«Водители решают за пешеходов, и это ключевая ошибка». Разбор аварийной ситуации в Мозыре

 
11 июня 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Павел Лебедев

До последнего момента казалось, что водитель Nissan пропускает девушку на «зебре». Но когда та вышла на проезжую часть, автомобилист продолжил движение. Имело ли значение, что пешеход говорила по телефону? Почему автомобиль не остановился? У Юрия Краснова есть несколько ценных мыслей по поводу случившегося в Мозыре. По мнению эксперта, это типичное поведение в городе: многие автомобилисты просто не умеют взаимодействовать с пешеходами — до последнего момента не снижают скорость, при этом кричат: «Что ж ты не переходишь, я тебе уступаю!»

Если бы не автор видео, просигналивший обоим участникам инцидента, еще неизвестно, чем бы закончилась эта история. Напомним, все произошло в Мозыре. К пешеходному переходу подходила девушка, разговаривавшая по телефону. Nissan двигался по крайней правой полосе. Перед «зеброй» он замедлился, но не пропустил пешехода.

— Девушку обвиняли в том, что она говорила по мобильнику и не смотрела в сторону автомобиля, — еще раз просматривает ролик Юрий Краснов. — Это не так! В ролике четко видно, что она шла, держала телефон возле уха, но при этом замедлила шаг и повернула голову в сторону водителя Nissan. А вот почему автомобилист продолжил движение, вопрос хороший. У меня есть две версии. Первая. Водитель по какой-то причине мог не видеть девушку — например, потому что отвлекся. Когда пешеход вышла на проезжую часть, автомобилист вернулся к управлению, решил, давай-ка я поеду, и стал разгоняться.

Впрочем, второе предположение мне кажется более правдоподобным. Водитель видел девушку, заметил, что та замедлилась, и решил, что его пропускают. Пешеход в свою очередь подумала так же, и они одновременно начали движение.

Эксперт вспомнил, как во время службы в ГАИ принимал участие в спецмероприятиях возле пешеходных переходов. Его задача была с помощью видеокамеры зафиксировать непропуск человека на «зебре»:

— По несколько часов приходилось наблюдать за поведением пешеходов. Так вот, уважаемые водители, за это время не видел ни одного человека, который бы при подходе к проезжей части не посмотрел бы по сторонам. Даже если он не поворачивал голову, его взгляд все равно был устремлен на автомобили.

По наблюдениям Юрия Краснова, пешеходы часто умышленно не поворачивают голову, потому что это как знак для водителя: «Ага, он меня видит, значит, не надо останавливаться». В результате даже замедляющиеся автомобилисты начинают ускоряться.

— Когда останавливали таких водителей и спрашивали, почему не пропустили пешехода, следовал самый популярный ответ: «Так он же остановился и пропускал меня», — вспоминает эксперт. — Это классическое передергивание ситуации. В действительности автомобилист вынудил человека остановиться, потому что ни один нормальный человек не пойдет под движущуюся машину. Поэтому пешеходы часто делают вид, что не смотрят на автомобили, хотя реально косят взгляд в их сторону.

Это один из негласных моментов взаимодействия водителей и пешеходов. Еще один любопытный момент касается самих автомобилистов. Подъезжая к «зебре», они видят пешехода, но держат ту же скорость, думая примерно так: если он сейчас пойдет, то мне не придется притормаживать. Однако человек перед «зеброй» видит, что машина не замедляется, и ждет, когда его пропустят.

В результате водитель начинает нервничать: что же ты не идешь, я тебя пропускаю! Дудки… Ваши действия должны быть очевидны и понятны людям, а если вы не смогли убедить окружающих, что видите ситуацию и предоставляете преимущество, так это исключительно ваши проблемы!

— Есть два типа водителей, — замечает эксперт. — Одни заранее снижают скорость, и когда идешь по переходу, абсолютно их не боишься, нет угрозы. Другие прямо на тебя летят и тормозят в последний момент. Поймите, вы-то знаете, что остановитесь, а пешеход — нет. Он может испугаться, от неожиданности остановиться посередине дороги или вообще побежать на другой автомобиль.

Юрий Краснов также обращает внимание, что многие минские водители не готовятся к снижению скорости и остановке при подъезде к переходу, а ведь может быть ситуация, когда фигура пешехода скрыта за столбом и он появляется неожиданно.

Теперь эксперт берет камеру и пытается пересечь дорогу по переходу. Интересно посмотреть на ситуацию со стороны пешехода, а не водителя. Первый же шофер — маршрутного автобуса — его не пропускает, хотя два легковых автомобиля остановились.

Обратный путь тоже прошел с приключениями. Водитель Audi Q7 с прицепом пронесся даже не подумав притормозить. А вот таксист заранее замедлился, показывая, мол, иди спокойно.

Однако вернемся к рассматриваемой ситуации. Периодически раздаются истошные крики: запретить пешеходам пользоваться телефонами/плеерами и прочими девайсами во время пересечения проезжей части. По мнению эксперта, такие запреты глупые, а то, что девушка пользовалась мобильником, совсем не мешало ей контролировать ситуацию.

— Вот я надеваю наушники, — демонстрирует Краснов. — Но глаза же у меня не закрыты! Даже если я буду говорить по телефону, я все равно буду наблюдать за окружающей обстановкой и это мне не помешает.

Эксперт садится за руль сам, чтобы продемонстрировать принципы безопасного вождения при пропуске пешехода:

— Человек издалека не видит ни вас, ни ваше выражение лица, не может даже понять, куда вы смотрите. Обычно взгляд пешехода устремлен на решетку радиатора, потому что так легче оценить, замедляется автомобиль или нет. Поэтому показать, что мы ему уступаем, можно только своими действиями, а точнее, заранее замедлившись.

Увидев слева девушку, Краснов снижает скорость, хотя до «зебры» еще метров 20—30. Пешеход уже прошла нашу полосу, а мы даже не достигли разметки.

Следующий эпизод тоже получился симптоматичным. Аналогичная ситуация. Только в роли пешехода — молодой мужчина. Наш водитель останавливается в крайней левой полосе заранее (на этом участке дороги по два ряда в каждом направлении), всем видом демонстрируя безопасность.

— А вот справа от нас Skoda ехала так, как будто хочет совершить наезд, — замечает эксперт.

Когда хетчбэк стал опережать нас, обратили внимание, что к левому уху водителя был приложен смартфон. Все ясно...

— Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а водители едут гурьбой, — Юрий Краснов представляет классический финал выпуска. — И не ясно прохожим в этот день непогожий, почему я веселый такой. А я участвую в рубрике Onliner, потому что не могу я спокойно смотреть, если кто-нибудь кому-нибудь наедет на ногу...

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Павел Лебедев