том, что вот-вот летнее ДТ (сорт С) будет заменено на зимнее (сорт F). Разница существенная и заключена в низкотемпературных свойствах. Зимнее по стандарту не должно застывать при минус 20. Почему же солярка мерзнет даже в меньшие холода? И можно ли это предотвратить? Корреспонденты Onliner.by побывали на уникальной нефтебазе, куда поступает самое свежее топливо — прямо с Мозырского НПЗ, и изучили процесс изнутри. Читайте наш репортаж.

До 1 ноября заправки должны начать продажу зимнего дизтоплива. Обычно процесс проходит тихо и совсем незаметно для автомобилистов. Более того, некоторые даже не подозревают об изменениях — разницы в стоимости нет совершенно никакой. Однако грамотные дизелисты готовятся к этому заранее: может, потому топливная система их автомобиля находится в боеспособном состоянии даже в самые крепкие морозы?

Хотя специалисты говорят, что ничего сложного в переходе на сорт F нет, но это масштабный процесс. Более 60% реализуемого топлива в Беларуси, по данным «Белнефтехима», именно дизельное. Все три вида бензина (АИ-92, АИ-95 и АИ-98) в общем объеме потребления занимают менее половины общей доли.

Чтобы проследить весь процесс, мы отправились на нефтебазу под Мозырем. Топливо туда поступает не по железной дороге, как это часто бывает. Его не везут в автоцистернах. Все просто: бензин и ДТ доставляются по трубопроводам прямо с Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Длина каждой трубы — полтора километра.

На каждой трубе нанесены соответствующие обозначения. Чтобы не возникало вопросов.

На заводе началось производство зимнего дизтоплива. Оно уже поступает по трубопроводам на нефтебазу. К этому ответственному моменту сотрудники нефтебазы подготовились заранее. Два резервуара, каждый из которых рассчитан на 700 кубометров нефтепродуктов, практически освобождены.

Последний немаловажный нюанс. В резервуарах остается так называемый «мертвый остаток», то есть топливо, расположенное ниже уровня крана. Для соблюдения регламента надо перекачать его в соседний резервуар. Насос подготовлен — осталось включить.

— Нужно ли при смене летнего ДТ на зимнее очищать резервуары? — поинтересовались мы у специалистов.

— Да. Их зачищают при смене марки нефтепродукта.

Интересно, что резервуар никогда не заполняют полностью. Огромный, цилиндрической формы «сосуд» заливают примерно до 85%. Чтобы заполнить его с нуля до этой отметки, потребуется чуть более четырех часов.

Всего на нефтебазе пять резервуаров отведены под дизтопливо. А еще один, самый маленький, под «северный» вид ДТ, которое не должно мерзнуть даже при минус 32 градусах по Цельсию. Как нам рассказали в «Белнефтехиме», так называемая «Арктика» будет стоить, как и в прошлом сезоне, 13 800 за литр. Минувшей зимой, которая была довольно мягкой, оно пользовалось спросом, адекватным средней температуре.

Через два часа после того, как топливо попало в резервуар, оттуда берут пробу. Ее отправляют в лабораторию, где проводят полноценное исследование. В небольшой комнатке аппаратуры — на десятки тысяч долларов. Нефтебаза — это не просто хранилище топлива, но и в каком-то смысле научный центр. Здесь можно оперативно проверить качество ДТ и бензина.

— Полученные нефтепродукты мы должны проверить на соответствие заявленным параметрам, — демонстрируют паспорт, выданный на топливо, сотрудники лаборатории.

Этот документ находится в доступном месте на АЗС. Но что скажут обывателю все эти цифры? Например, от цетанового индекса, объясняют специалисты, зависит стабильность и пусковые свойства работы двигателя. А на американском приборе Multitek анализируют содержание серы — это в первую очередь влияет на экологичность и коррозионноагрессивность топлива.

Белорусский аппарат АФСА-2 анализирует фракционный состав, который профессионалу скажет многое о качестве топлива.

Плотность тоже один из важных показателей. Помогает ответить на вопросы, вязкое ли это топливо, содержится в нем больше легких или тяжелых компонентов.

Интересен процесс измерения температуры вспышки. Топливо нагревают до момента, пока на поверхности не начнет образовываться испарение. Затем пары поджигают с помощью искры. Таким образом определяют, при какой температуре происходит вспышка. Если этот показатель низкий, то топливо в двигателе детонирует, хотя должно воспламеняться.

Теперь настал черед поговорить, чем, собственно, отличается сорт С и сорт F дизтоплива. Для летнего ДТ предельная температура фильтруемости составляет не выше минус 5 градусов. Для зимнего — не выше минус 20 градусов. Но обычно топливо с заводов поступает не тютелька в тютельку, а с запасом качества.

Мы попросили специалистов лаборатории продемонстрировать процесс измерения. Ранее подобное исследование по нашей просьбе проводилось в Российском государственном университете нефти и газа им. И. М. Губкина. Хотя приборы разные, но суть та же: топливо охлаждают, потом оно закачивается в специальную колбочку через фильтр. Если весь объем пробы «проскочит» за определенное время, то все в порядке. Топливо возвращается обратно и охлаждается еще на один градус. Потом снова и снова.

При охлаждении топливо становится все более вязким и начинается кристаллизация парафинов, которые входят в состав ДТ. В определенный момент кристаллы достигают размеров, затрудняющих работу топливного фильтра, и топливо за отведенный лимит времени в колбочку не просачивается. Крайний показатель и есть предельная температура фильтруемости. Например, фактические данные для сорта С — это минус 7—9 градусов (по стандарту — минус 5), для сорта F — минус 25—27 (по стандарту — минус 20). То есть при небольшом минусе можно запросто ездить на летнем дизтопливе. Но по требованию регулятора рынка — концерна «Белнефтехим» — замена на зимнее ДТ начинается задолго до настоящих морозов.

На нефтебазе проверяют каждую партию топлива. После этого пробу в стеклянной бутылке отправляют в хранилище. Она будет находиться там до тех пор, пока партия не будет реализована на заправках. Это сделано для спорных ситуаций: если у кого-то возникнут вопросы по качеству, то можно поднять «архив».

Итак, пробы заявленному качеству соответствуют, резервуар заполнен. Осталось доставить топливо на заправку. Для этого используют автоцистерны. На нефтебазу за сутки в среднем приезжают 60—70 машин.

Объемы, действительно, большие. В прошлом году на этой базе было отгружено 370 тысяч тонн! Круглые сутки на базу приезжают фуры с украинскими, молдавскими, литовскими номерами. Это прямое свидетельство того, что качество белорусского топлива высоко ценится.

— Весь процесс приемки и отгрузки нефтепродуктов автоматизирован, — подчеркивает руководитель нефтебазы Анатолий Гриб. — Им управляют всего три человека. Первый контролирует заезд и выезд, пломбирует цистерны автовозов. Второй управляет процедурой налива. Третий занимается оформлением документов.

В диспетчерской на мониторах виден весь процесс: сколько топлива поступило с завода, сколько кубометров закачано в цистерну и так далее. Вмешательство человека минимальное — остается лишь объявлять, на какой пост подъезжать водителям.

Наконец, автоцистерна, на боках которой размещены знаки опасности перевозимого груза, наполнена. Вот тут у автомобилистов возникают закономерные вопросы: а не захочет ли водитель по дороге слить топливо, разбавить его или произвести другие преступные манипуляции? Чтобы этого не произошло, каждый отсек цистерны пломбируют. Пластиковую бирку нельзя сорвать, не повредив. На ней указывается номер, который фигурирует в сопроводительных документах. Это обычная процедура, говорят на нефтебазе.

Только после выдачи полного пакета документов автоцистерну выпускают с нефтебазы. По словам специалистов, никакого смысла водителю рисковать свободой нет. Уличить в обмане его очень легко. То есть путь один — на заправку. И как можно быстрее!

А на АЗС уже подготовили подземные резервуары и ждут автоцистерны. Первым делом проверяют пломбы, документацию.

Затем измеряют плотность, а также температуру топлива (не путать с предельной температурой фильтруемости) и опять-таки отбирают пробу, которую помещают в специальный шкаф. Она также будет храниться, пока не реализуют всю партию.

На заправках тем временем вовсю идет подготовка. На колонках уже меняют наклейки. Кстати, аббревиатуру ДТ-З-К5 некоторые автомобилисты расшифровывают неверно. На самом деле это зимнее дизтопливо пятого экологического класса. «Л», соответственно, летнее, а северное топливо с предельной температурой фильтруемости минус 32 обозначают с помощью снежинки.

Проследив всю цепочку «от и до», мы не обнаружили в ней очевидных слабых мест. Любое звено, которое решится на обман, легко вычислить. После выхода наших статей о проверке качества топлива читатели периодически сообщали, мол, на такой-то заправке продают разбавленную солярку. Но ни разу такие факты не подтвердились. Тогда почему же многие дизельные автомобили все-таки глохнут в морозы? Мы обратились за комментарием к специалистам.

Разные эксперты сходились в одном: проблема не в том, что залили, а в том, что было в баке до этого. Заправляясь зимним топливом, мы смешиваем его с летним. Всегда присутствуют осадки, например, на дне. Именно летний остаток и мерзнет. Косвенно об этом свидетельствует то, что многие дизелисты сталкиваются с проблемами при минус 10—15 градусах в самом начале холодов.

— Был случай. Водитель залил топливо с предельной температурой фильтруемости минус 32, проехал несколько километров, и его машина заглохла, — рассказал один из специалистов профильного вуза. — Для обывателя очевидно: «виновато» только что залитое топливо, но, как специалист, я выдвинул свою версию случившегося, которая подтвердилась. Оказалось, что присутствовавшие осадки при заправке всколыхнулись, поднялись со дна и вся эта «грязь» забила фильтр, содержимое которого мы исследовали.

Совет один. Самый надежный вариант — обратиться на СТО и промыть топливную систему перед холодами. А вместо летнего ДТ залить зимнюю солярку. «Тут уместна аналогия со стеклоочистителем. Перед морозами ответственные водители полностью расходуют летнюю омывайку, заливают „незамерзайку“ и обязательно ее прокачивают, чтобы не замерзли шланги и форсунки. Так же надо поступать с дизельным топливом», — приводят пример специалисты.

Вам будет интересно:

Экспертиза Onliner.by: так мерзнет ли белорусское дизтопливо?

Экспертиза Onliner.by: проверяем октановое число белорусского бензина

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by