«Умники, которые висят на заднем бампере, далеки от реальности». Разбор аварии на МКАД

 
02 июля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Одной из главных дорожных проблем в Минске остается ситуация на кольцевой. Большое число гибелей сейчас фиксируется именно там. Сегодня разбираем попавшее в объектив регистратора ДТП, когда столкнулись четыре автомобиля. Вывод Юрия Краснова однозначный: «Водители не держали безопасную дистанцию, что носит массовый характер. А сзади еще подпирают агрессивные водители». Эксперт даже предложил провести эксперимент. На своем автомобиле он ехал с максимально разрешенной скоростью в крайнем левом ряду и следил за реакцией двигавшихся позади. Что из этого вышло?

На самом деле проблем на МКАД множество: доступ пешеходов не ограничен, тихоходные транспортные средства, недостаточно информативное обозначение дорожных работ, большое число мелких инцидентов. Эксперты который уже год говорят о необходимости создать систему предупреждения о происшествиях. А пока машины бьются, люди гибнут.

Что именно случилось неделю назад, не совсем ясно, но поток вдруг стал замедляться и произошла цепная реакция: сразу несколько водителей не сумели вовремя остановить автомобили. Никто не пострадал, но машины были сильно повреждены.

— Висеть на заднем бампере, что у нас практикуют многие автомобилисты на МКАД, уже само по себе — нарушение ПДД, — это первое замечание Юрия Краснова после просмотра видео. — Люди думают, что успеют среагировать. А этот ролик — яркий пример, что предположения далеки от реальности. На МКАД безопасную дистанцию до переднего автомобиля лучше измерять разметкой: в сухую погоду должно быть не менее двух, а лучше трех штрихов.

В этот момент вспомнился мем с развлекательных сайтов: мужчина сетует, мол, я держу дистанцию, а в нее кто-то постоянно перестраивается.

— Это не должно смущать вас, — успокаивает эксперт. — Мы же не в принципы на дороге играем. Если кто-то в этот «пробел» вклинился, то пускай! Просто отстаньте слегка, увеличив расстояние до безопасного. Также помните: чем больше габариты переднего транспортного средства, тем оно опаснее, поскольку обзор сильно ограничен.

Однако несоблюдение дистанции на МКАД носит массовый характер. Одна из возможных причин, на наш взгляд, заключается в том, что люди недооценивают опасность, воспринимая кольцевую как городскую улицу. Но параметры транспортного потока там как на скоростной магистрали, к тому же это дорога с самым интенсивным в Беларуси движением — даже небольшое замедление может спровоцировать аварийную ситуацию!

— Простой пример: много ДТП фиксируется возле развязок, например в районе пересечения с Тимирязева или Притыцкого, — отмечает Юрий Краснов. — Там многие съезжают или выезжают. В результате поток замедляется и кто-то не успевает. Причем тот, кто стал притормаживать, уже может уехать, а цепная реакция достигла двадцатого или тридцатого по счету водителя, у которого не осталось времени.

Чем выше скорость, тем меньше времени остается для реагирования. Для МКАД отвлечение даже на одну секунду — это очень много. По мнению эксперта, в рассматриваемом происшествии могла иметь место ситуация, когда водитель, например, просто глянул в зеркало заднего вида. То есть вроде бы старался контролировать ситуацию, но смотрел не туда, куда надо было.

— Самое опасное — если зазевается водитель грузовика или фуры. Тогда он «складывает» по 10—20 машин. Не раз выезжали на такие происшествия. Зрелище страшное, — вспоминает бывший сотрудник ГАИ.

Вот место происшествия. Внешняя сторона МКАД между микрорайонами Уручье и Зеленый Луг. Участок прямой, нет больших съездов. Словом, очевидных факторов аварийности не наблюдается. Но, как мы уже выяснили, это в данном случае и не важно: сейчас многое зависит от водителей, и нужно полагаться только на себя.

— Экстренное или интенсивное торможение при несоблюдении дистанции приводит к аварии. Особенность в том, что у каждого следующего позади водителя все меньше и меньше времени, так как он реагирует с опозданием (нужно увидеть стоп-сигналы, нажать на педаль и так далее): у второго это займет три секунды, у третьего — полторы, у четвертого — одну и так далее, — на шишках показывает механику процесса эксперт. — Даже если второй водитель успевает затормозить, то третий врезается — так получаются «паровозы».

Еще одно замечание касается вынужденного несоблюдения дистанции, когда водитель и рад бы держать расстояние, но сзади уже подпирают, прессингуют, заставляют двигаться быстрее. Это и есть агрессивное вождение, с которым на Западе научились бороться, а у нас, увы, еще есть «учителя» и «ученики».

— Ситуация получается интересная, — говорит Юрий Краснов. — Какой-то водитель хочет нарушать правила: ехать не 90—100 км/ч, а 120 км/ч. Это само по себе плохо и подлежит наказанию. Но человек поступает еще хуже: требует, чтобы ему помогали другие ценой собственного нарушения ПДД!

Как раз в этот момент слева нас опережает желтый Volkswagen, а следом за ним двигается Peugeot. Расстояние между ними — всего один штрих разметки.

— Если бы бус затормозил, то второй водитель ничего не успел бы сделать, — убежден Юрий Краснов.

Тогда он сам решается на эксперимент: выезжает в крайний левый ряд и набирает максимально разрешенную скорость. Претензий никаких быть не может: мы опережаем бус, который едет в средней полосе со скоростью 85 км/ч. Вскоре нас нагоняет Volkswagen Touran. Его водитель держит расстояние до нашего автомобиля в один штрих, и Краснов считает, что это слишком мало:

— По моему мнению, он может предоставлять угрозу для меня. В случае экстренного торможения, вероятно, не успеет остановиться и повредит мой автомобиль.

Ситуация получает развитие. К заднему бамперу Volkswagen «приклеивается» Ford. Вот все предпосылки для образования «паровоза»! В итоге водители компактвэна, а затем и хетчбэка совершают опережение справа. Напомним, мы движемся с максимально разрешенной скоростью…

— Водители ошибочно считают, что смогут остановиться, дескать, я умненький, смотрю через стекла впереди едущего автомобиля, — полагает Юрий Краснов. — Но это иллюзия. Помните про время реакции? Его не так много, как кажется. Или вы думаете, что участники рассматриваемого ДТП мыслили иначе? Все просто: держите дистанцию — и успеете вовремя остановиться.

Эксперт также рекомендует пользоваться «аварийкой» при виде препятствия или существенном замедлении потока. У нас так поступают редко, а в Германии — почти всегда на автобанах, если впереди образовался затор. Очень выручает!

— Если едешь, водитель, ты по кольцу, не считай же ворон, не ковыряйся в носу! — Юрий Краснов завершает выпуск в песенной форме. — Будь внимательнее, осторожнее будь. Помни про «паровоз», не дай себя обмануть. Имей в виду, имей в виду: если не хочешь ты в бутерброд, не отвлекайся, смотри вперед. Имей в виду…

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by