«Сначала тут насмерть сбили велосипедиста, а следом — водителя и пассажирку, пытавшихся оказать ему помощь. Беременная девочка тоже погибла», — перечисляет происшествия Вероника, жительница деревни Петковичи. Мы стоим на пороге ее дома и смотрим на огромную конструкцию под названием «Зубр» — на обратную ее сторону. Кто хоть раз проезжал по «олимпийке», как здесь по-прежнему называют М1, тот не мог пропустить постамент. Оказывается, этот зубр за последние пару лет видел немало трагедий. «Когда приехали родители девушки, чтобы поставить венок, их машина на обочине загорелась. Прошло совсем немного времени, и опять беда: два автомобиля переехали сына женщины из соседней деревни. Спустя еще два месяца тут под джип попал мужчина. Прямо мистика — и все в одном этом проклятом месте», — вспоминает женщина. Отвергнув эзотерические гипотезы, мы попытались выяснить, в чем причина череды происшествий.
Мы попросили инспекторов Брестской области просмотреть сводки происшествий. «Четыре погибших за три последних года, еще пять пострадавших, — привели статистику в Госавтоинспекции. — Все случаи зафиксированы на 249, 250, 251 километрах». Листаем подшивки. В ноябре 2013 года Peugeot 206 сбил велосипедиста (1963 г. р.), который переезжал проезжую часть. Рядом остановился Opel Astra с молодой пассажиркой — беременной студенткой 5-го курса медуниверситета. Она присела на корточки и попыталась понять, чем можно помочь велосипедисту. Как позже станет известно, он скончался на месте происшествия. Ехавший следом водитель Volkswagen Golf не заметил девушку, автомобиль протащил ее около 50 метров — второй летальный случай за вечер. Ребенок также не выжил.
На место происшествия выехали родители погибшей девушки. Они оставили свою машину Audi A6 со включенным зажиганием. Когда мужчина и женщина перешли проезжую часть, в автомобиле произошло возгорание проводки. Машину спасти не удалось. В сентябре 2014 года парень на Dodge Stratus сбил во второй полосе мужчину. После первого удара он упал под колеса ехавшего попутно BMW. Погиб на месте. В день памяти жертв ДТП, в ноябре 2014 года, тут вновь произошла смертельная авария. Пешеход (1960 г. р.) шел в крайней левой полосе дороги по ходу движения Volvo ХС90. Выходит, почти все погибшие — пешеходы-нарушители, не обозначенные фликерами, попавшие под машины в темное время суток. Определенно, это не может быть просто совпадением.
«Зубр» стоит на 250-м километре трассы Брест — Минск — граница РФ и встречает водителей, въезжающих со стороны столицы в Брестскую область. Сразу за постаментом, буквально в 200 метрах расположилась деревня Петковичи. По словам местных жителей, когда строили «олимпийку» — еще перед 1980 годом, — новая дорога прошла «поверх» старой. Сегодня в деревню просто так на машине не попасть. Можно доехать только в объезд, миновав почти 25 километров по трассе Р2 и потратив не менее получаса. Так мы и поступили. А вот пешком добраться намного проще — за 10 минут. Один нюанс (в прямом смысле жизненно важный) — идти от стоянки нужно через трассу, по которой по факту ездят со скоростью 129 км/ч. Кто-то успевает перебежать, кто-то нет.
Петковичи начинаются с череды типовых для агрогородков одноэтажных домиков. Мы стоим во дворе Вероники и рассуждаем о «нехорошем месте», пока дети женщины жгут палую листву у проселочной дороги.
«Лучше пусть здесь играют, чем пойдут за дом, в сторону „Зубра“, — говорит мать. — Туда только старший, может, раз на велосипеде заехал, но потом получил. В общем, ни в коем случае к „Зубру“ не пускаем». В ее тоне опасение, граничащее со страхом. Очевидно, череда происшествий напугала местных. Мы решили пройтись по запретному маршруту.
Некогда востребованная деревенская улица сейчас ведет в никуда и заканчивается ничем. Когда-то жители Петковичей могли по ней выехать сразу на трассу, теперь здесь асфальт резко обрывается и сменяется бугристой земляной жижей. Но по каким-то причинам (вероятно, ради безопасности) выезд огородили отбойником. По следам на размякшей почве легко понять: маршрут до сих пор популярен у пешеходов, велосипедистов и водителей автомобилей. Видимо, поставить забор и перекопать дорогу — недостаточно для того, чтобы отправить людей по обходному пути в 25 километров. Как мы потом узнали, техника с плугом прошлась тут не так уж давно — пару месяцев назад.
Не нужно быть великим следопытом, чтобы увидеть этапы новейшей истории этого места. Поставили ограждение — автомобилисты начали объезжать его слева, виднеется колея. Старые почерневшие конструкции отбойника сменяются новыми, серебристыми. Вместе с ними продлевается самодельная «объездная» — идет по пригорку перед кюветом, под уклоном.
Вот видны глубокие борозды: какой-то автомобиль явно скатился по скользкой земле, забуксовал и застрял. Совсем свежий заборчик отрезает от трассы и второй выезд — дорожники опять продлили ограждение. А дорога сквозь поле уходит дальше, за горизонт, еще ближе к «Зубру». Если оградительные меры не остановили водителей, то что уж говорить о пешеходах. Человеку с ростом более 170 см перешагнуть это препятствие не составляет труда. Но что заставляет его перебираться на ту сторону трассы?
В одном из домов Петковичей живет парень, прикованный к постели из-за болезни. Окно его комнаты выходит на «Зубра» и трассу. Практически каждый день он слышит визг тормозов, резкие сигналы клаксона, а иногда и сирену милиции. Считает, это место такое нехорошее. Но есть и те, кто пережил трагедию этого места в своей семье. Они наверняка копнули глубже, отвергнув мистификации. Отправляемся на их поиски.
Cоседняя Ишколдь хоть и немалая деревня, но жизнь каждого в ней все равно на виду. За короткий срок она потеряла в несчастных случаях четырех своих жителей. Найти дом Раисы, оставшейся без сына, почти не составило труда. Женщина не одинока, по комнатам бегает внучка — племянница погибшего после двойного наезда парня. Возможно, поэтому Раиса держится хорошо и в шокирующих подробностях рассказывает о том трагическом вечере.
«Алесь тяжело болел, и мы были готовы ко всему, даже самому страшному. Но только не к такому внезапному, глупому финалу», — начала с предыстории женщина. Мы сидим на простенькой кухне, хозяйка перебирает бумаги: заключения СК, приговор суда, уведомления из прокуратуры. Беглый взгляд выхватывает из кипы документов фразу «уголовное дело прекратить». Понятно: вину в аварии признали за сыном Раисы. В бумагах мы еще успеем разобраться, сейчас же важны ее слова, ее версия произошедшего. «Алесь любил заниматься техникой, копался в машинах. Днем он прошел мимо моей комнаты, заглянул, наверное подумал, что я сплю, и вышел по делам — чинить мотоцикл. Целый день его не было. Вечером мы собрались за общим столом, зазвонил телефон. Это был зять, муж сестры Алеся. Сказал, его сбила машина. „И что?“ — спросила. Ответил: „И все“», — вспоминает женщина.
Раиса побежала к «Зубру», к трассе. Стояло несколько машин. «Я увидела лежащего сына, потрогала, кричу врачам: „Спасайте, теплый же!“ — вспоминает мать. — Значит, еще живой. Кто-то только головой махнул. А было уже темно, ничего не разглядеть. Только вижу, на нем нет второго кроссовка. Не совсем понимая, зачем, отправилась искать обувь. Прошла метров 15, заметила на трассе какую-то миску. Проскользнула мысль: „Откуда она здесь? Может, из машины выпала?“ Приблизилась и поняла — это задняя часть черепа моего сына. Ясно, спасать было бесполезно».
Из заключения следователей вырисовывается картина случившегося. Молодой водитель Dodge Stratus ехал со скоростью 82 км/ч в левой полосе. Уже стемнело, дорога была сухая, в машине был включен ближний свет фар. Заметив, что едущий впереди автомобиль поворачивает направо, водитель перестроился. Алесь переходил дорогу в неустановленном месте слева направо по ходу движения машины. Водитель Dodge заметил его за 10 метров, инстинктивно нажал тормоз, вывернул руль влево, но все равно зацепил пешехода, отчего тот упал на дорогу. Автомобиль остановился на разделительной полосе. Следом в левом ряду двигался белый BMW со скоростью 115 км/ч. По словам его водителя, он заметил впереди машину с включенной «аварийкой», подумал, что на разделительной, видимо, что-то приключилось. Потом, за 5 метров, увидел нечто лежащее на асфальте, решил, что мешок. Произошел второй наезд. В возбуждении уголовного дела в отношении водителей Dodge и BMW отказали из-за отсутствия состава преступления. Эксперты пришли к выводу, что оба не нарушали ПДД и не располагали технической возможностью предотвратить наезд.
В документах мы нашли и ответ на вопрос, почему жители Петковичей так стремятся попасть на другую сторону трассы. Объектом притяжения людей является заправка. Именно на АЗС поехал Алесь с родственником на мотоцикле. Принцип «баня, через дорогу раздевалка» в действии. Из протокола показаний следует: они проехали по той самой «полевой дороге в никуда», оставили ИЖ у ограждения и перебежали через дорогу, чтобы купить бензин и сигареты. Родственник остался рассчитываться, а Алесь побежал обратно к мотоциклу. В этот момент все и случилось. Нельзя игнорировать и результаты медосвидетельствования — в крови погибшего обнаружили 1,0 промилле алкоголя. В материалах дела не исключается: молодые люди могли зайти на заправку, чтобы купить спиртного.
У нас возник вопрос: зачем рисковать жизнью, перебегая трассу, если основные продукты и выпивку можно купить в сельском магазине? Оказывается, последний работает только до 18:00, тогда как АЗС открыта круглосуточно. Мы также решили сравнить цены на самый доступный алкоголь. В местном продмаге на ценнике значится 30 тысяч, на заправочной станции — 22 800. Возможно, для кого-то это существенная разница.
Раиса утверждает, что не раз писала письма в администрацию района и области, просила обезопасить участок M1 — хотя бы уже после череды смертельных аварий. Итог: перекопанная улица, продленное ограждение, семь новых светодиодных фонарей. И ни слова о пешеходном переходе или возвращении действующего выезда из деревни. На прощание женщина показала нам, как с недавних пор можно относительно безопасно миновать трассу по короткому (не объездному) пути. Люди вынуждены пробираться по сливному каналу, выводящему воду с полей. Зимой, во время дождя или активного таяния снега человек не может пройти сквозь эту «нору», в остальное время преодолеть туннель можно — сгорбившись, стараясь не промочить ноги, цепляясь руками за выступы гофрированной трубы.
И вот мы оказываемся на той самой АЗС. Работницы магазина обмениваются шутками с захмелевшей парой. Вряд ли посетители станции приехали сюда на машине — скорее всего, кто-то из местных пешеходов. «Аварийный участок? Вот он, прямо тут, — буднично говорит сотрудница АЗС, указывая на трассу. — Часто по вечерам перебегают пьяные. В деревне все закрывается, они летят сюда и попадают под машины. Но мы реализуем алкоголь до 10 вечера, потом магазин закрывается, торгуем через окошко, спиртное не продаем». Сверяемся со сводками: действительно, все смертельные аварии произошли с 18:30 до 21:40.
В ГАИ нас убедили: руководство АЗС идет навстречу требованиям. За счет заправки поставили ограждение, установили новые фонари, дополнительное освещение. Также появились предупреждающие знаки. Периодически там дежурят инспекторы. Сама станция исправно проходит согласования по вопросам обустройства дорожной инфраструктуры. Достаточно ли всего этого? Найдется как минимум четыре человека, которые могли бы сказать «нет». Но не скажут.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by