Много раз мы описывали истории, когда формальные владельцы автомобилей, продавшие их по доверенности, становились заложниками обстоятельств. Оплачивали за других штрафы с камер скорости, выступали соответчиками по искам о чужих ДТП и так далее. Но ситуация нашего читателя совсем другая. По словам Владимира (имя изменено) из Солигорска, он приобрел Citroen C4, передав деньги посреднику, а через несколько месяцев собственник машины вдруг отозвал доверенность. В итоге мужчина остался без автомобиля и денег, да еще вынужден был оплатить судебные расходы. Чем еще чревато приобретение машины без оформления, читайте в нашей публикации.
— Весной 2014 года я решил сменить автомобиль и начал искать подходящий, — начало у истории Владимира стандартное. — Спустя некоторое время определился с маркой и моделью. Понравившийся мне Citroen C4 (2006 г. в.) был найден, имелись незначительные дефекты, которые продавец обещал устранить. Обсудили сумму сделки и договорились встретиться позже.
По словам нашего читателя, он не искал машину по объявлениям в интернете, а обратился к знакомому, который занимается продажей автомобилей. Все три участника этой истории проживали в Солигорске.
— По документам собственником являлся другой человек, — продолжает Владимир. — Меня это не смутило. Ведь я знал, что продавец занят в этом бизнесе. В роли владельца обычно выступает так называемая «вешалка» — знакомый, на которого оформляется машина. По такой же схеме приятелю моего брата был продан аналогичный Citroen, который до сих пор ездит и не приносит покупателю никаких проблем.
Еще одно препятствие для переоформления — невозможность снять автомобиль с учета, поскольку еще не прошло полгода с момента, как он был пригнан из России. Кстати, отсутствие единой базы и затянутый процесс проверки «чистоты» машины до сих пор у многих вызывает недоумение.
— Решили оформить генеральную доверенность, — говорит Владимир. — Приехал человек, на которого был оформлен автомобиль. Никакой речи о деньгах не шло. Мы с ним даже не разговаривали. После этого я передал продавцу сумму, эквивалентную $7750. Еще одной моей ошибкой было то, что я сразу не потребовал расписку.
Несколько месяцев наш читатель пользовался машиной. Но потом решил продать ее. Покупатель нашелся быстро, они договорились, оформили договор купли-продажи, но в РОВД столкнулись с неожиданностью. Оказалось, Владимир уже не имеет никакого права распоряжаться автомобилем — доверенность аннулирована.
— Я не подозревал, что она может быть признана недействительной в одностороннем порядке. Меня даже не уведомили об этом, — удивляется читатель. — Сделку пришлось отменить, а машиной я решил не пользоваться до выяснения всех обстоятельств.
По словам мужчины, он связался с продавцом. Тот заверил, что решит вопрос. Однако дело с места так и не сдвинулось. Тогда состоялся разговор с формальным владельцем Citroen, который заявил, что автомобиль реально принадлежит ему. Он поручил приятелю продать его, но знакомый денег не дал, машину не вернул, потому и было принято решение аннулировать доверенность.
В январе 2015 года собственник автомобиля обратился в РОВД с заявлением на продавца. Сотрудники милиции провели проверку и выяснили, что в действиях посредника «отсутствует состав преступления». В возбуждении уголовного дела было отказано.
Кто-то посоветовал владельцу машины подать в суд на Владимира, что и было сделано в феврале того же года. В заявлении владелец подтвердил, что обратился к знакомому за помощью для продажи данного Citroen, поскольку «у него широкий круг знакомых, а он гарантировал, правда на словах, что выгодно и быстро найдет покупателя».
Посредник не раз брал автомобиль, показывал покупателям и, если не сходились в цене, возвращал. По словам собственника машины, тем самым полностью вошел в доверие.
«В июле — августе 2014 года он [посредник. — Прим. Onliner.by] меня заверил, что практически нашел хорошего покупателя, только надо немного подождать, — сказано в исковом заявлении. — В это же время мои знакомые стали мне говорить, что он, скорее всего, продал мой автомобиль. Так как они видели, что на нем ездит совершенно другой человек».
Как утверждает фактический владелец Citroen, посредник убедил его, что покупатель надежный, деньги отдаст позже, надо только оформить доверенность. А когда оплату не получил, то решил аннулировать документ. В заявлении истец потребовал вернуть ему машину.
— На заседания привлекался посредник, но в качестве третьего лица, — уверяет Владимир. — Я заявил, что владею автомобилем правомерно, так как заплатил деньги продавцу. Но суд заметил: такие сделки должны заключаться составлением договора купли-продажи и регистрацией его в ГАИ, а поскольку эти условия соблюдены не были, то сделка является ничтожной. В апреле 2015-го иск был удовлетворен. В присутствии исполнителя я вернул машину, в ответ получил расписку. Также мне пришлось оплатить госпошлину (4,9 млн рублей) и процессуальные издержки (67 тыс. рублей).
Таким образом, заключает читатель, он остался без автомобиля, денег, да еще вынужден был покрывать судебные расходы. Сейчас Владимир признает: допустил критическую ошибку, согласившись покупать машину по доверенности у малознакомых людей и не потребовав к тому же расписку.
— На самом деле расписка уже имеется. Позже продавец написал ее, — говорит наш читатель. — Сам он утверждал, мол, продаст что-нибудь и вернет деньги. Потом перестал отвечать на звонки. Официально продавец нигде не работает. Когда я его встречал, он обещал «Потом-потом» и опять пропадал. По моей информации, на его имя были оформлены два автомобиля — Mercedes и Opel. Однако за это время он снял их с учета. Кому они попали, я не знаю.
Тогда Владимир решил сам подать в суд — на продавца. Ведь последний фактически признал долг.
— На первое и последующие заседания ответчик не являлся, и суд вынес заочное решение, — продолжает читатель. — Мой иск был удовлетворен в полном объеме. Ответчику отправили копию решения суда. Повестки в суд он якобы не получал, но копия решения оказалась у него на руках. Тогда он обжаловал решение, поскольку будто бы не был уведомлен. В октябре 2015-го ответчик признал иск. Его спросили, почему же он обжаловал предыдущее точно такое же решение, однако внятного ответа не получили. Думаю, это было просто затягивание времени.
Суд решил взыскать с продавца 79 млн рублей (что было эквивалентно $7750), а также судебные расходы (1,4 млн) и госпошлину (3,9 млн). Однако сделать это оказалось непросто.
— Материалы были переданы судебным исполнителям. Продавец заявил, что якобы живет в Слуцком районе, хотя, по моим данным, являлся соседом фактического владельца автомобиля, то есть жил в Солигорске, — подытоживает несостоявшийся владелец Citroen. — Когда выехали в Слуцкий район, оказалось, что дом нежилой. То есть место жительства продавца неизвестно. По идее, надо делать опись имущества, но уведомить его не могут. Я обращался в РОВД, там сказали, что, вероятно, необходимо подавать в розыск. Прошло четыре месяца, я до сих пор не получил денег, и нет гарантии, что получу.
С одной стороны, время сыграло в пользу Владимира: с весны 2014-го цены на автомобили здорово просели. Стоимость аналогичного Citroen на «Автобарахолке» начинается от $4300 в эквиваленте. С другой стороны, произошла девальвация, и 79 млн рублей сегодня — это $3650. Но главный вопрос: как вернуть хотя бы эту сумму? Наш читатель не знает, как повлиять на ситуацию, и находится в растерянности, потому что законные методы он уже исчерпал.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by