«Ребят, выпейте, сядьте за руль — сами все узнаете»: о чем говорят пьяные водители. Ночной рейд с ГАИ

 
07 июня 2016 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков

В 23:00 экипаж заступил на дежурство. Места в служебной Skoda заняли сотрудники УГАИ ГУВД Мингорисполкома: одеты по форме, при себе — все, что полагается инспекторам. Сзади сели корреспонденты Onliner.by. Одеты как корреспонденты, но также полны решимости поддержать в этом городе порядок в меру собственных сил и должностных полномочий. Впереди ночная смена, дежурство на улицах и проспектах города, который именно в эту ночь особо крепко спать не будет — завтра у него выходной. Экипаж готов среагировать на любую ситуацию, однако главным образом ориентируется на выявление пьяных водителей. Встречаются ли такие на дорогах? Встречаются, это не секрет. А вот часто ли? Об этом читайте в сегодняшнем репортаже.

С 2013 года в Беларуси у водителя, который дважды за год сел за руль в нетрезвом состоянии, могут конфисковать автомобиль. Мера суровая, кто-то в комментариях даже скажет, что чересчур. Впрочем, пьяных на дорогах за последние годы вроде бы стало поменьше.

— На что-то особенное не рассчитывайте. Всякое, конечно, бывает, но теперь не то что раньше, когда за ночь, бывало, очереди на медосвидетельствование выстраивались, — без всякого сожаления говорит сотрудник ГАИ.

Очередей нам и не нужно. Но в то, что не произойдет ничего особенного, верилось с трудом. И правильно.

Первые пару-тройку ночных часов город проглотил не закусывая. Они пролетели за разговорами и курсированием по Минску.

— А в какой день недели, как правило, нетрезвых водителей больше всего?

— Так с ходу и не скажешь. С одной стороны, логично, что ближе к выходным. Но иной раз как выпадет неудачная смена, так и во вторник бывает «обострение». Мы на таких закономерностях внимание не заостряем, — говорят в ГАИ.

Инспектор доверяется своей интуиции и внимательно смотрит по сторонам. Вот со светофора как-то нервно рванул Opel: автомобиль мечется по полосам, суетится. Нужно проверить, все ли в порядке.

Машину останавливают и просят водителя предъявить документы. Откуда они знали, кого остановить? Нет у водителя документов. Парень от досады разводит руки в стороны — забыл.

— Что же вы так? Автомобиль вам принадлежит? — инспектор проверяет водителя и машину по базе.

— Товарищ начальник, сам не знаю, как так вышло, — забыл все. И, как назло, опаздываю — еще пять минут и пицца кому-то достанется бесплатно.

Парень работает в доставке еды. Действительно, есть такое правило: опоздали с доставкой, товар клиент получает за просто так. Водитель нервничает, суетится, но ничего не поделаешь: были бы документы — успел бы вовремя. А так проверка отняла у него драгоценные минуты. Хорошо хоть инспектор отпустил только с предупреждением, так как документы у молодого водителя действительно в порядке. Только дома.

Знаете, как это бывает? Начинает казаться, что ничего сегодня не произойдет: и разговор такой увлекательный, и все вокруг такие молодцы, не нарушают. А в следующую секунду эфир лопается от сигнала по радиосвязи. По Партизанскому проспекту в сторону выезда из города движется автомобиль Audi. Есть подозрения, что водитель находится в нетрезвом состоянии. Мчимся туда.

Машину остановили уже за городской чертой, мы подоспели к разбору полетов. В Audi находились четыре человека: двое мужчин и две женщины. Как говорят в таких случаях, все с явными признаками алкогольного опьянения. Когда стало понятно, что дальше никто не поедет, люди достали из автомобиля личные вещи: какие-то одеяла, водитель вытащил недопитую бутылку водки.

— Откуда ехали?

— Оттуда, — водитель неопределенно машет рукой в сторону города. — С «Могилевской» (имеется в виду станция метро. — Прим. Onliner.by).

— А куда?

— Куда... Туда! — еще один взмах рукой. — Отдыхать.

Отдыхать направлялись в какой-то поселок недалеко от столицы. Никто и не скрывает: пили с вечера и ехали продолжать. Водитель сказал, что сам выпил грамм 200 водки. В ходе выяснения обстоятельств всплывает крайне важная деталь: около недели назад этот же мужчина был задержан за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Это означает повторность и очень большие неприятности для него.

Вы думаете, почему в самом начале мы вспомнили о поправках 2013 года? Вот они, поправки. Водителю Audi грозит уголовное дело по статье 3171 — «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение». И наказание по этой статье самое что ни на есть серьезное: штраф в размере от 50 до 100 базовых величин (от 10,5 до 21 млн рублей на данный момент), возможно также назначение исправительных работ, ареста, ограничения свободы на срок до двух лет. И да — автомобиль может быть конфискован.

— Штраф будем потихоньку выплачивать, сразу таких денег у меня нет, — признается водитель.

Остальное, похоже, еще не совсем укладывается в его голове. Когда эвакуаторщик грузит автомобиль, чтобы увезти на охраняемую стоянку, мужчина говорит:

— Слезно прошу, не отломай мне глушитель, как в прошлый раз отломали. Я задолбался его приваривать!

Машина между тем в откровенно плохом состоянии. На левом боку видны следы давнего ДТП, дверь не закрывается, ржавчина кое-где проела кузов насквозь. Еще и глушитель переварен.

Водителя доставили на медицинское освидетельствование. Позднее нам сообщили: у него было обнаружено около 2 промилле алкоголя.

Однако, по сути, и водитель и пассажиры должны радоваться, что их перехватили в пути сотрудники ГАИ. Они остались целы и невредимы в этой пока еще своей Audi.

Летом хорошо. Уже к 3:00 значительно посветлело, стало подниматься утреннее солнце.

— Сейчас начнется, — с уверенностью говорит сотрудник ГАИ. — До этого они пили. А теперь могут куда-нибудь и поехать.

Инспектор знает, о чем говорит, за ним опыт. Нас вызывают на улицу Кальварийскую. Автомобиль службы такси, водитель с визуальными признаками алкогольного опьянения. И снова статья 3171 — повторник.

Назовем водителя Nissan измененным именем Павел. Паша что-то с вечера употребил и сел за руль. Машина у него с желтыми регистрационными знаками, есть бортовой номер, хотя фирменных логотипов какой-нибудь службы, так же как и плафона, нет. Его заприметили еще на проспекте Пушкина, выдала подозрительная манера вождения.

С журналистами Павел неприветлив, с инспекторами пытается шутить. Его увозят на освидетельствование, мы едем следом, рассчитывая узнать, что же произошло, куда ему понадобилось ехать в таком состоянии.

По дороге выясняется: в конце июня прошлого года парень был лишен права управления транспортными средствами как раз за езду в нетрезвом виде. И с тех пор даже успел попасться без прав, за что был привлечен к ответственности. Но тогда он был трезв, а сегодня — нет. Вот результаты медосвидетельствования: 1,2 промилле при первом выдохе, 1,6 — при втором.

Из здания, где проводилась экспертиза, водитель выходит с натянутой улыбкой. Он что-то спрашивает о «договоримся» и снова не рад журналистам.

— Ребят, выпейте, сядьте за руль — сами все узнаете, — бросает он, проходя мимо.

Перспективы у него те же: скорее всего, Nissan конфискуют.

Паша ничего не объяснил, и, получается, мы зря потеряли время. Но тут по рации сообщают о задержании пьяного водителя в Первомайском районе, потом о еще одном — здесь же, во Фрунзенском. Автомобиль уже успели эвакуировать на охраняемую стоянку. Мчимся туда.

Водитель Mazda прячет лицо и не хочет ни о чем разговаривать.

Это молодой мужчина, на машине номера брестского региона. Он уже был на медосвидетельствовании, отпираться бессмысленно. С ним такое приключилось впервые (по крайней мере, за этот год), поэтому автомобиль никто не конфискует. С другой стороны, мужчина лишится права управлять им на ближайшие три года.

С ним в машине был друг — гражданин России. Друг рвется общаться, но ведет себя несколько шумно, его просят удалиться за пределы охраняемой стоянки. Он уходит и, не стесняясь, допивает пиво. Поскольку водитель от комментариев, будем говорить, отказался, ничего не остается, как идти с вопросами к его спутнику. Тот рад высказать свои претензии к белорусскому законодательству.

— Вот отчего здесь все так? Мы что, что-то плохое сделали, сбили кого-то или скрывались? Нет! Ехали, никого не трогали, даже скорость не превысили!

Автомобиль остановили недалеко от АЗС, к слову.

— Согласен, выпили, было дело. Закинули по две бутылки пива, поехали на заправку взять еще по пять и уже напиться и лечь спать, — прямо говорит мужчина. — И что теперь? У него заберут права! А как человеку жить? У него маленький ребенок — три годика. Его в детский сад на чем возить теперь? У жены прав нет. Ну дали бы штраф, большой штраф, ну и хватит на этом! Я согласен, он должен был думать головой. Но за что же права забирать?

— А в России разве не так?

— Нет, конечно! Совсем не так!

— А как?

Мужчина широко улыбается, достает портмоне и будто бы отсчитывает оттуда купюры.

— Вот так! И все! Нет, конечно, если ты наглый и вообще в сандалиях — тебя оставят без трусов. Но никто права забирать не будет.

Не вступаем в дискуссию и уходим в задумчивости. Наша смена подходит к концу. Всего одна смена: трое пьяных, двое из них повторно. Не много, конечно. Но разве же мало?

Квартет из Audi не доехал до места назначения, хотя есть ощущение, что их поездка закончилась как раз таки благополучно. Таксист Паша должен найти себе другое занятие на какое-то время. А когда водитель Mazda снова получит право управлять транспортными средствами, его ребенку исполнится шесть лет. Ребенок пойдет в первый класс. Только кто все эти годы будет возить его в детский сад?

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by