Роли инспектора, судьи и палача взял на себя велосипедист на улице Притыцкого в Минске. Как говорит пострадавший парень, мужчина сначала совершил на него наезд, а потом ударил по голове битой. Вчера ГУВД сообщило, что подозреваемый задержан, возбуждено уголовное дело. А вскоре еще одно велопроисшествие обратило на себя внимание: на перекрестке Тимирязева — Машерова тяжелейшие травмы получил велосипедист. Его сбила водитель Hyundai. Юрий Краснов, который сам любит велопрогулки, разбирает два громких случая.
Выезжаем на улицу Притыцкого (район перекрестка с ул. Глебки). По совпадению все случилось прямо возле церкви. Молодой человек нам рассказал: «Двигался по части асфальта, выделенной под велодорожку, потому как справа шли люди. Навстречу ехал велосипедист. Я думал, он объедет по газону, но он не стал менять направления движения, даже подавать сигнал звонком. Сразу после этого произошел удар. После столкновения мужчина сразу стал нападать на меня с кулаками. Как только я попытался уйти от конфликта, мужчина достал из рюкзака предмет, похожий на биту длиной с локоть. Этим предметом он ударил меня по голове. Я ненадолго потерял сознание». Ничего святого!
Вот то самое место. Тротуар разделен на велосипедную и пешеходную часть. Людей не очень много, а пространство позволяет легко избежать столкновения. Но суть ведь не в этом? Складывается впечатление, будто бы мужчина изначально был нацелен на конфликт. Юноше просто не повезло стать жертвой.
— Нет, ну а с какой целью он брал биту? Или у нас так развит бейсбол, что он спешил на очередной захватывающий матч? — задает резонные вопросы наш эксперт. — В нас еще сидят животные инстинкты, борьба за существование, место под солнцем и все такое прочее. Возникает резонный вопрос: не умышленно ли он совершил наезд на юношу? Ненависть к „нарушителям“ в нем буквально кипела.
Идея разметить тротуары для велосипедов пришла еще во времена Василия Бульбенкова (бывшего начальника Минской ГАИ), вернувшегося из командировки в Европу. С тех пор много воды утекло — и велосипеды стали другими, и велотрафик вырос. Тогда же казалось, что движение великов тем самым становится более безопасным, мол, это незащищенные участники дорожного движения, надо их спасать.
Однако на тротуаре они вдруг сами стали угрозой. Велосипед, движущийся со скоростью 20—30 км/ч в пешеходной зоне (учтите также вес наездника), при наезде может нанести тяжелые травмы. Некоторые удальцы проносятся в районе остановок общественного транспорта и других оживленных участков тротуара в сантиметрах от людей. Но с чего они решили, что человек, стоящий к ним спиной, вдруг не сделает шаг в их сторону?
— Я сам помню, как ждал 14-летия, чтобы как взрослый выехать на дорогу: купил зеркало и в первый же день отправился за кольцевую, — вспоминает Юрий Краснов. — Тогда правила разрешали движение на велосипедах по проезжей части. Но число автомобилей выросло, и теперь это может быть опасно. Например, поворачивающий направо водитель может не заметить велосипедиста, и произойдет столкновение.
Заметим, что в Германии при таком маневре автомобилист обязан уступать дорогу велосипедисту, а плечевому взгляду учат в автошколах. В случае аварии виноват будет, скорее всего, водитель машины.
Но вернемся в Минск, на место происшествия. Условно свою территорию некоторые велосипедисты (на самом деле единицы), которых фактически выдворили с проезжей части, решили отстаивать. Причем иногда это делают в очень грубой форме. Пару недель назад мы готовили сюжет возле парка Челюскинцев и стали свидетелями того, как велосипедистка нецензурно оскорбляла двух девочек-подростков, посмевших выйти на велочасть тротуара.
— Да мало ли, по какой причине люди оказываются на велодорожке! — завелся наш эксперт. — Рядом остановка общественного транспорта, надо пройти к магазину. Или прохожий задумался и случайно очутился на пути велика. В конце концов, ребенок не разобрался. Словом, люди ходили по велодорожке и наверняка будут ходить, пока она входит в состав тротуара...
По словам Юрия Краснова, велосипедист при движении ведет себя как водитель и смотрит вдаль, а пешеход обычно — под ноги. Выходит, что на тротуаре с велочастью сталкиваются два участника движения с разными принципами восприятия окружающего пространства.
— Поймите, пешеходы — это не бойцы спецподразделения «Морских котиков», — проводит аналогию эксперт. — Они не обязаны быть постоянно начеку. Если дальше так дело пойдет, то им надо будет выходить в шлеме и с мечом в руках, чтобы отбиваться от агрессивных велосипедистов.
Добавим, что на многих тротуарах разметка есть только в начале и конце участка. Если выйти из парка посередине пути, то не поймешь, где пешеходная часть, а где — велосипедная. То есть «нарушение» (намеренно берем слово в кавычки) может быть от незнания особенностей инфраструктуры.
Юрий Краснов сам садится на велосипед и едет по участку велодорожки, где пострадал юноша. Он сразу же натыкается на мужчину в возрасте, который идет по велочасти. Тот словно дезориентирован, но уверяет, что с велосипедистами расходится миром, ну а если дело дойдет до конфликта, то готов отбиваться.
Шутки шутками, но велосипедисты сами часто выезжают на пешеходную часть (например, при встречном разъезде с коллегой на велике). И что, теперь пешеходам на них нападать с битой? Так мы дойдем до войны миров...
На самом деле абсолютное большинство осуждает действия агрессивного мужчины с битой. Юрий Краснов побеседовал с двумя велосипедистами, которые согласились: пространство общее, надо учиться сосуществовать без категоризмов и перегибов.
— Понятно, что велосипедисты не хотели бы покушения на свою территорию. Раз есть установленный порядок, надо его придерживаться, рассуждают велонаездники, — Юрий Краснов, как кот Леопольд, призывает жить в мире. — Но давайте адекватно мыслить: нет ничего идеального. Отвечу тем, кто негодует, мол, когда уже наконец пешеходы перестанут ходить. Никогда! А раз невозможно исправить ситуацию, значит под нее надо подстроиться. На велосипеде нужно ездить аккуратнее и спокойнее, тем более при приближении к прохожим.
А теперь обратная ситуация. Велосипедист сам пострадал, причем получив очень тяжелые травмы. На перекрестке Тимирязева — Машерова его сбила женщина, поворачивавшая направо на Hyundai.
Сразу хочется сказать, что авария очень неоднозначная. Если верить предварительной информации, водитель (не спешившись) уже заканчивал пересечение проезжей части.
— Очевидно, что девушка не ожидала увидеть велосипедиста, — полагает эксперт. — Это не очень активный переход, и пешеходы здесь редко бывают, что тоже влияет на восприятие обстановки. А еще достаточно постоять тут пару минут, чтобы понять: водители при повороте направо обычно попадают во вторую полосу.
Юрий Краснов садится за руль, чтобы лучше оценить обстановку с позиции водителя Hyundai. Его впечатления такие: обзор частично могли перекрывать столбы, но если двигаться аккуратно, то не заметить велосипедиста сложно. Неужели девушка проезжала поворот на скорости?
— Водители часто сбивают велосипедистов при повороте направо или налево, а также при выезде из двора, — замечает эксперт. — Замечу, что это случается с теми автомобилистами, кто выполняет маневр с ходу. Да, по ПДД при пересечении проезжей части по пешеходному переходу на велосипеде нужно спешиваться. Однако есть места, где это не требуется. Скажите, вы всегда сможете рассмотреть маленькую табличку под знаком или светофором? И при этом не увидите велосипедиста? Я, например, всегда притормаживаю и смотрю не только на краешек тротуара возле проезжей части, но и дальше. Этих мер достаточно.
В этот раз мы рассматривали слишком грустные сюжеты, поэтому Краснов решил отказаться от традиционной песни в пользу глубокомысленного заключения:
— Велосипедист — это водитель, а велосипед — транспортное средство. Ему нужен свой участок пространства, на который не могут просто так попасть пешеходы. Обустраивая велодорожку на тротуаре, мы получаем неминуемый конфликт. Если же велосипедистов отправить на проезжую часть, уже они окажутся в опасной ситуации. Решение о выделении обособленной системы велопутей напрашивается само собой, и с каждым днем это ощущается все острее.
Велошлемы в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by