Экскурсия по автомобильной кунсткамере: какие секреты таит штрафстоянка?

 
20 ноября 2015 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

Белые, красные, зеленые — машины разных раскрасок кажутся здесь серой массой. Разбитые в хлам автомобили соседствуют с целыми, но на время бесхозными. Сквозь стекла виднеются оставленные вещи, продукты, детали. Одни модели — совсем новые — выделяются блеском краски, другие стоят здесь, как кажется, не один десяток лет. Наверное, лучшего места для вдохновения духом постапокалипсиса не найти. Это штрафстоянка. У каждой машины, оказавшейся здесь, есть своя история: криминальная, аварийная, алкогольная… Вместе с работниками автомобильной кунсткамеры мы отправились на экскурсию — благо экспонатов тут предостаточно.

Местный проезд на ул. Семашко заканчивается шлагбаумом МРЭО ГАИ — местом удручающим, знакомым многим минским водителям как «стена плача». Тут ожидают пересдачи курсанты. За углом — неприметная остановка-курилка, туалет и ничего более. Так думает большинство, не зная, куда ведут железные ворота цвета ржавчины. А там, огороженная забором с колючей проволокой, разместилась штрафстоянка, куда стекаются машины нарушителей со всего города. Есть в этом соседстве какая-то грустная ирония: с одной стороны ограды — «учебки», аккуратно тренирующие диагональную парковку, с другой — разбитые авто, которые ждут своих хозяев — водителей состоявшихся. Некоторые экземпляры очень долго ждут.

Посетителей встречает битый Dodge. Правое колесо неестественно вывернуто, диск сильно искорежен, на лобовом стекле покоится колпак. «Друзья дочки владельца учинили, — перехватывает наш взгляд Сергей, сотрудник штрафстоянки. Кажется, он знает историю каждой стоящей здесь машины. — Считай, угнали. Покатались по району, а потом влетели в бордюр». После ночного дежурства у мужчины усталый вид. Пару часов назад под дождем в темноте он принимал новые экспонаты, приехавшие на эвакуаторах на эту выставку дорожных ошибок. Сергей не многословен — некоторые дела до сих пор открыты, продолжается следствие, не обо всех деталях можно рассказывать. В подтверждение — следы от «пудры»: с дверей Dodge снимали отпечатки пальцев.

Проходим вглубь, встречаем «героев» наших новостей: недавних и давнишних. Сергей монотонно комментирует: «Вот вам пример, зачем нужно пристегиваться. Что там на „вонючке“ написано? „Удачной дороги“. Ага…

...Mercedes с мотором в багажнике буксировал пьяный водитель...

...Угнанный Ford Escort. Нетрезвый парень не справился с управлением, вылетел с дороги...

...Вот катался по двору. Загнал за угол, кинул и убежал. Повредил подвеску, спустил колесо. Ищут. А этот Renault набил машин в одном районе, скрылся. Его нашли в другом. Оба водителя были пьяными, конечно».

В среднем за сутки в Минске останавливают по 10 нетрезвых водителей, в стране — по 70. Масштабы проблемы сложно представить, ориентируясь на двузначные цифры. Трезвости в мыслях добавляют пейзажи штрафстоянки: большинство местных резидентов оказались здесь как раз из-за алкоголя.

«Некоторые автомобили стоят с 2013 года, девать их некуда, — рассказывает о главной проблеме штрафстоянки Сергей. — Все началось с принятия указа о конфискации. Могу показать машины, которые занимают тут место с первого дня его действия. По идее, „повторников“ наказали, авто забрали, за их счет могли бы и пополнить бюджет — продать на аукционе. Но на деле все иначе. Что творится на рынке „вторички“, сами знаете. Изъятые машины старше пяти лет не продаются. Кто придет на аукцион, где выставлен Volkswagen Passat B2? Повторно пьяным попадается понятно какой контингент, модели соответствующие. Их автомобили никому не нужны даже по адекватной цене. Конечно, когда на штрафстоянке появляется что-нибудь „свеженькое“, сотрудники ТД „Восточный“ приезжают быстро. Но это единичные случаи. Мы пишем им письма: „забирайте конфискат“, а в ответ получаем: „на нашей стоянке нет мест, продлите срок хранения еще на месяц“».

Судьба конфискованного экземпляра такова: задержание — бумаги — суд — конфискация — оценочная комиссия — передача на аукцион. Там машины должны продать целиком или по запчастям (если битая или стоит меньше $1,5 тысячи в эквиваленте). На последнем этапе и происходит ступор. По словам сотрудника, на штрафстоянке по ул. Пинской из 100 мест 68 занимают авто, арестованные по статье 317 (прим. 1). За последний год только 17 машин переехали поближе к ТД «Восточный». Поэтому не удивительно, что «Пинскую» закрывают — нечем платить зарплаты и аренду за землю.

...А Сергей продолжает экскурсию: «Владелец Renault продал машину другу. Без оформления, само собой. Потом взял дубликат ключей и поехал пьяным кататься. Был задержан. Покупатель остался без автомобиля и денег...

...Девушка отдала другу Mazda на ремонт. Он снял обшивку, разобрал полсалона и без ведома владелицы решил проехаться. Остановили — оказался нетрезвым. Она не стала писать заявление на угон, пожалела. Но машину ей теперь вряд ли вернут...

...Этот BMW тут уже полгода. Парень дал поездить другу. Тот напился, стал гоняться с ГАИ. Забрали авто под арест для административного процесса. Теперь собственник пытается забрать, но не хочет платить за поездку товарища. А нарушитель тоже не спешит давать деньги — ведь не его машина на штрафстоянке стоит».

Наш обход экспонатов прерывают неожиданные посетители — двое мужчин и женщина пришли за стареньким Honda Civic, оказавшемся на штрафстоянке после ДТП. Показывают документы: техпаспорт, квитанцию, бумаги из ГАИ. Одного из мужчин просят предъявить права — для установления личности. Оказывается, в техпаспорте и в удостоверении — разные фамилии.

— Можем отдать машину только владельцу.

— Так она моя — уже три года езжу!

— Не имеем права отдать несобственнику. Что если через 30 минут придет дядя с такими же документами? Спросит, где моя Honda? Получится, что угнали.

— Но как же так? Я столько на ней накатал! Я купил ее, честно. Деньги отдал, получил ключи. Предыдущего владельца даже не видел.

— У вас есть два выхода: найти этого человека и привести сюда или попросить написать доверенность. Либо можете вернуться в ГАИ, чтобы инспектор написал «не возражаю выдать авто водителю такому-то».

После нескольких минут возмущений компания удаляется ни с чем.

«Это еще адекватные люди, — комментирует произошедшее Сергей. — Не стали качать права, которых не знают. Одна из самых популярных фраз, которую слышу я и мои коллеги, — „предъявите автомобиль по первому требованию“. С этим вопросом было немало громких историй, судов. Разъясню. В документах сказано: „по первому требованию при наличии техпаспорта и водительского удостоверения“. Но при аресте ТС требовать нужно не у охранника штрафстоянки — он всего лишь смотрит за сохранностью машин, занимается их приемкой и выдачей. „Первые требования“ нужно направлять человеку, ведущему процесс, составившему протокол. Записывайся на прием к инспектору, получай письменное разрешение, а потом уж предъявляй нам — отдадим авто без вопросов».

«Последний конфликтный случай на эту тему возник с мотоциклистом, — вспоминает собеседник. — Пришел человек, пытался забрать Harley-Davidson, а мотоцикл находился под арестом. Мы ему объясняем, что это не в нашей компетенции, а он нам: „Моя вина не доказана“. В итоге пошел в суд. Потом я нашел в новостях его историю: по предварительной версии инспекторов, он пьяным „дрифтовал“ на тротуаре возле кафе, а потом препирался с ГАИ. За стаж у него насобиралось под сотню нарушений (если точно, 96. — Прим. Onliner.by)».

Есть на штрафстоянке и жертвы экономических преступлений. «Вот Mercedes забрали у человека, — показывает Сергей довольно ухоженную по сравнению с соседями модель. — Купил в автохаусе, поездил немного. Прежние собственники, не получившие денег, написали заявление на продавшую контору. И все — имущество под арест до выяснения обстоятельств. Полгода уже стоит…

…Со вторым Mercedes вообще загадочный случай. Катался себе мужчина, пока не остановили. Проверили по базе — на машину наложен арест. Владелец поехал в суд, там говорят, никаких записей с 2005 года нет. А у инспекторов арест. Ситуация патовая. Пока хозяин бегает по инстанциям, „Мерс“ его ждет тут. Месяц уже ждет».

Обращаем внимание, что многие автомобили открыты, у некоторых приспущены стекла. Понятное дело, в одних машинах и брать-то нечего, но в салонах других кое-где мелькают оставленные личные вещи, ценности, даже еда.

«Нередко на эвакуаторщиков жалуются, мол, вы побили, поцарапали, — говорит Сергей. — Работников штрафстоянки обвиняют в кражах из салонов. Некоторые даже специально открывают бардачки: мол, смотрите, ничего нет. Поэтому, чтобы потом не было лишних вопросов, мы все фотографируем: каждую вещь, каждую вмятину и царапину».

Звонит мобильник Сергея, слышим: «Да, помню этот случай. Взял в аренду Audi и разбил в хлам. И что работник проката? Сейчас едет? Ну, ждем». Как видно, приток машин на штрафстоянку не прекращается. Экскурсию здесь можно продолжать бесконечно — экспонаты в эту автомобильную кунсткамеру продолжают поступать.

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by