Платный центр, велосипедисты без комплексов и пешеход-бог: репортаж о дорогах Лондона

 
14 декабря 2015 в 8:00
Источник: Николай Козлович. Фото: Влад Борисевич
Источник: Николай Козлович. Фото: Влад Борисевич

Первое время кажется, что едешь по «встречке», а мир сошел с ума. Но лондонские белорусы убеждают — достаточно двух часов, чтобы привыкнуть к левостороннему британскому движению. Человеку с нашим менталитетом гораздо тяжелее понять, почему за разовый въезд в центр столицы надо отдавать «исполкому» 11,5 фунта (больше 300 тыс. в рублях) и почему звонок в полицию с сообщением о неправильной парковке соседа — вовсе не гнилое дело. Откровенные велосипедные флешмобы, вольница для пешеходов, передовой опыт в борьбе с заторами и градоначальники, которые занимаются делом, — в репортаже Onliner.by о дорогах Лондона.

Слишком много Ferrari и Bentley

Автомобильный Лондон разнообразен и противоречив. Наверное, ни в одном другом городе мира транспорт не является столь значимым элементом городской эстетики. Невозможно представить этот мегаполис без красных даблдэкеров и черных кэбов-таксичек. Они такой же элемент узнаваемости, как Тауэрский мост и Биг-Бен. И даже дорожные знаки в Лондоне — важная часть уличного искусства.

Эстетика британской столицы — это не только двухэтажные автобусы и винтажные такси, это и Porsche, Bentley, Ferrari, которых не счесть. Современные «тачки» не вызывают у прохожих восторженных взглядов, надоели уже, в отличие от раритетных авто, которые в Англии боготворят, регулярно устраивая различные ралли.

И если на Bentley ездят охранники в домах у арабов, на Porsche — любовницы российских олигархов, то обычные лондонцы, кажется, не хотят выпендриваться, предпочитая надежный немецкий автопром. За пределами столицы и вовсе попадаются сплошь простые экономичные авто небольших размеров.

Мэры, которые войдут в историю: как Лондон спасли от беды

Но хватит о высоком. Снять в Лондоне машину мы не рискнули, и правильно сделали. Заехавший за нами знакомый час плелся в пробке в округе Ньюхэм. А потом мы еще час выбирались из этого бесконечного города, в котором, кажется, проще ездить на самокате, роликах, шариках, но только не на авто. Здесь любят и ценят машины, но не намерены ублажать автомобилистов, устраивая им комфортную жизнь. Купил кусок железа на колесах? Готовься страдать.

Впервые прибывшим в город сразу же бросается в глаза неожиданная «южная» особенность Лондона. Пешеходы здесь переходят улицу где захотят, руководствуясь лишь одним правилом — common sense. Здравый смысл и перенасыщенность автомобилями привели городские власти к решению затруднить транспорту доступ в центральную часть мегаполиса, введя плату за разовый въезд — сейчас это 11,5 фунта. Режим действует с 7:00 до 18:00 по будням, в зависимости от способа оплаты сбор может составить и 10,5, и 14 фунтов. Штраф, смотря когда рассчитаешься, — от 65 до 200 фунтов (в максимальном значении — что-то около средней месячной получки в Могилевской области). Оплату контролируют камеры, которые не обманешь. Резиденты платят за подъезд к своим же домам около фунта. Спецавтомобили, такси, общественный транспорт, электрокары от сбора освобождены.

С введением «платы за центр» многие связывают начало новой транспортной эры в британской столице.

В самом большом городе ЕС, население которого вот-вот пробьет показатель в 9 млн человек, транспортная проблема была и будет актуальной всегда. История борьбы с машинами здесь тесно связана с личностями градоначальников. После тэтчеровских реформ и отмены городского самоуправления несколько десятилетий мегаполис подходил к вопросу стихийно. В начале 2000-х новый мэр Кен Ливингстон, вновь получивший право влиять на жизнь города, принял несколько жестких решений. После введения платы за въезд в исторический центр автомобилисты его прокляли. Бастовали, пытались замазывать номера, но вскоре смирились. Количество машин в центре снизилось, по разным оценкам, на 30—40%. Деньги, полученные от штрафов, пустили на развитие общественного транспорта. К проблеме парковок в центре Ливингстон тоже подошел сурово: расширил платную зону, поднял цену, сократил до минимума время стоянки. И снова, преодолев хор недовольных, победил.

Нынешний мэр Борис Джонсон идею с «налогом за центр» критиковал, но таксу не отменил, а наоборот, повысил. Он тоже уже вошел в историю города, объявив тотальную велосипедизацию. Велосипеды из активно внедряемого байк-шеринга так и называют — «байки Бориса». Плата за доступ к сервису в сутки — всего 2 фунта, полчаса можно ездить бесплатно, чем граждане активно пользуются, добираясь на арендованном велике до ближайшего метро.

Политика «нелюбви» к машинам, провозглашенная Ливингстоном, продолжает быть актуальной. Впрочем, неудобство для личных авто здесь будут и дальше компенсировать шикарным общественным транспортом, пускай и очень дорогим. В декабрьском номере газеты Evening Standard мы нашли описание планов мэрии на ближайшую «пятилетку». В развитие общественного транспорта Лондона планируют вложить 11 млрд фунтов (около 15 млрд долларов). Автобусы будут активно оснащаться электромоторами. А весь огромный город пронзит сеть велосипедных «суперхайвэев». Планы более чем серьезные.

Что с движением в мегаполисе прямо сейчас? Мертво, безнадежно Лондон стоит только во время редких снегопадов. В часы пик в центре по-прежнему очень плотно, но это нисколько не Москва. Трафик движется медленно, замирая на бесчисленных светофорах. Но ведь едут! В так называемом Большом Лондоне потратить в пробке, если сильно не повезет, можно и час, и два.

— Очень многие передвигаются по городу используя социальную водительскую сеть Waze, интегрированную с навигатором, — рассказали нам опытные водители. — Здесь можно делиться сообщениями, предупреждать о пробках. Пишешь, если трафик стоит, и следующим водителям, вероятно, удастся выбрать другой маршрут.

Существует несколько легенд о том, почему в Англии ездят слева. Поговаривают, все пошло от римлян-конников, державших оружие на случай встречи с врагом в правой руке. Англичане прекрасно понимают, что привычка — серьезное дело. Поэтому большинство пешеходных переходов оборудованы специальными надписями — куда смотреть, выходя на проезжую часть

Уже через пару дней турист адаптируется и ходит как все — вне переходов, по ним, но не глядя на светофор. Машины по городу не летают, успеют вовремя затормозить, водители кивнут вежливо головой: у меня зеленый, но ты, мол, дружок, проходи. Ты пешеход. Ты здесь бог

Плата для ленивых дорожников, загруженная ЛКАД и скоростные лимиты

Лондонские проблемы обусловлены и размерами города, и его архитектурными особенностями. Из двух самых распространенных типов организации движения здесь не используют ни один. Местный принцип — хаос, ведь Лондон не строили под линейку. Полноценной кольцевой вокруг города нет. Имеются участки магистралей непрерывного движения, но рассчитывать пролететь из одного конца в другой за фиксированный промежуток времени не стоит. Вопросы расширения лондонской дорожной сети тесно связаны с вопросами частной собственности — даже имеющиеся участки первой ЛКАД проходят очень близко к жилым домам, снести которые не представляется возможным.

В Лондоне практикуют стандартные для Европы способы снижения аварийности: заужают проезжую часть перед «зебрами», укладывают «спящих полицейских», сокращают до минимума светофорные циклы для пешеходов, обеспечивают почти тотальный приоритет общественного транспорта. Повсюду камеры, которые следят за скоростью, проездом на красный, движением по автобусной полосе и т. п. Из специфики — специальные оранжевые «решетки», остановившись на которых даже на 10 секунд можно получить по почте штраф в 50 фунтов — рядом обязательно будет камера.

За 2014 год в Британии в ДТП погибли 1775 человек. В Соединенном Королевстве живет около 63 млн человек — смертность на дорогах за 20 последних лет значительно снизилась

В зависимости от района в городе действуют различные скоростные режимы. Минимальный — в жилых кварталах, дворовых проездах. На магистралях непрерывного движения можно ехать под 100 км/ч.

Еще одно новшество от мэра Бориса — введение арендной платы для компаний, которые намереваются раскапывать улицы для ремонта, прокладки различных коммуникаций и т. д. Эта схема называется «полосой внаем». Организации, ответственные за работы, платят за аренду полосы фиксированную сумму (зависит от района, может составлять и 3000 фунтов). А значит, вынуждены трудиться эффективно, чтобы не терять деньги. К слову, работу любой бригады контролирует супервайзер — следит за тем, чтобы не случилось ДТП, чтобы под технику не попал пешеход

Парковка и цены

Многоликость города, в котором кварталы высотной застройки сменяются уходящей за горизонт линейкой таунхаусов, не позволяет однозначно ответить на вопрос — а как у них с парковкой? По-разному. В социальных районах у многоэтажек парковочных мест, на первый взгляд, недостаточно. Впрочем, их жильцы, возможно, предпочитают ездить на метро. Что касается парковок на зеленых зонах и в прочих неприспособленных местах, то безобразничать лондонцам не позволяют закон и соседи. «Здесь нормальное дело — позвонить в полицию и сообщить о нарушении соседа. Если, конечно, его уже не засняла камера, коих хватает в каждом дворе», — рассказали местные белорусы.

Штрафы за парковку разнятся в зависимости от округов

На въезде в каждый двор вас 20 раз предупредят — здесь частная собственность, камеры, а штраф — это неизбежность.

Заехать в чужой двор недалеко от центра, чтобы кинуть там машину? Как бы не так

Про отношение лондонских властей к парковкам в центре мы уже говорили — никаких дополнительных площадей. Не можешь найти место — твои проблемы. А ведь еще и платить за въезд… Все эти трудности привели к тому, что крупный бизнес предпочитает частично выводить своих сотрудников из города, организует часть офисов в удаленных от Лондона деревнях. И даже на фермах! Так гораздо удобнее для клиентов.

Стоимость парковки также зависит от района. Как и время, в течение которого в том или ином месте разрешено стоять. Вечером и в выходные парковка бесплатная (но не везде). Местные жители покупают т. н. resident permit — и если ты живешь в центре, он обойдется в копеечку
1 фунт за час (около 28 тыс. рублей) — по-лондонски просто даром

Интересно, зачем хозяин решил спрятать в чехол этого «малыша»?

Сдать на права в Лондоне не очень просто и не очень дешево

Вот еще один аргумент для того, чтобы не каждому приезжему удальцу захотелось купить машину. Формально процесс сдачи на права выглядит даже проще, чем в наших краях. Платишь 9 фунтов за теоретический курс, занимаешься месяц самостоятельно в интернете, отвечая на вопросы. Потом сдаешь тест. Некоторые вопросы кажутся знакомыми: «Что делать в этой дорожной ситуации?», «Ухудшается ли ваше внимание, если вы слушаете музыку?» Есть тест на реакцию — нужно как можно быстрее среагировать на внештатные ситуации, которые показывают на видео.

Если тест сдал, записываешься на экзамен по вождению. Очередь — месяц-полтора. Потом ищешь инструктора. На занятия, как правило, уходит 10—12 часов. Впрочем, как у кого. Драть лишние деньги инструктор не будет — побоится отзыва в интернете.

И вот главное. Сам экзамен, говорят знакомые лондонцы, с первого раза не сдает практически никто. Вероятность — около 38%! Экзамен принимают сотрудники независимого агентства. Они строги и безжалостны — за 40—60 минут поездки по городу заставят выполнить все возможные маневры. Допустимо три раза ошибиться по мелочи, но на пересдачу вас отправят даже за невключенный поворотник. Говорят, в Шотландии есть места, где вероятность сдать гораздо выше, но там очередь, а гостиница стоит от 150 фунтов в день. Если сдаешь с первого раза, права обойдутся не меньше чем в 400 фунтов — это 550 долларов.

Выпил две пинты, сел за руль?

В Англии любят выпить, а после этого — сесть за руль. Норма для водителей — 0,8 промилле. Байка это или нет, но норму устанавливали опытным путем. Пригласили на эксперимент несколько десятков водителей-мастеров, сидящих за рулем даблдэкеров. Почему их? Эти ребята обладают виртуозным мастерством, ездят идеально, умудряются ворочать своими громадинами на узких, загруженных автомобилями улочках.

Итак, на полигоне поставили воротца и начали наливать мастерам-автобусникам фиксированное количество алкоголя. А потом просили их проехать между вешек. В итоге установили, что при 0,8 промилле человек начинает допускать ошибки. Среди обывателей принято считать, что сесть за руль можно даже после двух пинт обычного эля, но норма у каждого своя. А за превышение можно не только заплатить 5000 фунтов штрафа (около 7600 долларов), но и лишиться прав на долгие годы.

Так выглядит социальная британская реклама — висит в туалете паба. Здесь не указали, но в случае смертельного ДТП пьяный виновник может сесть в тюрьму на 14 лет

Перформансы велосипедистов и дорогой бензин

Развитый байк-шеринг, выделенные велодорожки, редкость снежной зимы — велосипедистов в Лондоне много, а у мэра, напомним, масштабные планы. Ведь пока для такого огромного города инфраструктура выглядит не очень развитой. Велодорожки есть, но далеко не везде. Часто они перетекают в проезжую часть, и тогда уже водителям приходится усиленно крутить головой, чтобы избежать ДТП. Конфликты между участниками движения — обычное дело.

Парень не рассчитал и сбил британского дедушку — улицу наполнили крики, а мы убедились, что не только русский язык велик и могуч

— Каждый год в Лондоне гибнут больше десятка велосипедистов, — рассказывает Александр, наш сегодняшний водитель. — В 2015-м было несколько крупных митингов, на которых велосипедисты привлекали внимание автомобилистов к соблюдению своих прав. Здесь популярны два способа. Первый — ребята с великами в центре города ложатся на проезжую часть. Второй — ребята раздеваются и катят по улицам в чем мать родила. Едут в том числе мимо Букенгемского дворца. И никого не волнует, что это безобразие может увидеть королева — полиция не препятствует.

Одна из самых безобидных фотографий в местной прессе...
Огромная велопарковка у железнодорожного вокзала в Оксфорде — люди оставляют велики и едут в Лондон на поезде. Вот главный британский парадокс — для жителей Оксфорда, Кэмбриджа и других пригородов гораздо дешевле слетать в Испанию или Францию лоукостом, чем добраться до столицы на авто! Цены на топливо здесь тесно связаны с ценой на нефть, и если бензин стоит 1,1 фунта за литр — то в стране праздник. А если 1,3 — то многие предпочитают оставить машину дома

Вежливые водители, которые любят быструю езду

Вырвавшись наконец из лондонского плена, берем курс на юг. В Британии несколько типов трасс, на самых скоростных из них нельзя останавливаться, запрещен доступ пешеходов. Там, где разрешена скорость больше 40 миль в час (больше 65 км/ч), не может быть наземных пешеходных переходов. Дорожная инфраструктура, как и во многих странах, собрана «блоками» в стороне от трассы. Помимо гостиниц и общепита, заправок и СТО, британцы строят даже экспресс-офисы — если вдруг кому-то понадобится в дороге провести переговоры.

В английском Бирмингеме построили одну из самых необычных в мире дорожных развязок. Она получила неофициальное название «спагетти» — объединяет две ж/д линии, 18 автомобильных маршрутов, проходит через несколько каналов и рек. Британцы не ищут легких путей…
Так обозначены в темное время суток зоны ремонта

Особенность самых глухих, деревенских дорожек — они очень узкие! Для того, кто не привык, это чревато неприятностями

— На моторвэе ограничение в 70 миль в час (примерно 110 км/ч), но с такой скоростью никто не ездит, — говорит Александр. — Притормаживают только у камер, которые хорошо обозначены, а потом ускоряются. И ни полиция, ни окружающие не будут по этому поводу волноваться. Вообще, британские водители очень дисциплинированные и вежливые. Все четко соблюдают правила: движутся по полосам, включают поворотники, спокойно стоят в пробках, пропускают дружно «скорую» и полицию. «Джигитят» в основном люди на Ferrari и Lamborghini из стран Востока и бывшего СССР, которые не собираются здесь претендовать на паспорт. Штрафы высоки. Парадокс в том, что как раз скорость на трассах — это единственное, что здесь не соблюдают.

Мы проезжаем участок с ремонтом — на всем его протяжении камеры, замеряющие среднюю скоростью. И здесь поток тормозит, едет по правилам.

— Почему бы не заставить всю страну такими камерами?

— Главная задача полиции в этой стране — обеспечивать безопасность, а не взимать дань. Человек неизбежно будет чувствовать дискомфорт, будет нервничать, если его заставят ехать с одинаковой скоростью продолжительное время. Это небезопасно. К слову, на трассах не бывает полицейских с радарами. Считается, что опасно тормозить машины на дороге — проще поставить камеру и после прислать штраф. То же самое с преследованием. Если оно несет опасность для окружающих, то будет прекращено.

* * *

За неделю мы убедились: Лондон — не идеальное место для автомобилистов. Так, наверное, и должно быть. В один прекрасный момент здесь поняли: если и дальше либеральничать с владельцами железа, они захватят весь город и скоро будут парковаться в два ряда на Тауэрском мосту. Но вот что интересно. Мы беседовали с несколькими белорусскими программистами, которые приехали в Лондон на ПМЖ. В Минске они гоняли на хороших «тачках» и не представляли себя без машины. А попав в британскую столицу, с удивлением поняли — без авто (но с приятным общественным транспортом) гораздо комфортней и приятней. Для жизни становится больше времени. Стандартное, не ведомое нам пока европейское откровение.

Велосипедная инсталляция — часть новой арт-программы Лондона

Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Вам будет интересно:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by