Электромобили можно ввозить без растаможки до сентября 2017 года. Планируют создать собственное производство?

 
24 929
13 июля 2016 в 14:50
Автор: Андрей Гомыляев
Автор: Андрей Гомыляев

«Таможенная пошлина на ввоз электромобилей в Евразийский экономический союз снижена до сентября 2017 года,сообщает БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу ЕЭК. — На легковые электромобили снижается с 17% до 0%, а на грузовые с полной массой до 5 тонн — c 15% до 5%. Решение не касается автомобилей с гибридным двигателем и плагин-гибридных автомобилей». Звучит красиво, но непонятно. Цель ясна — простимулировать людей покупать и ввозить электромобили. Вопрос: зачем? Ведь не только же дело в экологии. Можно предположить и другие, неозвучиваемые стремления ЕЭК.

Как проходил ввоз электромобилей до недавнего времени? Растаможка составляла 17%, также нужно было заплатить НДС в общей сумме 54% от таможенной стоимости машины (20% для юрлиц). Как нам пояснили на таможне во время ввоза Tesla, это и есть расплата за отсутствие «кубиков». Тут, конечно, возникает вопрос: если последняя сумма не пошлина, тогда что? Не стоит забывать и про утильсбор — $230 или почти 500 рублей (5 млн «старыми») по новым ставкам. Выходила немалая сумма, потому на стремительное развитие электротранспорта можно было не рассчитывать.

А это развитие очень нужно правительству. Об этом заявлял и Александр Лукашенко. По словам президента, в стране малы запасы нефти и газа, потому необходимо ориентироваться на электричество. Его будет довольно много, когда запустят работу АЭС в Островце. Станция столкнется с проблемой распределения переизбытков энергии (например, ночью). Электротранспорт может сгладить ситуацию. Проект программы развития электротранспорта в Беларуси уже подготовлен. Он предусматривает строительство в республике к 2025 году 262 зарядных станций. В 2017-м в эксплуатацию планируют ввести 87 мест для зарядки электрокаров. Первым шагом его реализации станет поиск инвесторов (объем вложений составляет $228,8 млн при реализации оптимистичного сценария и $69,6 млн — при реализации пессимистичного сценария, предусматривающего, что к 2025 году белорусы купят лишь 10 тысяч электрокаров), вторым — фиксирование проекта на законодательном уровне. Последнее запланировано до конца 2017 года. Как видим, в ввозе электрокаров весьма заинтересованы.

Кроме того, в России считают обнуление таможенных пошлин верным шагом на пути к «локализации производства электромобилей» в их стране. Похоже, в РФ всерьез задумались над строительством завода по выпуску е-каров (мировых брендов) на своей территории. «ГАЗ» и «АвтоВАЗ» не в счет. «Производство выведет российский автопром на следующий этап инновационного развития, — считают в промышленной палате РФ. — Производство электромобилей в России позволит сформировать максимально экономически эффективную модель, при которой электромобиль сможет обмениваться энергией с сетями без участия человека, подключаясь для подзарядки в момент наименьшей нагрузки на сети».

Для этих целей нужен минимальный (в масштабе многомиллионных стран — участниц ЕЭК) спрос на электромобили, желание их приобрести и, конечно, инфрастуктура (зарядки). А пока рынок электромобилей в наших государствах, мягко сказать, неразвит, так как сильно чувствителен к цене. И тут задумались над снижением таможенной пошлины. Подсчитали: в 2015 году уже делали эксперимент, снизили пошлину до 0%, и люди ввезли 684 электромобиля. Потом эксперимент завершили, в январе — апреле 2016 года ввезли только 28 машин. Сейчас, видимо, решили вновь поэкспериментировать с нулевым процентом и посмотреть на статистику.

«Пошлины снижаются на время, — подчеркнули в ЕЭК. — Будет ли в следующем году продлена эта мера, зависит от развития рынка электромобилей, необходимой инфраструктуры, а также от того, будет ли в странах союза запущено серийное производство электромобилей. Снижение пошлин призвано стимулировать использование экологически чистого транспорта в ЕАЭС и создать условия для формирования рынка электромобилей. Широкое использование легковых и грузовых электромобилей должно стимулировать развитие объектов зарядной инфраструктуры».