Тест-драйв Overcomer: были бы в Беларуси скалы, заехали бы и на них

 
18 апреля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Алексей Матюшков

Когда мы на скорости влетели в болото, я посмотрел на люк, расположенный на крыше: «Чуть что, я знаю, что делать». Наш инструктор Андрей улыбается — взрывы брызг над капотом для него уже стали привычным делом. К слову, плавать мужчина не умеет. Зато отлично ездит. Хотя лучше подойдет словосочетание «преодолевает препятствия». Наверное, поэтому для машины под неопределенным названием БМЕ-1015 придумали класс Overcomer — «преодолевающий». У вездехода много имен: английское Hunta, арабское Siad («охотник»). Как ни назови, задача у машины одна — брать верх над бездорожьем. Из болота мы выбрались, впереди пригорок под 40 градусов высотой метров пять. «Смелее, включай вторую», — говорит Андрей.

Overcomer наделал шума с момента появления на публике в 2015 году. То машину отправляли на съемки нового фильма про Джеймса Бонда, то возили на выставку в Дубай, то с ее помощью устраивали маркетинговую войну с конкурентами из России. Интерес подогрели до высокого градуса. Официальная презентация модели состоится в конце этой недели, а с конвейера уже ушло около 30 вездеходов — прямиком к покупателям из РФ, ОАЭ, Монголии. «На днях звонили из африканской Анголы, — говорит представитель компании-дилера „Sohra групп“. — На ломаном русском говорили, мол, на YouTube видели, на что способна Hunta. Куда переводить деньги?» Скорым на дело иностранцам придется подождать. Очередь. Лично я не вспомню ни один другой продукт made in Belarus, который бы вызвал похожий ажиотаж. Откуда он растет? Давайте попробуем поставить Overcomer на дыбы, утопить в озере, перевернуть на косогоре. Машине, созданной для работы в экстремальных условиях, — экстремальный тест-драйв.

Работники карьера удружили — засыпали проезд горой песка в человеческий рост. «Конечно, проедем», — инструктор Андрей даже не смотрит в сторону препятствия. На этих вездеходах он побывал в разных ситуациях. Можно сказать, пережил все этапы становления модели: от первых черновых вариантов автомобиля до испытаний суровой природой Архангельской области, по сути Крайнего Севера. Говорит, ездил туда для помощи в ТО. «Вообще, идея создания такой машины родилась после знакомства с путешественниками-полярниками, — напомнил историю вездехода Андрей. — А конструкторы решили совместить их просьбы с пожеланиями охотников. Так и появился всепроходимый „Оверкамер“, прокладывающий путь через болота, снег, пески и даже молодой лес». Машина своеобразная, сразу за ее руль не сядешь. Пока выслушиваем инструкции, едем в качестве пассажиров. Под управлением опытного испытателя она едет довольно легко, но отнюдь не тихо. Дополнительная шумоизоляция не помешала бы. Немного задумавшись, мы не обратили внимания, каким образом автомобиль преодолел ту самую песчаную горку, оставленную работниками карьера, — просто не заметили.

Теперь все внимание на дорогу. По проложенным строительной техникой путям Андрей нарочно не едет. Проезжаем ямы глубиной в колесо легковушки, взбираемся на крутые склоны, а в финале недолгого представления «паркуемся», запрыгнув одним колесом на валун. У нас есть возможность со всех сторон (и даже снизу) рассмотреть машину. Кузов угловат, что легко объяснимо: аэродинамика тут не важна, в болоте или тундре особенно не разгонишься. Кузов вездехода сделан из стеклопластика. Ржавчина такому материалу не страшна. По желанию клиента поверхность покрывают особым полиуретановым покрытием, на котором невозможно оставить царапины. Сам кузов изготавливается по принципу скорлупы, усиленной внутренним металлическим каркасом: внешний слой стеклопластика — металлическое усиление — внутренний слой. Каркас между двумя «скорлупками» заполняют специальной влагостойкой пеной. Благодаря этому машина легкая, держится на плаву. Пена также выполняет функцию тепло- и шумоизоляции.

В будущем планируют выпускать алюминиевые кузова, намекают, что будет доступен вариант пикапа. Многие пользователи отмечали, что Overcomer хотя бы похож на автомобиль в классическом понимании, в то время как схожие по функциям машины по дизайну ближе к тракторам.

К слову, БМЕ-1015 в нашей стране регистрируется в «Гостехнадзоре» как самоходная машина категории «Е — Снегоболотоход» с возможностью выезда на дороги общего пользования. На кузове предусмотрено место под номер госрегистрации. Изначально озвучивалось, что вездеход может развить скорость до 70 км/ч. Но по факту это слишком много и, по сути, не нужно на бездорожье. Хватает и 50 км/ч. Турбодизельный мотор объемом 1,9 литра и мощностью в 95 л. с. рассчитан в первую очередь на тяговую отдачу, а не на развитие скорости. (Для сравнения, в последних моделях МТЗ установлены 100-сильные агрегаты. При этом «Белорусы» не были замечены в быстрых стартах, зато никто не станет сомневаться в их способности выбираться из любой грязи.) Расположен двигатель довольно далеко, в глубине подкапотного пространства. Особое внимание уделили системе охлаждения, чтобы исключить перегрев мотора при длительной напряженной работе.

Рассматривая машину со стороны, нельзя не обратить внимание на лебедку. Она предназначена для вытягивания вездехода в экстренных случаях. Лебедка запускается и при помощи пульта. Водитель может включить механизм из кабины и одновременно помогать ему, подгазовывая, привлекая к спасательной операции колеса. Некоторые потенциальные покупатели просили навесить на кузов перед лебедкой кенгурятник или дуги для защиты капота. Конструкторы намеренно отказались от такого решения. Если присмотреться, то и спереди, и сзади машины выступают колеса. Это сделано специально. В противном случае автомобиль уткнулся бы носом в препятствие (например, резкий подъем) и просто бы буксовал.

Покрышки, как и большинство деталей и узлов в Overcomer, сделаны в РБ. Их выливают по заказу на «Белшине». Над рисунком протектора тоже думали немало. Рабочее давление — 0,1—0,5 бара. Повыше — на ровном участке дороги, пониже — на болотистом. Регулировка находится в салоне, рядом с кнопкой компрессора. Давление в шинах — один из самых важных параметров в этой машине, потому информация с пневмодатчиков постоянно высвечивается на мониторе. К слову, ручник тоже завязан в этой системе — он пневматический.

Ручник

Вдоволь насмотревшись на вездеход, просим Андрея сделать еще пару кругов — на сей раз по более жестокому бездорожью, более крутым склонам и кратерообразным ямам. Да и пора бы уже искупаться. В салоне трясет, не будем скрывать. Фраза «почти как в моей легковушке на заднем сиденье» была сказана испытателем явно не без юмора. Логично — не по немецкому автобану движемся. На каждом сиденье предусмотрен поясной ремень (как в самолете). «Я тут не пристегиваюсь, скорости ведь нет, — говорит Андрей, пока мы взбираемся по горе осыпающегося песка. — Однажды так тряхнуло, что приземлился на переднее пассажирское сиденье».

Отдельная гордость производителя — независимая для каждого из колес подвеска. Говорят, над ней особенно помучились: пока привели к балансу верхний и нижний рычаги, забраковали как минимум пять опытных образцов стоек. При таких огромных колесах обеспечить их плоскопараллельное движение довольно сложно. Аналогичная ситуация и с надежностью элементов подвески. В конце концов инженеры добились своего. Уверяют, ходовая часть вышла лучшей среди конкурентов — у некоторых вездеходов подвеска отсутствует как таковая. Даже не представляем, каково в таком случае на них передвигаться, если и в этой машине прилично трясет на ямах.

Продолжаем осматриваться в салоне. Кресла выглядят по-спартански. Представители дилера утверждают, что более комфортные сиденья — опция (разумеется, небесплатная). Сзади места предостаточно: три человека помещаются. При этом не только в сидячем положении. Задний диван — трансформер: он раскладывается в кровать, на которой три человека могут разместиться во время отдыха. На такой случай предусмотрен дизельный отопитель. Его бак и мотор расположены снаружи машины, на задней части кузова, кнопка включения — в салоне.

Багажным считается пространство между двумя задними колесными арками. Замерять в литрах его не стали. Даже визуально понятно, что там вполне аккуратно поместится добытый лось.

Передняя панель скромна. На ней находится регулировка давления в шинах и кнопки, отвечающие за массу, перекачку топлива (в автомобиле два бака: основной на 100 литров и резервный на 95), винт, «аварийку», прожектор и отопление салона. Бардачка нет, только полочка. Посередине расположились магнитола и монитор. На дисплее два меню. Спидометр, тахометр, заряд АКБ, индикация включения межосевой блокировки — основное. Дополнительное — давление в шинах. При включении реверса на экран выводится картинка с камеры заднего вида. На крыше установлены фары-искатели, ими можно управлять из салона с помощью рычагов.

Рычаг коробки соседствует с «раздаткой» и запуском винта. Пора бы проверить его в действии. На скорости въезжаем в озерцо под взрыв брызг над капотом. Ощущения довольно странные. Кажется, нужно бежать, как можно быстрее покинуть борт через люк, пока не пошли на дно. Но Overcomer после эффектного всплеска выравнивается и замирает над водной гладью. Педаль газа — и он начинает медленно грести к противоположному берегу. Подключаем винт, и машина заметно ускоряется.

Винт подключен напрямую к мотору, приводится в движение собственным карданным валом. Скорость перемещения по воде достигает 8 км/ч. Сам факт того, что недавно ты ехал по твердой поверхности, а нынче плывешь, заставляет забыть, что 8 км/ч — это совсем немного. Из-под капота валит пар, мелкие волны хлюпают под колесными арками, а мы крутим руль. Машина повинуется и действительно меняет направление. Во время резкого погружения мы, видимо, слишком низко опустились под воду — в салон пробрался маленький ручеек. Стопроцентной герметичности нет. Выезжаем на вязкую болотистую поверхность. Ощущения те же, что и при движении по песку, разве что раздражает неприятный запах от камышей.

Управление простое, но из-за большого радиуса колес руль кажется абсолютно неотзывчивым. При маневрах крутить баранку приходится много: минимальный радиус поворота — 8,5 метра. В сочетании с длинными передачами и несвойственным легковушкам рычагом КПП создается ощущение, что управляешь в большей степени грузовиком, нежели легковым автомобилем. Опытный пилот говорит, что это дело привычки. При нажатии педали газа вездеход не рвется вперед, начинает движение не спеша. Чувствуется тяговитость двигателя — особенно во время подъема в горку. Признаться, дальше третьей передачи мы не зашли — просто негде было разогнаться. Хотя КПП имеет пять ступеней.

«Плавать я не умею, — признался наш инструктор Андрей во время очередного погружения. — Потому во время испытаний на воде всецело надеюсь на машину. Я на ней форсировал реки, плыл против течения, выбирался на крутой обрывистый берег. Однажды с такого пригорка у воды автомобиль боком стянуло вниз — песок осыпался. Думал, перевернусь, но как-то Overcomer устоял, наверное благодаря широким колесам и низкому центру тяжести. Но больше такое я повторять не буду».

Публикуем видео передвижения на вездеходе — без маркетинговых купюр, с реальной тряской и натуральным звуком.

Пока мы катаемся по горкам, Андрей много рассказывает об испытаниях, в частности в Архангельской области России: «Проехали много километров по гравийке, устали. Говорим местным: „Ну у вас и дорога!“ Те удивляются: мол, недавно только ее построили, раньше только вертолетом летали. Заезжали и к тем людям, что на островах живут. Зимой они могут попасть на большую землю только на снегоходах по льду — на свой страх и риск. Минимум раз в год кто-нибудь проваливается, случались и смертельные случаи. В таких местах вездеходы — просто жизненная необходимость (они же не тонут). Так что предназначение Overcomer далеко не ограничивается развлечениями для взрослых. Полярники, геологи, энергетики, спасатели и пограничники найдут в автомобиле практическую пользу».

Во время поездки по карьерам, ямам и болотам нас не покидало чувство «я все могу» — то самое, забытое еще с момента покупки первого автомобиля. Наверное, если бы в Беларуси были скалы, мы заехали бы и на них.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by