«Бесправники» его ненавидят. Один рейд с «Автоураганом» по Минску

 
13 июля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов

«Автомобиль объявлен в розыск!» — сообщает прибор. Патрульная Skoda срывается с места, инспекторы включают спецсигналы и начинают преследование Nissan Pathfinder. Через несколько минут выясняется: на этом автомобиле раньше задерживался «бесправник», но сейчас за рулем находится другой человек, у которого есть действующее водительское удостоверение. Отбой! Но сказать, что «Автоураган» сработал впустую, нельзя — все основания остановить внедорожник имелись. Вообще, это главная «фишка» прибора — в потоке он определяет подозрительные автомобили и предлагает проверить. Как проходит точечный контроль, корреспонденты Onliner.by наблюдали во время репортажа со спецподразделением Минской ГАИ.

Первые «Автоураганы» поступили в ГАИ шесть лет назад. Прибор сразу возненавидели «бесправники» — уж слишком легко и просто с его помощью вычисляли тех, кто не имел права садиться за руль. Принцип действия прост — система определяет регистрационный знак, сверяет с базой и сигнализирует, если машина подозрительная.

Схема себя полностью оправдала, и самое сложное теперь — это настроить оптику. В зависимости от погоды, состояния проезжей части, положения служебного автомобиля, требуется под определенным углом установить объектив, сфокусировать аппаратуру. Нужна некоторая сноровка.

Готово! Процесс пошел. Отслеживать все можно по монитору ноутбука. Номера проезжающих автомобилей прибор «подхватывает», выделяя рамкой. Потом обращается к базе. В числе подозрительных машин, например, те, которыми когда-то управляли «бесправники». Акцент инспекторы делают именно на этой категории нарушителей. Считается, они склонны к рецидиву. Для некоторых лишение прав словно снимает прочие обязательства, и опять: пьянка, вождение, ДТП...

А вот первая сработка. На улице Богдановича в поле зрения «Автоурагана» попадает Ford Mondeo. «Водитель, после перекрестка справа остановитесь», — инспектор берет в руки тангенту громкоговорящего устройства.

Мужчина, управлявший автомобилем, явно волнуется. Что-то судорожно ищет, хватается за телефон. Пока напарник общается с водителем, его коллега пробивает по «Кулону» информацию об автомобиле. Главный вопрос: почему прибор выделил его из потока?

Оказалось, у водителя при себе нет прав, а вообще они имеются (удостоверились по базе). Но инспекторов больше волнует, кто раньше ездил на автомобиле. Еще несколько минут, и все становится ясно. Машина принадлежала тестю мужчины. Бывший владелец попадался пьяным. Именно поэтому система предложила проверить Ford.

— Его уже нет в живых, — объясняет водитель. — По пьянке попадался, от того и помер...

Напоследок автомобилиста просят не забывать права и отпускают, памятуя о мнении министра внутренних дел, без штрафа.

Сработка прибора вовсе не означает, что за рулем находится нарушитель. Но это весомый повод остановить машину и проверить у водителя документы. Работа не наугад, а очень точечно. Меньше нервозности для других автомобилистов и одновременно профилактика. Такой намек, мол, среди ваших друзей/родственников есть люди, которые уже попадались, и мы помним прошлые «грешки».

В следующий раз «Автоураган» просигнализировал на ул. Сурганова. Во время движения он заметил каблучок Renault с наклейками магазина по торговле запчастями. Автомобиль явно зарегистрирован на юрлицо. Водитель, недоумевая, достает документы из борсетки.

— На первый взгляд все в порядке! — смотрит документы инспектор.

Настоящую причину остановки и прошлое знает «Кулон». Когда-то на автомобиль был наложен арест судом Заводского района. Водитель подтверждает, что проблемы с банками имелись, однако теперь претензии сняты. Что ж, причины для задержания нет.

Прибор определяет не только регистрационные знаки нынешнего образца, но и старые, и советские, и квадратные, и мотоциклетные, и российские. В этом мы убедились сами. Поразила также скорость считывания. За одну секунду прибор идентифицирует номера нескольких автомобилей, движущихся по соседним полосам.

На проспекте Независимости «Автоураган» опять объявляет: «Автомобиль объявлен в розыск!» На этот раз в поле зрения оказался ВАЗ с красно-белыми номерами.

За рулем парень. Между ним и инспекторами состоялся такой диалог:

— С документами все в порядке?

— Вот водительское удостоверение.

— А кто ездил на этом автомобиле, не имея права управления?

— Отец.

— У вас, действительно, все хорошо. Техосмотр имеется. Счастливой дороги!

Едем дальше по проспекту. Служебный автомобиль, в котором установлен прибор, постоянно перемещается по городу, не задерживаясь подолгу на одном месте. Определенного маршрута нет. Инспекторы в курсе, что водители общаются через мобильные приложения, по радиостанциям. Особенно внимательно отслеживают информацию о патрулях как раз «бесправники». Увеличивая мобильность, задачу им существенно усложняют.

Очередная сработка. На ноутбуке — снимок Ford Shelby Mustang. За рулем — девушка. На светофоре она сладко потягивается, даже не подозревая, что ее сейчас попросят подъехать к краю проезжей части.

Выцепить авто из крайнего левого ряда при обычном патрулировании очень сложно, особенно когда нет видимых причин. Прибор в этом смысле незаменим. Дает точную наводку.

— За превышение скорости вас не привлекали, — проверяет информацию по «Кулону» сотрудник ГАИ. — Возможно, срок водительского удостоверения закончился? А-а-а. Вы же сменили фамилию. В этом дело. Лучше оформите новое удостоверение — так спокойнее будет.

В этот момент к служебной Skoda подбежал запыхавшийся парень: «Товарищи инспекторы, помогите! Застрял в третьем ряду». И правда, BMW 6-Series мешает движению. С некоторыми сложностями (многие водители напрочь игнорировали включенные маячки, пришлось подкрепить требования жезлом) сотрудники ГАИ помогли дотолкать автомобиль до края проезжей части.

Владелец купе остался дожидаться друга, который вот-вот должен был подъехать. А Skoda с зорким «Автоураганом» уже едет дальше. Можно, конечно, сетовать, что у прибора много лишних срабатываний. Однако это тоже часть работы ГАИ — проверять все сигналы, а для водителей — веский повод не доверять автомобиль людям, склонным к серьезным нарушениям (управлению без прав или в состоянии опьянения). У каждой машины, даже регистрационного знака есть своя история. Об этом тоже нужно помнить.

«Биография» Honda Accord, ехавшего по ул. Якуба Коласа, тоже привлекла внимание прибора. Инспекторы отмечают, что водитель едет аккуратно и даже на трамвайных путях правильно выполняет левый поворот. Тем не менее, проверить надо бы.

И в этот раз попадание в десятку.

— Что случилось? — спрашивают сотрудники ГАИ у водителя, имевшего явно растерянный вид.

— Нет прав.

— А где они?

— Никогда не было.

— Как это?

— Не сдал...

Самое интересное, что ранее молодой человек, по его же словам, не привлекался к административной ответственности за езду без прав. Почему же сработал «Автоураган»? Выясняется интересный нюанс. На этом автомобиле останавливали девушку, также не имевшую водительского удостоверения. Возможно, ту, что находилась на пассажирском сиденье и быстро ретировалась, когда поняла, что разбирательство затянется надолго?

— Это вы стреляли по номеру и пробили по базе, — догадывается парень. — А что теперь?

— Вам грозит штраф минимум в 5 базовых величин (сейчас — 105 руб., или 1 050 000 руб.). Мы вынуждены будем отстранить вас от управления и доставить автомобиль на спецстоянку.

— И все-таки как вы приписываете эту машину мне, если я формально не имею к ней отношения? — не уставал удивляться водитель.

Пока шло оформление, он задумался, что надо бы сдать на права. Ведь последующий штраф за повторное нарушение в течение года будет существенно больше — от 20 до 50 б. в. (от 420 до 1050 руб., или от 4,2 до 10,5 млн руб.). Направление мыслей водителя — это лучший результат.

Accord доставляют на штрафстоянку, сутки хранения на которой обойдутся в 6 рублей (60 тыс.). Здесь несколько «застрявших» автомобилей. Инспектор узнает Civic с санкт-петербургскими номерами, который пытался скрыться пару дней назад на пр. Независимости. Не ушел!

Перемещаемся на ул. Тимирязева. Прибор нацеливают сразу на две полосы. Самое интересное, водители даже не догадываются, что происходит.

По словам инспекторов, «Автоураган» сразу был легализован: прошел сертификацию, в данный момент он не фиксирует нарушения, а помогает обратить внимание на подозрительные автомобили — арестованные по решению суда за долги, «засветившиеся» в базе по серьезным нарушениям ПДД и так далее.

Система вновь сообщает: «Автомобиль объявлен в розыск!» Водитель Mercedes ML притормаживает сразу, как только включаются маячки на патрульной Skoda. Мужчина быстро выходит из салона и протягивает документы. К нему претензий нет, а вот его родственник, попадавшийся на этом кроссовере без прав, будь за рулем, получил бы крупный штраф.

— Не ездит больше? — спрашивают инспекторы.

— Нет. На даче отдыхает...

Настроить прибор можно не только на поиск «бесправников», но и на не прошедших техосмотр, не оформивших вовремя страховку и так далее. В данный момент ГАИ отрабатывает группу риска, склонную к совершению тяжких аварий.

Да, людям, которые серьезно не нарушают ПДД, приходится предъявлять документы, ждать, пока проверят по базе, но с другой стороны — хороший стимул не давать автомобиль кому попало. Вот, например, девушка на Hyundai i30 тоже ни при чем. Однако какой-то парень раньше попадался на этой машине с грубым нарушением правил.

Подобные приборы, в эффективности которых нет повода сомневаться, есть в других регионах Беларуси. Тот самый случай, когда автоматическая система осуществляет точечный и беспристрастный контроль, и никто при этом не обвинит ГАИ в предвзятости или отсутствии причины для остановки. Из десяти сработок одна попала точно в цель. Неплохой результат за 3—4 часа патрулирования.

Автомобильные багажники в каталоге Onliner.by

Читать также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by