Пять тысяч подписей собрала петиция в адрес Совмина, Нацсобрания и других ведомств с требованием заменить госпошлину топливным акцизом. Разговоры о справедливости такого вида налогообложения ходят давно, на все подобные просьбы и требования чиновники отвечали: «Из мировой практики установить привязку подобных пошлин к интенсивности использования ТС объективно сложно, поэтому ставки „дорожных налогов“ преимущественно устанавливаются в зависимости от категорий ТС без привязки к их фактическому пробегу и периодам эксплуатации». Однако составители петиции — пожалуй, за последнее время самой масштабной по количеству подписавшихся — все равно намерены напомнить о своем видении порядка взимания дорожного сбора. На это их натолкнул намек от представителя Совета Республики: предложение может быть рассмотрено.
Приводим сокращенный текст петиции:
«Требуем прекратить развитие правоотношений в обществе, связанных с обременением граждан налогами и сборами, и сделать техосмотр недорогой и легкодоступной услугой — как минимум отвязать налог от техосмотра, который не имеет к нему никакого отношения. На сегодня фактическая стоимость условий для прохождения ТО в Беларуси является одной из самых высоких (по отношению к средней зарплате) в Европе: в Германии — около 50 евро, в РБ — 65 евро, во Франции — 60 евро, в Польше — 25 евро.
Во-первых, большая стоимость техосмотра не дает возможности многим гражданам, тем более в это трудное время, его проходить. Уже не говоря про то, что оценка технического состояния ТС на ТО никак не гарантирует от поломок уже на следующий день.
Во-вторых, сбор на допуск ТС к участию в движении „солидарно распределяется между владельцами ТС — участниками дорожного движения“ — данный платеж не обеспечивает социальную справедливость взимания пошлины в социально ориентированном государстве. Собственник авто должен платить ровно столько, сколько наездил в километрах. Это как со счетчиком на коммунальные услуги: сколько ты затратишь ресурсов, столько и будет подлежать оплате.
В-третьих, включение сбора в стоимость топлива обеспечит его 100%-ю собираемость без всяких затрат на контрольные меры, рейды, без всякого нагнетания социальной напряженности».
Onliner.by связался с одним из составителей петиции, чтобы выяснить, почему требования были выдвинуты вновь после нескольких отказов и формальных ответов. «Не так давно мне пришел ответ из Совета Республики Нацсобрания, в котором дали обещание рассмотреть мои (да и в принципе большинства автомобилистов) просьбы, — рассказал Александр. — В письме говорилось, мол, вопрос не стали рассматривать в Палате представителей Нацсобрания в результате последнего законопроекта от 18 декабря 2015 г. „О внесении изменений и дополнений в некоторые законы РБ по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения“. Но там же обещалось, мол, предложение по замене указанной пошлины топливным акцизом будет рассмотрено в процессе дальнейшей работы по совершенствованию законодательства в данной сфере. Это обещание послужило стартом для возобновления дискуссии. Я не питаю ложных надежд по поводу петиций и их рассмотрения, но хочу таким путем привлечь внимание людей. Пять тысяч человек подписавшихся — это немало. Я хочу, чтобы люди, в том числе чиновники и сотрудники контролирующих органов, задумались над вопросом, кто опаснее на дороге: водитель, не заплативший налоги, или автомобилист на неисправной машине. Это моя аргументация, почему ТО должен стоить копейки. В любом случае я знаю, как донести идею до депутатов. Можно собрать так называемую законодательную группу, участники которой собственноручно подпишутся под обращением с указанием своего адреса проживания. В таком случае вопрос будет рассмотрен. Петиция, повторюсь, в данном случае лишь способ привлечь внимание».