Медвежья услуга или пропустить Audi все же надо было? Разбираем аварию на Казинца

 
20 февраля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Для второй публикации «Разбора полетов» мы выбрали аварию, произошедшую на улице Казинца в Минске. Учебная машина стояла во второй полосе, пропуская Audi 80. Водитель последнего автомобиля решил никого не задерживать и стартанул. А в это время в него врезался таксист, ехавший в третьем ряду. На самом деле, типичная ситуация: один пропускает, другой из благодарности спешит, а третий даже не подозревает об опасности. Можно ли считать желание курсанта (или, точнее, инструктора) медвежьей услугой? Что скажет Юрий Краснов, который всегда призывает помогать другим автомобилистам?

— Нет повести печальнее на свете, чем та, что мы расскажем в интернете, — вдруг заговорил стихами наш эксперт. — Ехал по дороге как-то раз таксист, по главной. Может, даже на заказ… И вдруг ему в бок какой-то водитель — р-р-раз. И он на встречку улетел. Конечно, он такого не хотел. Но что поделаешь, когда случается такая ерунда!

Сначала внимательно осматриваем перекресток с точки зрения организации дорожного движения. Итак, узкий проезд, с которого разрешены повороты налево и направо на улицу Казинца. Там же имеется разрыв в разметке. Разумеется, установлен знак «Уступить дорогу». Вдоль проезжей части припаркованы автомобили.

— Заметили, что в момент ДТП в первой полосе стоял самосвал? — спрашиваем у Юрия Краснова.

— Конечно! Я видео много раз просмотрел. И обратил внимание, что с крайней правой полосы в проезд пытался повернуть еще один автомобиль. Но ему мешала эта Audi. Проезд чрезвычайно узкий, и даже по следам на газоне видно, как сложно разъезжаться водителям.

На улице Казинца днем разреженное движение, что на первый взгляд кажется преимуществом — есть возможность нырнуть в «пробел». Но в действительности такие условия — когда есть мнимая свобода маневра в условиях небезопасной скорости — эксперты называют самыми аварийными.

— Если честно, я бы вообще отказался от этого маневра, а повернул бы направо и потом развернулся. Но если все же стоит такая задача, то давайте попробуем, — сначала эксперт (всего он трижды поворачивал с проезда налево) пытается оценить обстановку с позиции водителя Audi. — Беру как можно правее, чтобы разъехаться со встречными водителями. Потом выезжаю в крайний правый ряд: все равно по нему движение не идет, а припаркованные автомобили перекрывают обзор. Кстати, в той ситуации маневра водителя Audi ждали несколько человек: инструктор учебной машины, поворачивавший направо автомобилист и ехавшие сзади. Потому он, вероятно, и торопился, на него давило осознание, что он кого-то задерживает.

Во время первой попытки нашему водителю удалось повернуть, в общем-то, безболезненно. Интересно, что проезд расположен между двух светофоров. И если бы на них одновременно загорался красный, то задача была бы еще проще. Но сколько мы ни наблюдали за обстановкой, ни разу такого совпадения не заметили.

Юрий Краснов выезжает из проезда на ул. Казинца на Kia (справа)

Второй раз поворачиваем из сложного проезда. И слева, и справа движутся машины. Возможности никакой нет, а в это время с ул. Казинца к нам поворачивает Skoda, водитель которой пытается совершить маневр со второй полосы! Это очень характерно, потому что с первой не получится вписаться в узкий проезд. Для нас обзор ограничен... Уф! По-настоящему сложная ситуация.

Третья попытка. На этот раз слева машин нет, справа — поток. Вот-вот он закончится, Краснов частично выезжает во вторую полосу. Но тут неожиданно останавливается грузовик, который хочет повернуть налево — с ул. Казинца в проезд. «Я попал в ловушку», — признается наш водитель.

Когда он опять готов стартануть, слева появляется Renault. Откуда? Ведь там горит красный! Потом уже мы поняли, что водитель выехал из такого же дворового проезда. В общем, маневр действительно крайне непростой: надо следить за множеством объектов, все осложняется закрытым обзором и узким проездом. Водитель Audi был поставлен в очень жесткие дорожные условия.

— Тем не менее это не снимает с него вины в ДТП, — считает Юрий Краснов. — Выезжая в третий ряд, он мог бы убедиться, что по этой полосе никто не едет, даже в условиях ограниченного обзора.

Теперь рассматриваем ситуацию с точки зрения курсанта (инструктора, который по ПДД является водителем). Движемся по ул. Казинца по направлению к злополучному проезду.

— Какое ваше мнение: курсант с инструктором оказали медвежью услугу? — задаем провокационный вопрос, зная отношение эксперта к взаимопомощи на дорогах.

— Понимаете, мы в принципе не знаем, почему остановилась учебная машина. Мне, например, кажется, что кто-то пытался повернуть направо со второго ряда и поток притормозил. А курсант просто не смог быстро тронуться, — рассуждает Юрий Краснов.

В любом случае Chevrolet с буквой «У» стоял во второй полосе. Он стал невольным участником ситуации. Мнения на форуме разделились. Были те, кто обвинял курсанта и инструктора.

— Есть суждение, что в подобных ситуациях не следует уступать, поскольку вы провоцируете аварийную ситуацию, — приводим точку зрения многих водителей.

— Помогать надо! — парирует Юрий Краснов. — Но это тоже надо делать умеючи. Вот у меня мания помогания, как сказала психолог, к которой я обращался. Однако я всегда задаю себе вопрос: целесообразно ли это? Ведь можно так «помочь», что тебе в бампер прилетит ничего не подозревающий автомобилист.

В этот момент перед нами заглохла как раз учебная машина. Интересное совпадение! Наш водитель останавливается, включает «аварийку» и буквально «болеет» за курсанта: «Ну давай, подведи сцепление. Газ!»

— Тут еще какой момент, — продолжает эксперт. — Если в Европе один автомобилист кому-то помогает, то другие тоже подключаются. А у нас не так… Даже если предположить, что курсант с инструктором помогали водителю Audi, я бы их не обвинял. Ведь в сложной ситуации они исходили из благих побуждений.

Честно говоря, у нас несколько иное мнение. Ведь вторая полоса — это ряд для движения, в котором обычно не стоят припаркованные автомобили. Любое препятствие там может быть расценено как создание аварийной обстановки.

Несколько поспорив, принимаемся изучать ситуацию с позиции таксиста на Citroen, который двигался по крайней левой полосе. Очевидно, что появление Audi стало для него полной неожиданностью.

— В самый последний момент таксист нажал на педаль тормоза и вывернул руль в сторону, — замечает эксперт.

— Но он же находился на главной дороге!

— Ну и что… Если я не буду применять торможение на главной, то рано или поздно попаду в аварию. У него был закрыт обзор, что, в принципе, само по себе опасно. Не видишь — снижай скорость! А он после удара еще проехал немалое расстояние, прежде чем остановился.

В момент, когда мы находились возле злополучного проезда, у нас самих возникла неприятная ситуация. Как и таксист, мы ехали по крайней левой полосе. По второму ряду двигался автобус. А из проезда налево поворачивала легковая машина, ее нос частично оказался в средней полосе. Вместо того чтобы притормозить, водитель автобуса принял левее и начал поджимать нас. Опасно!

Подытоживая, Юрий Краснов подчеркнул: «В самой сложной ситуации находился водитель Audi. На него давило то, что он задерживает нескольких водителей. По этой причине автомобилист стал действовать быстро и рискованно. Таксист был не совсем осмотрителен и не прочитал угрозу. А курсанта и инструктора я бы ни в чем не винил — они действовали достаточно адекватно».

А на наш взгляд, здесь нужно устанавливать еще один светофор. Правда, это дорого, сложно и долго. Простой вариант — запретить поворот налево из этого проезда на ул. Казинца. Параллельно конструктивными мерами ограничить парковку ближе 15 метров. В качестве временных мер могут использоваться делиниаторы, которые первыми появились как раз на этой улице.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by