Эксперт: «Российское чудо может закончиться в любой момент. Да и было ли оно?»

 
22 июля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов

Летом на рынке подержанных автомобилей традиционное затишье. Хотя в некоторых салонах сейчас очень жарко. Сразу три модели Renault попали в пятерку самых популярных машин, дилеры фиксируют снижение «серого» импорта, а кто-то по-прежнему пытается продать свою «ласточку» за то, за что купил. Но в целом произошла стабилизация ситуации, нет уже резких скачков и изменения цен. Главный вопрос: сколько еще продлится «российское чудо»? Рассуждаем об этом с нашим постоянным экспертом Дмитрием Хлыстовым.

— Говорят, рынок пришел в вялое состояние. Какая нынче ситуация?

— Продажи новых автомобилей вызвали большой отток с «бэушного» рынка. Пожалуй, это главная характеристика нынешнего положения дел. Сейчас дилеры предлагают широкую линейку моделей: хетчбэки, седаны, «каблучки». Что хочешь! За 20 тысяч (200 миллионов) рублей можно купить новую машину в отличной комплектации. Дилеры предлагают шикарную лизинговую программу. Сейчас, имея на руках 10% от стоимости автомобиля, можно идти в салон и выбирать «обновку». Ну а кто хочет Volkswagen Touran, Renault Laguna, Citroen С5, выпущенные после 2010 года, — добро пожаловать в Ждановичи. В интернете тоже полно предложений. Но покупатель все чаще выбирает новое и беспроблемное.

Дмитрий Хлыстов

— На подержанный рынок покупатели идут все реже?

— Сейчас фиксируются вялотекущие продажи. Это типичная ситуация для лета: кто-то в отпуске, кто-то купил машину еще весной. Вот только не нужно думать, будто рынок умер. Нет, люди приходят, выбирают. В субботу регистрируется пик продаж.

— А какие предложения сейчас присутствуют в тех же Ждановичах?

— Машин за $4—6 тысяч в эквиваленте хватает. От Skoda Fabia и Opel Vectra до Renault Scenic и Citroen Xsara Picasso. Как правило, на «бэушке» представлены автомобили, которые сменили не одного белорусского владельца. Впрочем, причины попадания машин на рынок могут быть и другими. Например, пополнение в семье — нужен автомобиль побольше и так далее.

— Из России поток остановился?

— Почему? Вовсе нет. Но он стал раз в десять меньше по сравнению с пиком (конец 2014-го — начало 2015-го). В первую очередь на это повлияло укрепление российского рубля. За машиной стоимостью в $3 тысячи с учетом необходимости оплатить утильсбор смысла ехать уже нет никакого.

Однако кое-что из Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска везут. В основном премиум-класс: BMW, Audi, Mercedes, Infiniti, Land Rover. Вторая группа автомобилей, которые по-прежнему интересуют белорусов в России, — это кроссоверы вроде Nissan Juke, Suzuki Grand Vitara.

В целом если сравнивать нынешнюю ситуацию и обстановку в конце 2014-го — начале 2015-го, то это штиль и шквал. Раньше ГАИ не успевала регистрировать автомобили, были сумасшедшие очереди на уплату утильсбора. Теперь все спокойно.

— Многие ездили в РФ за машинами сами. Теперь кто туда отправляется?

— В основном профессиональные перегонщики. Люди сами мало ездят. Раньше и в Германию отправлялись единицы. Обычно было так: «Попрошу, и мне пригонят».

— Введение временных регистрационных знаков, как многие считают, было направлено на ограничение «серого» импорта автомобилей из России. Это дало эффект?

— Именно данная мера процесс пригона в Беларусь машин из России не остановила. Я не слышал о массовых штрафах за передвижение без номеров. Не исключено, единичные случаи имеют место быть, но о системных наказаниях никто не говорит. Если бы одного человека оштрафовали, то второй бы уже не поехал… Временные знаки вводились для ограничения стихийного ввоза автомобилей. Однако лучше всего ситуацию отрегулировало укрепление российского рубля.

— Дилеры говорят, что потери за первые полгода 2016-го для автомобильного рынка составили 33% и в первую очередь на теневой его стороне…

— Опять-таки причина та же — цена стала неинтересной. Тем не менее существуют схемы, по которым покупка автомобиля в России по-прежнему выглядит привлекательной. Скажем, когда дилер из РФ предлагает скидки.

Также отправляются за машинами, которые у нас купить невозможно или если за ними большая очередь. Это единичные варианты.

— Некоторые белорусские дилеры сейчас указывают цены в российских рублях, которые точь-в-точь совпадают со стоимостью в российских салонах. Хотя раньше говорили, что невозможно предоставить такие же скидки. Что изменилось?

— Пришлось подстраиваться, чтобы как-то выживать. Безусловно, это ударило по карману и размеру бонусов. Кстати, в России не прогнозируют большого роста продаж. А белорусы не сделают кассу в огромной стране — на общий сегмент никак не повлияют. Раз нет смысла ехать, то никто не будет фантазировать и купит машину в Минске или Бресте.

— По вашим данным, какие настроения у дилеров?

— Хорошие. Работать и работать. Пока есть что продавать.

— В смысле?

— Ну смотрите, Opel, Chevrolet, Fiat, Seat официально ушли с российского рынка. Сколько продержатся остальные — хороший вопрос.

— С другой стороны, Ford, Kia, Hyundai агрессивно завоевывают освободившиеся ниши.

— Они выживают! Потому что по таким ценам продавать автомобили очень сложно.

— У многих есть ощущение, что это временно. То есть халява продолжается?

— Замечу, что машины подешевели, но и уровень жизни не сильно вырос.

— А разве это когда-то смущало дилеров при формировании ценовой политики?

— Теперь другие времена. Появился сильный игрок, даже несколько. Хиты продаж — несколько моделей Renault, Skoda Rapid и Volkswagen Polo Sedan. У меня друг купил Lada Largus Cross за 20 тысяч (200 миллионов). Поставил фаркоп, ездит и доволен как слон…

Но нужно понимать, что это тоже когда-то закончится. Продавать в ноль или в минус все время невозможно. Или вы думаете, что в прошлые годы автосалоны получали миллиардные прибыли? Бросьте!

— Получается, правы были те, кто говорил в 2011-м (когда повысились таможенные пошлины), что скоро будем ездить на автомобилях российского производства?

— Ну так цена хорошая. А качество? Хм, посмотрите, эти «бюджетники» отъездили уже пять лет и появились на «вторичке». Подержанные Volkswagen Polo Sedan, Renault Sandero 2012—2013 г. в. продают от $6 до 7,5 тысячи. Этот факт говорит сам за себя.

— И в каком состоянии эти автомобили?

— В целом в неплохом. Хуже остальных показали себя Hyundai Solaris, у которых пороги гниют, салон выглядит не очень, внешний вид тоже дает о себе знать. Покупатели при выборе подержанного Volkswagen Polo Sedan обращают внимание, как правило, на сколы на лакокрасочном покрытии, потертости. У «бэушных» Skoda Fabia стирается рулевая колонка. То есть у всех со временем проявляются некритичные недостатки.

Этот Volkswagen проехал 550 тысяч километров

— Многие владельцы все так же пытаются продать автомобиль самостоятельно — через интернет. Что происходит в этом сегменте?

— От таких продавцов требуется соблюсти два условия — содержать машину в хорошем состоянии и назначать адекватную цену. В реальности когда просматриваешь автомобили вроде бы по рыночной стоимости, диву даешься: неужели за ними совсем не ухаживали? Продавцы по телефону все как один говорят про хорошее состояние, а вживую сталкиваешься с убитыми моторами, ржавчиной по всему кузову и продавленным салоном. Другая крайность — когда цена сильно завышена, а собственник на уступки не идет. Ну ради бога, маринуйте машины дальше…

— В то же время покупателям раздолье…

— Да. Только нужно тоже смотреть на вещи реально. Некоторые, выбирая двадцатилетний автомобиль, проверяют кузов толщиномером. Люди, ну вы чего? Неужели думаете, что в родной краске машина будет выглядеть идеально? Да там сплошь будут сколы, потертости, вздутия. Я вообще считаю, что примерно через пять лет автомобиль должен проходить «косметическую операцию». Это же пять лет поездок по городу, дачным дорогам, охотам, рыбалкам, что там еще? Кое-кто масло не умеет менять, а на рынке умничает — вот здесь элемент перекрашен.

— Человек, у которого есть деньги на автомобиль, сегодня вправе заказывать музыку.

— Ну знаете… При мне в Ждановичах продали Volkswagen Passat, мотор которого на ладан дышал. Но на $500 дешевле, чем стоявшие рядом «живые» экземпляры. Люди купили себе проблему на четырех колесах. Сейчас они сэкономили, но через месяц-другой урезанный двигатель даст о себе знать. И что делать тогда — вкладывать тысячу-другую в ремонт? Или пытаться втюхать машину таким же простакам?

— То есть выбор подержанного автомобиля это все еще проблема?

— Не факт, что найдя в интернете красивую картинку, вы отыщете хороший вариант. Можно проехать по всей Беларуси, пересмотреть 20—30 экземпляров, и ни один не подойдет по состоянию. Это по-прежнему изнурительный и трудоемкий процесс. Клиента как в старые добрые времена пытаются одурачить — продать машину с отмотанным пробегом, перешитым салоном и отремонтированным мотором.

— Еще недавно все так живо обсуждали систему trade-in. Это чуть ли не единственный способ быстро и беспроблемно избавиться от старого автомобиля и получить новый?

— Такие сделки набирают обороты. Одно расстройство связано с переоценкой автомобилей. Люди хотят получить за свою старенькую машину очень много. Например, только что звонил владелец Audi 80 B3. Когда ему назвали вилку в 2—3 тысячи (20—30 миллионов), то он разочарованно протянул: «Та-а-ак мало. Она же в идеальном состоянии». Но поймите, салоны ведь тоже должны куда-то деть этот автомобиль. Не будут же они торговать в минус?

Trade-in сегодня легальный способ официально продать старую машину и получить взамен новую теоретически за один день. Многие не учитывают, что продавая автомобиль перекупщику на рынке, рискуют. Ведь обычно «продаваны» требуют ксерокопию паспорта владельца. Собственник, обрадованный фактом сделки, выдает документ. А потом что? Вдруг на машине совершат ДТП (по Гражданскому кодексу компенсацию потерпевшие потребуют именно с формального владельца)? Или станут перевозить наркотики? К кому придут с разбирательствами?

Вот пример. Владелица Suzuki Grand Vitara поездила на автомобиле — мотор требует замены. Обратилась к дилеру Volkswagen. Тот предложил вариант. Теперь женщина ездит на Polo Sedan в топовой комплектации. А реализация неисправного кроссовера легла на плечи партнеров салона.

— Сколько продлится «российское чудо»?

— Может, его скоро и не будет вовсе. Откуда мы знаем? Но если вновь курс российского рубля по отношению к доллару будет 80, то опять вереницы белорусов поедут за машинами в РФ. На самом деле никакого чуда, конечно, нет. Рано или поздно закончатся машино-комплекты для сборки и все. А у кого-то уже закончились, и он ушел.

— Из Европы автомобили сейчас привозят в Беларусь?

— Очень мало. Обычно это те экземпляры, которых нет в России. Ряд очень красивых Renault Scenic (2012 г. в.) с дизельными двигателями объемом 1,5 литра сейчас стоит на авторынке в Малиновке. Цена — от $13 тысяч. Образовался вакуум. Не заполнена ниша так любимых белорусами минивэнов. Те, что присутствуют в салонах, стоят не так уж дешево. Этот сегмент пытаются заполнить за счет привоза из Германии. Хотя я недавно видел, например, Skoda Fabia (объем двигателя — 1,2 литра).

— Напоследок несколько провокационный вопрос: в чем преимущества/недостатки покупки старого премиума и нового «бюджетника»?

— Покупая «бэушный» BMW или Audi, вы получаете комфорт, хорошую марку, расширенный пакет опций. Однако вскоре машина может потребовать денег. И снова пошло-поехало: ремонты, запчасти, беготня по СТО.

При выборе нового «бюджетника» вы сталкиваетесь с такими прелестями, как плохая шумоизоляция и ограниченный список опций, а в будущем получаете головную боль при его продаже (в зависимости от состояния автомобиль теряет до 40% от первоначальной цены). Но при этом — средство передвижения минимум на три года, которое потребует только замены масла. Ну а если случится поломка, то есть же гарантия.

В любом случае выбор остается за покупателем. Есть много тех, кто любит премиум, и их не смущает прошлое и будущие проблемы. А кто-то махнет рукой на комфорт и сядет в недорогую, но новую машину.

Автомобили на «Автобарахолке» Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by