Из Минска в Брест и обратно за 270 тысяч рублей на собственной машине. Не шутка

 
06 февраля 2016 в 8:00
Источник: Даниил Гаркавый. Фото: Даниил Гаркавый
Источник: Даниил Гаркавый. Фото: Даниил Гаркавый

Сколько стоит, скажем, доехать на автомобиле из Минска в Брест? Расстояние округлим до 350 км. Расход топлива трех условных автомобилей по трассе — 5, 7 и 9 литров АИ-95 на 100 километров. Считаем: около 210 000, 291 000 и 375 000 девальвирующихся белорусских рублей соответственно. А теперь приветствуем Романа, который приехал рассказать о своем не совсем обычном Opel Zafira B. На этой машине на дорогу из Минска в Брест уйдет чуть меньше 130 000 рублей.

Сколько, сколько? 130 000? Роман улыбается крайне довольный своим выбором — заводской метановой установкой. Доллар растет, реальные доходы уменьшаются, налоги и сборы увеличиваются. Многие задумываются о том, чтобы увиливать от оплаты пошлин. Кто-то исправно отсчитывает купюры в доход государства, но вынужден ограничивать себя, например, в своевременном техобслуживании автомобиля. А ведь это потенциальная угроза и для себя, и для окружающих людей. В общем, время сейчас самое подходящее для того, чтобы пересмотреть расходы и оптимизировать их.

Вот он, Opel Zafira B — покоритель сердец белорусов, которые умеют считать свои деньги

Роман оказался предусмотрительным и сделал это еще 3 года назад. «У меня уже была машина на газу — на пропане, — вспоминает он. — „Шестерка“ „Жигули“. В середине нулевых была тяжелая ситуация с бензином. Он попросту отсутствовал. Стояли на заправках, заливали литров по 20. В связи с этим я установил в своей машине газовое оборудование. Поставили все в гараже. В дороге, бывало, сопровождал запах газа. Намучился. Но при всех этих страданиях цена была очень и очень выгодной. Когда я ездил на своем предыдущем автомобиле, Zafira A, то вспомнил опыт с „Жигулями“ и решил снова попробовать автомобиль на газу. Принципиальным критерием выбора была заводская установка. А заводские установки — это метан».

Нынешний выбор Романа — Opel Zafira B 2008 г. в. с двигателем объемом 1,6 литра и заводским оборудованием, позволяющим мотору работать на метане. В Беларусь машину ввезли в 2013 году, когда на одометре была 91 тысяча километров. Владелец не скрывает: тысяч 50 перед ввозом было откручено точно. Спустя 3 года пробег увеличился на 62 тысячи километров. Но шестьдесят тысяч на бензине и на газу, говорит Роман, — это большая разница.

Автомобиль не то чтобы совсем уж необычный, скорее, он непопулярный. Для среднестатистического подсчета количества метановых Zafira B далеко ходить не надо. В нашей «Автобарахолке» на полторы сотни бензиново-дизельных предложений есть всего лишь 4 варианта с газом. Наличие или отсутствие такой установки на цену автомобиля не влияет. Негусто!

Транспортное средство с газовым хранилищем — звучит несколько настораживающе. А как на самом деле? «Заводское оборудование — это спокойствие, — уверяет нас Роман, — я не волнуюсь, как там это все на СТО или в гараже у дяди Вани установили, все ли закрутили. После покупки я отвез машину на переосвидетельствование баллонов. В Беларуси этим занимается ОАО „Газпром трансгаз Беларусь“. Раз в 10 лет необходимо снимать баллоны и проверять их герметичность, а также узлы соединения. Каждые 5 лет проводится менее масштабный контроль. Как раз мой случай — пошла вторая пятилетка. Во время техосмотра никаких дополнительных процедур проводить не надо. Достаточно показать документы, что баллоны прошли проверку и допущены к использованию. Каждый баллон, к слову, имеет свой уникальный номер. Выходит, никаких причин для волнения нет».

Так выглядят документы на газовое оборудование
А так выглядят баллоны с газом. Разумеется, они под защитным кожухом

Баллоны с CNG (compressed natural gas, то есть сжатый природный газ, метан) находятся сзади под днищем. При этом в сравнении с бензиновой версией багажник конструктивно не уменьшен. Единственное но возникает при желании взять с собой запасное колесо. Оно займет место внутри.

Кроме этих четырех баллонов, есть бак на 15 литров бензина. Поэтому автомобиль можно смело называть гибридом. Приоритет, разумеется, метану. Но если в дороге газ закончится, то автоматика включит подачу бензина. На ходу это не будет заметно.

Между двумя видами топлива можно переключаться и вручную. Делается это с помощью маленькой кнопки на панели в салоне. На ней нарисована колонка — поначалу ее можно принять за кнопку открывания бака. Одно нажатие — и стрелка уровня топлива на приборной панели резво прыгает в другое положение: показывает, сколько газа в баллонах. Теперь Zafira работает на газу. Примечательно, что сбрасывать скорость при этом не обязательно.

Бензин
Нажимаем кнопку...
…теперь стрелка показывает остаток газа

Если газовая установка в автомобиле — это такое преимущество, то зачем же тогда в нем есть запас на 15 литров? «Летом я не использую бензин, — говорит автовладелец. — Разве что как „докатку“ до заправки или во время дальних поездок. А вот когда похолоднее, около 3 градусов ниже нуля, тогда уже вечером, перед тем как глушить машину, перехожу все-таки на бензин. Утром прогреваю — снова включаю газ. На метане машина прогревается дольше, а при езде на непрогретом двигателе ощущаются рывки. К слову, если бензина нет, то метановая машина, в отличие от авто с пропановыми установками, заведется на газу».

А как заправить автомобиль газом? Неужели за низкую стоимость топлива приходится расплачиваться неудобством при заправке: открывать капот, багажник и звать специально обученных людей? Трижды нет. Но без незначительных нюансов не обходится. Чтобы все проверить, едем на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС).

«В Минске всего 4 станции, на которых заправляют метаном: в Ждановичах, Малиновке, Колядичах и Степянке, — продолжает свой рассказ Роман. — В области — что-то около десяти с учетом столичных, но не все доступны для личных машин. При этом на станции в Малиновке европереходником (а для автомобилей, на которых метановое оборудование установлено на заводе, подходит только такой) оборудована лишь одна колонка. В Ждановичах европереходник — съемная насадка, заправляться можно на любой колонке, но сам переходник только один. Сейчас газовых машин с европереходниками в Беларуси немного — очередей нет. Но в теории если приедут три машины одна за другой, то придется постоять».

Увы, на АГНКС можно заправить свой автомобиль только метаном. Получается, что сначала необходимо ехать на одну заправку за газом, а следом на другую — за бензином. Такого неудобства нет в Европе, где автомобили на CNG и, соответственно, газовые заправки гораздо популярнее. Во время путешествия в Германию Роман одновременно заправлялся и бензином, и метаном. Кстати, за границей на заправках газ считается в килограммах.

У нас метан считают в кубических метрах. 1 кубометр — невероятные 5 000 рублей. Цена, кстати, привязана к стоимости литра АИ-92, поэтому повышение коммунальных платежей на автомобиле не сказывается. Это даже дешевле, чем пропан. Для метана 1 куб. м равен 0,71 кг и, наоборот, 1 кг равен 1,47 куб. м. Так что если считать в килограммах, то цена за газ равна 7 042 рубля.

В четыре баллона Zafira летом вмещается до 27 кубов, зимой — около 31. Полный бак — это 135 000 рублей летом и 155 000 зимой. Городской «потолок» езды на метане — примерно 320 километров, загородный — 420. Никакой дизель и рядом не урчал. Ну а если условный вентиль с газом перекрывается, то на 15 литрах автомобиль проедет еще 180—200 километров. Рекорд Романа — около 515 км от Бреста до Познани с тремя пассажирами и полностью загруженным багажником.

На метановой заправке в Ждановичах мы попали на технологический перерыв. Вот и еще один минус выбора метана: если заправка закрыта, то ближайшая может быть на другом конце города. Станция в Малиновке ближе — всего-то 15 минут езды. Тоже не вариант. 20—30 минут, обещанных оператором станции до возобновления работы, лучше потратить на изучение устройства АГНКС.

Шесть колонок отделены друг от друга бетонными плитами, около каждой — единственный шланг. Чтобы вставить его в Zafira, необходим тот самый европереходник. В интернете есть объявления о продаже таких устройств, но их ценник — примерно полтора миллиона. Сомнительное удовольствие с учетом основного преимущества CNG — экономии.

Очереди нет, лишь возле первого заправочного места одиноко стоит микроавтобус. Нет и общей крыши над колонками, магазина, мойки и пылесоса, что для человека, привыкшего к инфраструктуре обычных заправок, выглядит довольно странно. Пожалуй, 20—30 минут на то, чтобы осмотреться, многовато.

Перерыв заканчивается, Роман идет за переходником. Через него шланг от колонки подключается к разъему возле горловины бака. Поворот рычага на колонке — заправка началась. Через 4 минуты оператор станции объявляет: «Четвертая колонка заправлена». Роман возвращает рычаг на колонке в первоначальное положение, отключает шланг от переходника и достает последний. Все предельно просто.

Тот самый европереходник

Всего за те полчаса, что понадобились на заправку с учетом перерыва, на станцию подъехало еще четыре автомобиля. Два из них принадлежат популярным в Минске службам такси. Кто, как не таксисты, знает, как снизить себестоимость поездки!

* * *

В умах, кошельках и на заправках «бензин» давно спорит с дизелем. Те, кто любят современные технологии или всерьез увлекаются заботой об окружающей среде, постепенно осваивают гибриды и даже электрокары. Каждое новое открытие «розетки для автомобилей» вовсе становится поводом для новостей. И в это же время рядом с нами колесят машины на самом выгодном в период экономического кризиса источнике энергии. О цене такого топлива можно не вспоминать даже на заправке, ну а автомобили, которые его используют, уж точно не станут героями «дизельгейтов».

Самый главный плюс заводской метановой установки — цена на топливо. А поскольку таких автомобилей немного, то во время заправки вряд ли будет очередь. И это перевешивает противоположную чашу весов, на которой располагается минус автомобиля с CNG — небольшое количество заправок.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by