Не замерзай, а! На топливном рынке начались проверки ДТ и отборы проб

 
05 января 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Новый год начался со старых проблем. Сейчас главный вопрос у водителей — «завелся — не завелся». Если запуск двигателя прошел успешно, то бьют себя в грудь и нахваливают автомобиль. В случае неудачи клянут все на свете: топливо, мотор, холода… Конечно, зимние «забавы» — разогрев свечей, возня с присадками, керосином и пр. — в первую очередь касаются владельцев дизельных машин. В минувшие выходные «Белнефтехим» обратил внимание на проблему и попросил проверить качество топлива, произведенного не в Беларуси. Одновременно появились слухи, будто бы некоторые АЗС в Минске не заправляют ДТ. Вчера корреспонденты Onliner.by выясняли ситуацию.

На нашем форуме отзывы об утренних попытках «разбудить» двигатель в основном положительные. Это и понятно — немногие будут «хвастаться» неудачей. Вот, например, пользователь Deffik делится радостью и одновременно тревогой (здесь и далее особенности авторской орфографии и пунктуации сохранены): «Сегодня мой хёндай санта фе 2.2 crdi. Спокойненько завелась, после прогрева свеч раза 3… Поехала… очень хорошо… но грелась очень долго… Буду в течении дня с работы ходить прогревать. а то как то стремно))) домой потом не уеду)».

Форумчанин sega5 пишет: «С утра -20/ соляра с беларуснефти/ стандартно включил/ спираль потухла/ пара оборотов и завелась как летом) норм соляра».

«Сегодня завелся с первого раза пежо 406 2.0hdi. Правда ещё 29-го арктику заливал почти на пустой бак 15 литров для перестраховки», — также оптимистичен zhukowski.

Однако на дорогах, как верно заметили, картина другая. Достаточно выглянуть на МКАД. Вчера мы проехали от силы четверть кольца и насчитали около 20—25 автомобилей, стоявших на обочине. У некоторых замерзшие стекла — видно, что машины провели на дороге как минимум несколько часов, если не целую ночь.

Владельцы других натужно пытались что-то сделать. Или, уже потеряв надежду, ждали помощь. Разумеется, люди столкнулись с разными проблемами. Так, водителя Nissan подвело сцепление — у него не включались передачи. Еще один мужчина заливал охлаждающую жидкость.

Хотя сотрудники служб эвакуации солидарны: «Абсолютное большинство вызовов поступает от собственников дизельных машин, и в этом смысле нынешняя зима ничем не отличается от предыдущих. Причем марка автомобиля не играет роли. Это и премиум-класс — BMW, Mercedes, Audi, и „бюджетники“ — Kia, Renault, Nissan разных годов выпуска. Из необычных клиентов был владелец свежего Chevrolet Suburban. Все рассказывают две похожие истории. Первая: совсем не завелся, не помог ни прогрев свечей, ни керосин, ни прочие примочки. Вторая: двигатель заработал, автомобиль даже выехал с парковки, а потом стал глохнуть и в итоге стал колом на дороге».

За минувшие выходные самый, пожалуй, громкий случай произошел на трассе М1, где вместе с пассажирами застрял автобус Москва — Минск. На выручку пришли дорожники, сотрудники ГАИ и МЧС. Как подчеркивали представители перевозчика, причиной незапланированной остановки стало именно замерзшее дизтопливо.

Опытные дизелисты давно обзавелись зимним набором. На ул. Кижеватова встретили водителя микроавтобуса Volkswagen. На решетку радиатора заботливо накинуто старое одеяло. Впрочем, это мало помогло, и в ход пошли более действенные, «огнедышащие» средства. «Главное, полностью выездил летнее топливо, неделю назад заправился зимним (сорт F с предельной температурой фильтруемости минус 20 градусов по Цельсию) и все равно столкнулся с проблемой, — сетует мужчина. — Проблемы начались при минус 20. Завестись-то завелся, а вот как выехал — начал глохнуть».

Спрашиваем, чем помочь. Водитель в сердцах бросает: «Тут только паяльная лампа поможет!» Через несколько минут, проезжая мимо, обратили внимание, что микроавтобус все-таки смог уехать.

Еще одного автомобилиста, который не смог беспроблемно передвигаться, мы застали на ул. Сырокомли. Мужчина напряженно вглядывался в подкапотное пространство UAZ Patriot. Объяснил, что заправлял месяц назад, в начале декабря (заметим, что в это время на всех АЗС уже продавалось зимнее дизтопливо). Но оказался готов к такому сценарию: залил специальную размораживающую присадку и ждет, когда она подействует.

— Самое интересное, что другая машина у меня — дизельный Volkswagen Passat, но я заправлялся на другой АЗС и все нормально, — удивляется наш собеседник.

Во время репортажа мы установили: водители, столкнувшиеся с зимними проблемами, называют разные сети АЗС, какой-то четкой тенденции нет. Но еще в воскресенье концерн «Белнефтехим» распространил недвусмысленное сообщение о том, что необходимо проверить топливо, которое продается на заправках, не входящих в состав концерна. Это прямой намек на российское ДТ.

Ходили даже слухи, что в минувшие выходные якобы некоторые заправки были закрыты или не отпускали дизтопливо. Чтобы проверить информацию, мы отправились по названным адресам и не только.

Первым делом заехали на заправку «Славнефти», которая находится на пр. Жукова. Как утверждал стенд, там проходит акция.

Одна из колонок была огорожена фишками, на кране с дизтопливом висела табличка «Пистолет не работает». Но рядом совершенно спокойно заправлялись ДТ. Так что, вероятно, это связано с какими-то работами.

На АЗС «Газпромнефти», что на ул. Аэродромной, было довольно оживленно. Кто-то заливал бензин, кто-то — дизтопливо. Все работало, и можно было заправить полный бак.

Аналогичная картина на Lukoil (на ул. Кижеватова). Автомобилей гораздо меньше, но все пистолеты «заряжены».

На выезде из города (в направлении Слуцка) находятся еще две заправки. На «газпромовской» несколько мужчин заливали антифриз в Mercedes.

В остальном все как обычно. Сотрудник АЗС заверил: «Есть дизтопливо, которое не замерзнет до минус 20 градусов».

У «соседки» (входящей в сеть Lukoil) тоже полным ходом шла заправка. Поинтересовались у дальнобойщика на DAF, какие хитрости использует он. Шофер только удивился: «Никаких. Просто заправляюсь, и все, ничего не мерзло».

На слуцкой трассе заехали на заправку «Белоруснефти», где также были открыты все колонки.

Единственная АЗС, которая была закрыта для автомобилистов, — это А-100 на МКАД. Если верить табличке на белорусском языке, проводились технологические работы с кассовым оборудованием.

Зато в паре километров другая заправка этой же компании работала, в том числе пистолеты с дизтопливом.

Тем не менее информация о проблемах с ДТ уже широко разошлась. По нашим данным, Госстандарт, у которого есть лаборатория для проведения испытаний, ведет отбор проб. Машину с наклейкой этой организации мы увидели на одной из АЗС. Специалисты проверяли техническую документацию.

Чуть позже пресс-служба Госстандарта сообщила: «В настоящее время такие контрольно-надзорные мероприятия по всей республике уже начаты и будут проводиться на системной основе. На различных автозаправочных станциях выборочно будут отбираться образцы реализуемого дизельного топлива для проведения испытаний по показателю „предельная температура фильтруемости“ и другим нормативным требованиям. Обобщенные результаты будут представлены к концу января».

Речь идет о предельной температуре фильтруемости, по которой определяют степень замерзания дизтоплива. При понижении температуры оно становится более вязким, мутным. Это означает, что началась кристаллизация парафинов, которые входят в состав ДТ. Сито фильтра автомобиля в определенный момент забивается, и топливо не поступает по системе. Этот момент и называют предельной температурой фильтруемости.

В Госстандарте также обратили внимание, что «каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, сопровождается документом о качестве (паспортом), копию которого продавец обязан предъявить по требованию потребителя. Документ о качестве должен содержать нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям ТР ТС 013/2011, в том числе по показателю „предельная температура фильтруемости“. С учетом вышеизложенного, для определения возможности использования реализуемого на автозаправочных станциях зимнего дизельного топлива в реальных погодных условиях покупателю рекомендуется ознакомиться с его фактическим значением предельной температуры фильтруемости, приведенным в документе о качестве (паспорте)».

Надеемся, вскоре результат проверки (итоги должны быть известны к концу января) будет объявлен публично. Однако, по нашим ощущениям, проблемы с дизтопливом и сейчас не являются массовыми. Ситуация характерна для первых настоящих морозов. Проще всего обвинить топливо. Но если разобраться, то проблема может быть в другом, например в остатках летнего ДТ, которое «хранилось» на дне бака, загрязненности топливной системы и так далее. Чтобы выяснить объективную причину, нужно провести полноценное исследование солярки, изъятой из «замерзшего» автомобиля. Только кто этим будет заниматься? Ведь ради принципа нужно отправиться в Россию, да еще заплатить немалую сумму за экспертизу.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by