Сравниваем автопарк Португалии с нашим. Как и на чем ездят на том краю Европы?

 
27 марта 2016 в 11:00
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович
Автор: Денис Логунович. Фото: Денис Логунович

Португалия — одна из самых отдаленных от нас стран Европы. Если ехать через Польшу, Германию, Бельгию, Францию и Испанию (это самый короткий путь), то получим расстояние в 4 тысячи километров. Неделя езды на авто, если не «пилить» целыми днями. Наверное, поэтому белорусы не так часто посещают родину Криштиану Роналду на машине. Проще полететь туда на самолете и арендовать авто на месте. К чему следует быть готовым на дорогах Португалии, читайте в нашем сегодняшнем репортаже.

Первое, что здесь бросается в глаза, — это местный автопарк. Средний доход в стране достаточно низкий (ниже, чем в Греции), поэтому очередей за новыми Volkswagen и Audi тут нет. В плане выбора машины португальцы во многом похожи на нас: бóльшая часть транспортных средств на улицах — подержанные авто конца прошлого — начала этого века. Часто встречаются Volkswagen Golf второго и третьего поколений, много стареньких Mercedes и BMW, при этом среди новых машин — в основном «бюджетки».

Как и белорусы, португальцы покупают авто у своих восточных соседей — значительная часть lowcost-сегмента представлена Citroen C-Elysse и Peugeot 301 испанской сборки. Хватает дешевых Seat и Fiat. Румынские Dacia встречаются чаще, чем французские Renault. Весь этот «винегрет» разбавлен чисто европейскими моделями, которые не продаются у нас. Это, например, Renault Clio, Peugeot 108, Volkswagen Up, Skoda Fabia и др.

Можно встретить отголоски латиноамериканского авторынка (часто встречаются пикапы Fiat). В крупных городах иногда попадаются на глаза электромобили, которые представлены в основном недорогими Peugeot iOn и Nissan Leaf. Раньше власти Португалии активно субсидировали покупку электрокаров, но в последний год эта тенденция пошла на спад. Сейчас фактически только «бюджетный» автомобильный налог на машины без ДВС подпитывает популяцию электромобилей в Португалии. В Лиссабоне уже купили несколько BMW i3.

В отличие от соседней Испании, в городах Португалии практически не ездят на велосипедах и скутерах. Нет, конечно, в Лиссабоне встречаются «двухколесники». Но не чаще, чем в Минске. Нелюбовь португальцев к велосипедам как к средству передвижения можно объяснить рельефом — столица расположена в гористой местности и здесь очень много крутых подъемов. Зато жители Португалии активно используют недорогие трициклы. Велодорожек в городе нет, поэтому редкие велосипедисты колесят по тротуару или по краю проезжей части. Никто не нервничает и не сигналит.

В Лиссабоне очень много такси. Они выделяются в потоке — почти все окрашены в черный цвет и имеют зеленые стойки и крышу. Но есть и бежевые, как в Германии. Чаще всего в развозе «служат» Citroen C-Elysse, Dacia Logan или Skoda. Иногда можно встретить старенькие Mercedes. Проезд относительно недорогой: если ехать вчетвером, чаще всего на такси получается выгоднее, чем на общественном транспорте.

В свою очередь общественный транспорт в Лиссабоне представлен автобусами, трамваями и метро. За наземный транспорт отвечает крупная компания Carris, чьи логотипы можно увидеть на старинных трамваях. Здесь очень узкая колея, и практически все трамвайные маршруты находятся на проезжей части. Для автобусов выделены отдельные полосы, по которым могут ездить и такси. Местные автомобилисты хоть и не славятся дотошным соблюдением правил дорожного движения, однако на полосы с заветным словом «Bus» не заезжают.

В столице Португалии дорожные заторы бывают только в час пик. И то по меркам Парижа или Мюнхена это скорее «тягучка», чем пробка. В центре города часто ремонтируют дороги, поэтому иной навигатор запросто может завести под «кирпич». Лучше пользоваться онлайн-сервисами, где обозначают места дорожных работ. На основных городских артериях проблем с передвижением на авто нет. Но на второстепенных улочках ширина проезжей части может стать сюрпризом для неподготовленного водителя. В Лиссабоне понимаешь, зачем автопроизводители придумали складывающиеся зеркала — иногда их приходится «поджимать» даже во время движения!

Как уже отмечалось выше, в городе много спусков и подъемов, поэтому придется вспомнить эстакаду со времен автошколы. Есть места, где без ручника на «механике» просто не тронешься. Добавьте сюда еще и традиционную европейскую парковку в нескольких сантиметрах от бампера соседней машины. Здешние автомобилисты давно не переживают из-за царапин на лакокрасочном покрытии. Пешеходы в Лиссабоне в основном законопослушные, но иногда выходят на проезжую часть вне пешеходного перехода. Водители по-азиатски не стесняются использовать клаксон, словно общаясь с другими участниками дорожного движения.

В целом города Португалии значительно отличаются от другой Западной Европы. Лиссабон и Порту напоминают смесь Тбилиси и Бразилиа. Это касается не только дорог, но и домов. Много откровенно нищих кварталов. Даже в центре Лиссабона встречаются старые заброшенные дома. Хотя для туриста здесь все колоритно и ярко.

В Португалии есть несколько крупных автобанов общей протяженностью почти 3 тысячи километров. Проезд по ним платный. Причем есть автострады, где работает исключительно электронная система оплаты (с наличными не проедешь). В основном такие дороги — на севере страны. Для того чтобы проехать по такой магистрали, необходимо иметь в машине специальное устройство. В прокатных авто оно уже есть. Если едете на своей (или из Испании), то придется купить или взять в аренду устройство Viaverde, EASYToll или TOLLCard (не важно, какое именно). После этого «привязываете» свою банковскую карточку и спокойно перемещаетесь по стране. В районе Лиссабона платные дороги имеют и систему оплаты наличными, но большинство людей предпочитают «бесконтактный» проезд. Стоимость пользования платной магистралью варьируется от 75 центов до 20 евро. Самые дорогие трассы — Лиссабон — Порту и Лиссабон — Падерни.

Если доберетесь до Лиссабона, не забудьте проехаться по мосту Vasco da Gama! Проезд платный (2,7 евро для легкового авто), но 17 километров наслаждения прекрасными видами на город и залив Атлантического океана стоят того. А еще это самый простой способ добраться из столицы в город Монтижу.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by