«Надо спрашивать, не за сколько секунд автомобиль разгоняется, а за сколько тормозит». Репортаж из лаборатории Bosch

 
33 567
17 июля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков; Robert Bosch GmbH

Возможно, компания Bosch внесла больший вклад в развитие автомобилей, чем любой другой автоконцерн. Фары ближнего и дальнего света, поворотники и стоп-сигналы как единый организм, топливный фильтр, системы ABS и ESP, свечи зажигания — это все разработки немецкой корпорации. Если бы не эти инновации прошлого, сложно представить, как выглядела бы современная машина! А сейчас в окрестностях Штутгарта на базе BMW тестируют систему автопилота от Bosch. Говорят, в следующем году она уже будет внедрена. Корреспондентам Onliner.by удалось побывать на заводе компании в Карлсруэ и попасть в исследовательскую лабораторию, где разрабатывают тормозные колодки.

Завод находится на окраине города Карлсруэ (земля Баден-Вюртемберг). Огромная вывеска не позволяет усомниться, что мы прибыли по адресу. Некоторое время занимает оформление документов на проходной: педантичные немцы фиксируют каждого посетителя. Ограничения по фотосъемке серьезные — снимать нельзя ничего, даже бутылки с минеральной водой в переговорке!

На самом деле меры оправданные, и журналисты относятся с пониманием. Компания не только производит огромное число автокомпонентов — от дворников до систем безопасности, — но и постоянно совершенствует их. Не будем забывать, что Bosch — это также бытовая техника, электроинструменты, оборудование для СТО и др. Если бы здесь легкомысленно относились к коммерческой тайне, то все секреты давно бы ушли на сторону, а оборот компании в прошлом году не составил бы рекордные 70 миллиардов евро.

— Все автопроизводители делают особый акцент на скорости: за сколько автомобиль разгонится до 100 км/ч, — обращает внимание сотрудник пресс-службы Мануэль Тома. — Однако не принято почему-то говорить, за сколько вы сможете остановить машину. Ведь затормозить гораздо важнее для безопасности водителей и пассажиров, чем разогнать. Если же упоминают об этом, то говорят о метрах. Но сколько в секундах? Вот вам ответ: Volkswagen Golf GTI можно остановить за 3,9 секунды. Все это к тому, что тормозная система имеет колоссальное значение.

Самое интересное, что принципиально конструкция не изменилась: как снижалась скорость за счет трения дисков о колодки, так и снижается. Качественный рывок произошел именно в используемых материалах. Если раньше колодки были из дерева, то теперь это сложнокомпонентный состав.

— Вот смотрите, — показывает на изображение тормозного диска Мануэль Тома. — Тут температура материала во время торможения может достигать +450 градусов по Цельсию, а тут — всего +150 градусов. Подчеркну, что разделяет эти поверхности всего пара сантиметров. Чтобы понять, насколько сложно разработать диск, приведу такой пример: при его производстве используется 25 компонентов!

Теоретическая часть закончена, теперь переходим в лабораторию по исследованию и разработке тормозных систем. Это отдельное здание, в котором работают высококлассные специалисты. Говорят, инвестиции составляют миллионы евро, но точную сумму не называют. Такова цена безопасности.

Когда попадаем внутрь, становится понятно, почему такой строгий фейсконтроль и куда вложены деньги. Огромное количество приборов: всевозможных анализаторов, станков, имитирующих работу тормозной системы, разнообразных прессов и так далее.

А где все ваши специалисты? первым делом спросили мы у руководителя лаборатории.

Оказалось, в довольно большом здании работают всего 10 человек. Команда очень интернациональная. Например, шеф — француз. Но языкового барьера нет: общение идет или на немецком, или на английском.

Лаборатория разделена на три части. В одной из них разместились химики. Тут контролируют материалы. «Это принципиальный момент. Ведь от каждого компонента многое зависит», — подчеркивают специалисты Bosch.

На столах находится ряд приборов. Один анализирует температурную устойчивость материалов при обычном воздействии, другой — как ведет себя «испытуемый» во время температурных пиков, третий исследует характеристики. А вот мощный микроскоп, который используют для детального анализа структуры.

По словам сотрудников лаборатории, нужно удостовериться, что материалы отвечают заявленным характеристикам и не подведут в самый ответственный момент.

Вторая часть лаборатории — workshop, мастерская. Она чем-то напоминает цех завода: много разных установок. В принципе, тут можно произвести тормозные колодки.

Отдельное помещение предусмотрено для смешивания материалов. В колбах и различных емкостях хранятся каучук, резина, металлические опилки. А вы знали, что все это используется при производстве тормозных колодок?

— Это не что иное, как кевлар, — демонстрирует руководитель лаборатории. — Раньше использовался асбест. Когда выяснилось, что он радиоактивный, пришлось искать альтернативу. Та еще была задачка.

И резину, и каучук, и прочие материалы надо смешать. Для этого требуется колоссальная энергия. Справиться должен мощный «миксер», который тоже имеется в лаборатории.

Рядом установлено несколько прессов. Полученные образцы тормозных колодок сжимают, разогревают — словом, устраивают экстремальные режимы и проверяют, как ведет себя состав: отвечает ли заданным характеристикам.

Вот покрасочная камера. Да-да, тормозные компоненты тоже покрывают краской.

— Кстати, а откуда пошла эта мода? интересуемся, пользуясь случаем.

— Дело не в красоте, а в профилактике коррозии. Только и всего. Покрасить колодки можно в любой цвет — хоть в белый, хоть в розовый, — заверили нас специалисты.

Между прочим, цветовое кодирование актуально для тормозных колодок, устанавливаемых на Porsche. Черные — это стандартные. Красные — усиленные, но желтые — самые лучшие, рассказали нам на заводе в Штутгарте.

В мастерской предусмотрены также установки, имитирующие работу тормозных колодок и проверяющие стабильность материала. Как сделать, чтобы для остановки автомобиля требовалось минимум усилий? Ответ на этот извечный вопрос ищут профессионалы Bosch. Говорят, еще есть куда стремиться.

Наконец, третья часть лаборатории — тестировочный комплекс (так и хочется сказать полигон). Когда попадаешь сюда, сразу в ноздри бьет специфический запах. Тормозным колодкам устраивают настоящий экстрим — выделяемые вещества создают такую производственную атмосферу.

В некоторых камерах исследуют шум (в Евросоюзе действуют строгие стандарты по шумовому загрязнению), в некоторых — температуру. Есть тесты, которые непрерывно длятся в течение 6—8 часов.

Но это еще не все! После того как разработка тормозных колодок завершена, тестовые образцы устанавливают на специальные автомобили. «Эти машины, имеющие специальную страховку, проводят так называемый тест-драйв на дорогах общего пользования», — подчеркивают специалисты. Только после этого колодки поступают на конвейер.

— Можно ли менять колодки самостоятельно? В Беларуси многие автовладельцы экономят и делают это сами. А как в Евросоюзе? — спросили мы у профессионалов.

Момент истины! Разгорелся горячий спор. Шеф лаборатории, как истинный француз, заявил, что ничего такого в этом нет, принцип простой и с этим под силу справиться непрофессионалу. Однако немцы категорически были против: «Если влезешь сам, то потеряешь гарантию! Как можно?»

Следующий вопрос касался конструкции тормозной системы, и тут дискуссии не возникло. Специалисты Bosch были солидарны: даже в самых современных электромобилях будет использоваться тот же принцип. Пока ничего лучшего не придумано.

Во время нашего репортажа сотрудники немецкой компании намеренно избегали названий конкретных брэндов, которые используют их разработки, хотя известно, что Bosch сотрудничает со многими ведущими автоконцернами. Впрочем, бизнес-этика требует некоторой секретности, и это понятно.

— Знайте только одно, — советует напоследок Мануэль Тома. — Если перед вами движется Porsche, держите до него дистанцию: он может остановиться очень быстро... Слишком быстро.

Тормозные жидкости в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков; Robert Bosch GmbH