Дороги Швейцарии: показалось, что проходит парад ретроавтомобилей, родстеров и спорткаров. Оказалось — обычный автопарк

 
19 июня 2016 в 8:00
Источник: Родион Мирский
Источник: Родион Мирский
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Скоро наступит активный туристический сезон, и многие автотуристы отправятся в Европу на поиски новых ярких приключений. Некоторые поедут к теплым морям, другие — к суровым, но живописным фьордам, а третьи отправятся покорять альпийские серпантины. Сегодняшняя статья как раз для таких смельчаков. Наш читатель Евгений решил поделиться своими наблюдениями об автомобильной жизни горной Швейцарии.

* * *

В своем месячном автокруизе мы встретили много полезных вещей, которые можно смело перенимать и культивировать на дорогах Беларуси. И, наоборот, нашли европейские проявления не самых лучших сторон белорусской автомобильной культуры.

Швейцария страна горная и совсем небольшая, ее размеры сопоставимы с нашей Витебской областью. А дорог и того меньше. Автомагистрали проходят в тесных долинах между горными хребтами и связывают они только крупные города.

Основные же альпийские просторы вдоль и поперек покрыты сетью небольших дорожек, грунтовок, брусчатки и прочих тропок. Поэтому, как только водитель покидает магистраль, он тут же попадает в края пестрых пейзажей и великолепных горных бэкграундов.

Кому принадлежат швейцарские дороги — вопрос отдельный. Прежде всего велосипедистам и общественному транспорту, потом пешим туристам, немного электрокарам и, наконец, частным швейцарским автомобилям.

Конечно, посреди крупного автобана не встретить шального велосипедиста. Зато на дорогах регионального характера вся власть принадлежит им.

Велосипедная инфраструктура тут развита просто колоссально. Вместе с двухколесным другом можно объехать всю страну — то загружая велосипед в недра скоростных междугородних поездов, то закрепляя его на спине пригородного автобуса. Крепления для велосипедов есть даже на кабинках фуникулера, поднимающего на заснеженные вершины горнолыжных курортов.

В городе ситуация с приоритетом двухколесных аналогичная. За дамой, вальяжно передвигающейся на велосипеде, может выстроиться целая кавалькада машин. Но со стороны автомобилистов нельзя заметить никакого проявления агрессии и негодования.

Дороги некоторых курортных зон полностью принадлежат электрокарам. Это как в Венеции: все оставляют машины на въезде на огромных паркингах и прогуливаются по городу пешком. Здесь ситуация аналогичная, только людей заставляют пересаживаться на городской электроавтомобиль. Он тут работает и как такси, и как общественный транспорт, и как средство для грузоперевозок.

А в сельской местности поток машин может запросто упереться и в более экзотические виды транспорта, например в карету.

Вот чего швейцарцы терпеть не могут, так это гонок по альпийским лугам на квадроциклах или кроссовых мотоциклах. Слой почвы в горах очень тонкий, ветер наносил его столетиями. След от проехавшего квадроцикла может остаться на долгие годы. Поэтому при виде такого беспредела местные жители тут же информируют полицию. Кататься, конечно, можно, но только по специально подготовленным дорожкам.

Мы решили ненадолго заскочить в небольшой швейцарский городок размером с наш Заславль, чтобы посмотреть, как в нем живут люди. А заодно и сравнить автомобильную жизнь местной глубинки с нашей. Скажем сразу: стареньких Passat не заметили.

Как видим, живут хорошо. Автозаправок на такой город предусмотрено около двух-трех, и все они могут быть расположены в обыкновенных жилых домах или магазинах.

Скорее всего, возле учебного заведения имеется камера контроля скорости. Камер на дорогах в Швейцарии немного, но если они есть, то находятся в максимально необходимых местах.

Центральная площадь города была похожа на место проведения слета ретроавтомобилей, родстеров и спорткаров. А оказалось, что это обычный автопарк местных жителей.

Здесь, как и во всей Европе, часто встречаются круговые перекрестки. Правда, оформлены они абсолютно по-швейцарски. Такого оформления не увидишь нигде.

С парковками все продумано до мелочей. Но встречаются и знакомые нам по родным тротуарам и зеленым зонам «мастера». Например, этот недовольный мужчина очень спешил и поэтому заехал прямо под ограждение парковки. Проявление такой несдержанности скорее исключение из правил.

Даже в небольших швейцарских городках могут быть постройки вполне известных людей. Вот, например, этот отель принадлежит владельцу Formula 1.

Несмотря на весь автомобильный профессионализм гостей отеля, прямо рядом с ним расположена автомобильная парковка с табличками «Места для женщин». Места там немного шире обычных, что как бы намекает… Но дамы, как мы заметили, не в обиде.

Покидаем этот уютный городок и отправляемся в столицу Швейцарии город Берн. Наша дорога проходит через заснеженный даже посреди лета перевал. На его вершине мы на минутку остановимся, чтобы насладиться прекрасными видами витиеватых серпантинов.

Горы — место паломничества путешествующих мотобратьев из Европы. Ну а мы оставляем шум моторов и отравляемся вниз.

Несмотря на всю дороговизну швейцарских ресторанов и баров, вдоль трасс можно найти вполне бюджетные закусочные киоски. В них будут пить кофе и обсуждать последние новости местные фермеры. Кофе в таких пунктах придорожного сервиса обойдется в полтора евро, круассан — всего в один.

Описывать трассы и качество покрытия нет смысла: все прекрасно видно на фото. Разметка, ограждение, знаки и обозначения. Бесспорно, все организовано доступно и при этом на высшем уровне. Мы едем дальше по трассе, Берн уже недалеко.

То, что мы увидели дальше в пути, поразило нас намного больше, чем местные дороги. Перед нами ехала наша родная «Нива», да еще и со швейцарскими номерами. ВАЗ-2121 — частый гость в Восточной Европе, но в альпийских предгорьях он встречается крайне редко.

Минуем пару деревень и наконец-то попадаем в столицу. Тут все красиво и богато, даже штрафы за парковку оказались в 2 раза выше деревенских.

Швейцария — одна из немногих европейских стран, которая присылает штрафы в Беларусь. Но Берн нам запомнился другим: своим разнообразием общественного транспорта. Мы насчитали около пяти видов трамваев и трех различных видов троллейбусов. Такое же множество и составов на железной дороге. Ждешь поезд и не знаешь, что подадут к перрону на этот раз — паровоз с вагонами позапрошлого века или суперсовременный трубчатый экспресс.

Одна местная девушка, сотрудница туристического агентства, сказала, что она большая любительница полихачить. Вскоре мы поехали в горы, где смогли оценить уровень этого местного лихачества. Мы приготовились увидеть безрассудный пилотаж, который часто демонстрируют джигиты-таксисты из какого-нибудь кавказского города-курорта. Слепые обгоны, зацеп колес за край асфальта и раскаленные докрасна тормозные диски. Но все оказалось куда спокойней и безопасней. В понятие местного лихачества входило превышение скорости на 10—15 км/ч и срезание некоторых просматриваемых поворотов. Такое безопасное лихачество нам пришлось по душе.

К слову, про такси. Несмотря на приход Uber и других современных игроков, цены у швейцарских перевозчиков не меняются годами. Франк почти равен евро и получается, что поездка для одного человека обойдется в 94 500 рублей за 1 километр.

Нельзя говорить о Швейцарии, не сказав пару слов о местном музее транспорта. Да, здесь таковой имеется. Выглядит он как красивая инсталляция со знаками. Белорусские водители смогли бы понять тут все после одного взгляда. И не такие загадки разгадывают на наших улицах.

Отдельная тема — работа специалистов при ДТП. За километр до места происшествия будет мигать огнями специальный автомобиль и предупреждать об опасности. Бригада парамедиков прибывает мгновенно, и работают они очень быстро и профессионально. Мы убедились в этом, когда стали случайными очевидцами последствий аварии.

А вот наши минские троллейбусы будут покомфортнее швейцарских. Хотя на них и не подъедешь прямо до ворот Шильонского замка.

Да и дорогих машин возле минских казино куда больше, здесь лишь эта одинокая Ferrari в Монтре.

В Швейцарии организована уникальная синхронизация транспорта. В одну точку города приходят одновременно и международные поезда, и пригородные автобусы, и прогулочные пароходы. Пять минут люди пересаживаются туда, куда им надо, и без задержек уезжают по своим делам. Такая штука просто необходима в Беларуси.

В Швейцарии мы поймали себя на мысли, что уже не хочется просто колесить по Европе с открытым от удивления ртом. Нам хочется взять оттуда самое лучшее и посеять эти зерна автомобильной культуры на нашей белорусской земле. Осталось дело за малым: чтобы каждый белорус больше думал о комфорте других участников движения. Тогда наступят те времена, когда удивляться будут уже швейцарские туристы.


...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Туристические навигаторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by