Норвегия: узкие трассы, непуганые олени и методы, которым стоит научиться нашим дорожникам

 
13 марта 2016 в 8:00
Источник: Родион Мирский
Источник: Родион Мирский

«Отличительная черта скандинавов — их математическая точность, — считает наш читатель Павел. — И это стремление к выверению, просчитыванию всех вариантов, особенно хорошо отражается на их дорогах». Павел ездил на полуостров несколько раз: то в Швецию, то в Финляндию, то в Норвегию — и каждый раз он ехал на автомобиле через Россию, без использования услуг парома. Проезжали по 800 километров, делали паузу на короткий сон, а потом вновь в путь. За неполные пару суток и добрались до норвежского города Нарвик. Передвигались и ночью, в тех местах после полуночи все равно светло — близок Полярный круг. О дорогах Норвегии и необычных привычках местных водителей — в монологе путешественника.

— В Норвегию попали в первый раз в 2014 году, хотели попасть в Национальный парк Абиску, порыбачить на местных водоемах, посмотреть на северное сияние, а заодно взглянуть, как там живут. Выехали из Гомельской области на нашем микроавтобусе Volkswagen и через полтора суток были на месте. Поначалу по России и Финляндии двигались быстро, но после не могли устоять перед красотами мест, снизили скорость, чтобы насладиться видами. Всю дорогу было светло, однажды посмотрел на часы — а там 2:00 ночи. Ехать с включенным светом фар там обязательно, а потому из-за близости к Полярному кругу не сильно и заметно, когда день сменяется ночью. Ехать по норвежским трассам не очень тяжело, правда, никогда не рассчитаешь заранее погоду. Она может меняться по несколько раз за день. В Нарвике мы наблюдали интересный эффект: с отливом городок наполнялся холодным воздухом, сошедшим с гор, с приливом дул теплый бриз, пришедший вместе с Гольфстримом. Не знаю, как работает местный гидрометеоцентр, но дожди меняются с ясной погодой за один час — по крайней мере, так было в августе.

Трассы на севере страны узкие: нет обочин, сразу начинается кювет. Зато через каждые 15—16 километров встречаются зоны для отдыха, выделенные, как наши автобусные остановки. Также остановиться можно на обзорных площадках. Там стоят столики, есть туалеты, кое-где даже горячая вода. Чаще всего встречаются двухполоски. Широкой дорогой считается та, у которой в одном направлении два ряда, в другом — один, и встречные потоки разделяет тросовое ограждение. В этом вновь проявляется точный расчет норвежцев: плотность населения очень мала, сплошного трафика за городом нет. Мы в этом убедились: на нашем пути по дороге встречались редкие автомобили, бывало, за 40—50 километров не видели ни одной машины. В основном, как нам показалось, трафик составляют туристы. Там сильно развит «внутренний» туризм: южане едут посмотреть на северное сияние, порыбачить, залезть в горы, а северяне отправляются вниз по карте взглянуть на Осло и его окружение.

Сами дороги хороши, покрытие отличное. Перепады температур, о которых так часто говорят наши дорожники, там как будто не имеют отражения на асфальте. На участках, где часто выпадает снег, стоят вагончики, поблизости «припарковано» навесное оборудование для расчистки. Его, естественно, никто не трогает. В случае необходимости машина подъезжает, пристегивает «спецприцеп» и занимается уборкой. Лишний раз оборудование не гоняют из другого города. В вопросах расчистки дорог местные рабочие весьма щепетильны. Если один дом стоит на отшибе в нескольких километрах от населенного пункта, техника все равно до него доедет и уберет снег.

По дороге нам встретился ремонтируемый участок трассы. Заметили, что начальники там не бегают с указаниями, все общаются по рации. Сам участок выделен частыми хорошо просматриваемыми светоотражающими столбиками, вылететь невозможно. Во время доставки асфальта его укрывают специальным покрывалом, чтобы не нарушить технологию, сохранить нужную температуру. Лесные дороги посыпаны уплотненным щебнем. Его берут неподалеку (вокруг же горы), под строительство дороги в отдельном районе разрабатывают рудник. Везде оборудованы устройства для отвода воды с проезжей части: либо переливочные трубы, либо канавки, либо дренажные отводы. Так асфальт служит дольше. На щебеночной однополоске смело можно разгоняться до 80 км/ч на ровных участках. Но все равно стоит помнить о диких животных.

 

Опасным может показаться соседство дорог с лесами. Часто трассы переходят животные: олени, лоси, лисы. Они там не пугливые, могут идти по дороге вразвалку, не уйдут с пути, пока не посигналишь. Сетки не предусмотрены, это бы противоречило принципам местных жителей: они слишком бережно относятся к природе, чтобы запрещать животным гулять там, где им захочется. В Беларуси водители моргают дальним светом фар, если проехали пост ГАИ, в Норвегии — если заметили животное. Сразу понятно, что надо снизить скорость. Но, в принципе, там никто не гоняет. Скоростных автострад нет как таковых, максимум за городом — 80—90 км/ч, в населенных пунктах — в основном 40—50 км/ч.

За соблюдением скоростных режимов следят камеры. О месте их установки водителя предупредят трижды, не как у нас. Однако за городом негде разогнаться: подъемы, спуски, закрученные объезды вокруг гор. Полицейских на дорогах не видно. С ними мы встретились лишь однажды. На обратном пути я, видимо, сильно устал и начал немного вилять. Судя по всему, кто-то из соседей по потоку позвонил в полицию — для них это норма, воспринимается не как стукачество, а как проявление гражданской позиции. Наш Volkswagen остановили, меня попросили подуть в трубку. Результат — 0,0. Полицейские (прекрасно владеющие английским) довольно вежливо посоветовали доехать до ближайшей стоянки и немного поспать, потому как в полусонном состоянии водить опасно.

Ездят норвежцы на разных машинах, предпочтение отдают внедорожникам и полноприводным моделям. Но особых пристрастий в марках — как, например, Volvo у шведов — у них нет. Меня поразило, что грузовиками, фурами и карьерными самосвалами там спокойно управляют 25—30-летние девушки. У нас это редкость. Мы приезжали в августе, а потому не видели машин с шипами и цепями на покрышках. Но знаю, что зимой это обязательно в стране.

Требование знаков там соблюдают, никто не подрезает. Чтобы выпустить пар, молодежь отправляется на трассы между мелкими поселками, устраивает там небольшие слеты тюнингистов, разные «покатушки»: драг-рейсинг, дрифтинг. Благо состояние покрытия позволяет. Скандинавы, в принципе, любят автомобили, это у них модное увлечение. Особенно актуальна реставрация олд-таймеров, в первую очередь «американцев». Власти поощряют это, владельцам ретромашин делают послабления в вопросах страховки, налогов. Сами хозяева ретромобилей любят медленно проехаться колонной по центральным улицам городов по выходным — так сказать, покрасоваться.

Города на севере страны в основном небольшие: 20—30 тысяч жителей. Парковки платные только в историческом центре, там, где узенькие улочки. В основном плата взимается за стоянку дольше какого-то времени: 30 минут — часа. Парковщиков мы не видели, скорее всего, работает паркомат. Практически только в городах можно встретить классические в нашем понимании заправки. АЗС на трассах безлюдны: колонка, приемник банковской карты, Wi-Fi и камера наблюдения. К слову, дизель стоил 1,3 евро. В городах нет привычного нам газона между проезжей частью и тротуаром, пешеходную дорожку отделяет только бордюр. Удивительными нам показались циклы светофоров — длятся всего лишь 15 секунд. В этих мелочах и проявляется математичность скандинавов. Они тщательно просчитывают все обстоятельства перед внедрением какого-либо объекта организации движения. Нет нагромождения знаков, расхождения их с разметкой, некомфортных заездов, вынуждающих перестраиваться или щемиться. Все выполнено максимально удобно, так сказать, эргономично с точки зрения городской среды. Турист это очень хорошо чувствует.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by