«Автомобилист или не видел мотоцикл, или решил, что тот остановится». Разбор аварии на улице Калиновского

 
30 443
23 июля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов

На этой неделе на улице Калиновского в Минске произошла серьезная авария (сильно пострадала девушка). Судя по записи с регистратора, вроде бы все очевидно: мотоциклист ехал прямо, автомобилист поворачивал налево и не пропустил его. Однако, выехав на место ДТП с Юрием Красновым и минским байкером Алексеем, мы пришли к выводу, что не все так просто. Сбить с толку водителя Honda могли сложная организация дорожного движения и стрелка в контактной сети троллейбусов.

— Габариты мотоциклиста — как у пешехода, а скорость — на-а-амного больше, — говорит Юрий Краснов. — Некоторые водители даже днем не видят байк. А тут поздний вечер, темно, уже включено уличное освещение… И водитель Honda его не заметил.

Сначала осматриваем место происшествия. Организация дорожного движения здесь довольно сложная. Если следовать по пути мотоциклиста, то сначала идет регулируемый перекресток, потом нерегулируемый (куда поворачивал водитель Honda), а затем регулируемый переход с кнопкой вызова.

— Отдельно нужно сказать про сигналы светофоров, — замечает эксперт. — По видео складывается ощущение, что на первом светофорном объекте мотоциклист пересекал стоп-линию в момент загорания желтого. На втором же все время горел зеленый сигнал для его направления.

Это очень важный момент, к которому мы еще вернемся позже: светофорные объекты, расположенные на расстоянии примерно 100 метров друг от друга, не синхронизированы. Один из них (размещенный возле злосчастного поворота) включает зеленый для пешеходов только после нажатия на кнопку.

— На самом деле мотоциклиста нормально видно, если судить по ролику, — Юрий и Алексей в который раз просматривают видео. — Но мы судим несколько с другой позиции. Что видел автомобилист? Ситуация, конечно, дурацкая. Есть ощущение, что байкер подумать не мог, будто его не видят.

Появилась первая версия: по какой-то причине мотоциклист не был виден для водителя Honda. Алексей обращает особое внимание на световые приборы Suzuki. Если смотреть ролик внимательно, то на асфальте можно увидеть луч, перпендикулярный корпусу байка. Причем этот луч движется, то есть фара (фары — судя по снимку с места ДТП, их было две) все-таки работала? Но наш собеседник предлагает все-таки дождаться выводов компетентных органов.

— Байкера можно не заметить при резком перестроении, — предполагает Алексей, — если мотоцикл полностью черный, а экипировка водителя неброская. Также он не виден в случае, когда световые приборы работают плохо.

— Есть еще один нюанс, — добавляет Краснов. — По некоторым сведениям, водителю Honda около пятидесяти лет. В этом возрасте у многих уже начинает ухудшаться зрение. Мне, например, чуть больше сорока, а я чувствую, что в темноте глаза устают быстрее. Плюс внимание рассредоточено, ведь при повороте налево мало пропустить встречных, нужно также уступить дорогу пешеходам.

Заметим, что водитель Suzuki явно ехал небыстро. О существенном превышении скорости в данном случае говорить неуместно. Однако он все же опередил троллейбус, двигавшийся справа. Почему это случилось, стало понятно на месте происшествия.

— Смотрите, в этом месте у контактной сети есть стрелка и абсолютно все троллейбусы притормаживают, — обращает внимание Юрий Краснов.

— Возможно, водитель Honda акцентировал внимание именно на троллейбусе, который, как он думал, остановится перед стоп-линией, — выдает интересное предположение Алексей.

А теперь вспомним про организацию дорожного движения. На первом (для мотоциклиста) светофоре загорается запрещающий сигнал. Водитель Honda явно смотрит вперед и замечает запрещающий сигнал (при этом светофоры на регулируемом пешеходном переходе находятся за его спиной). Возможно, он также обращает внимание на стоп-линию.

— А теперь внимание: вдруг водитель решил, что дальний светофор, который он видит, дублирует ближний объект? — предполагают Юрий и Алексей. — Заметив притормаживающий троллейбус, он думает, что тот останавливается, а значит, мотоциклист тоже сейчас его пропустит.

Если водитель Honda недостаточно хорошо знаком с организацией дорожного движения в этом месте, версия выглядит довольно правдоподобной.

Сейчас оба участника выпуска занимают места в своих транспортных средствах: Юрий — за рулем автомобиля, а Алексей — мотоцикла. По сигналу они начнут двигаться навстречу друг другу. Краснов при этом попытается повернуть налево.

Юрий Краснов: «Автомобилисты и мотоциклисты должны заботиться друг о друге»

В ходе одной из попыток складывается интересная ситуация: Алексей едет по второму ряду, правее двигается автобус. Все очень похоже.

— Маленький мотоцикл может просто слиться с таким большим объектом, как автобус! — восклицает Краснов. — Водителю могло показаться, что фара байка относится к троллейбусу: блик это какой-то или еще что-то. В сумерках видится то, чего на самом деле нет. Это известная иллюзия. Человек решил, что троллейбус один и он притормаживает, ну и поехал. Очень опасно! Тебя никто за плечо не потрогает и не скажет: «Вася, это не то, что ты думаешь!»

Еще несколько раз мы устраивали прогон. В один момент Алексею даже пришлось объезжать нос автомобиля. Но мнения участников эксперимента не изменились.

— Если перед тобой кто-то резко начинает поворачивать или разворачиваться, шансов уйти от столкновения практически нет, — резюмирует Алексей. — Потому что заблокировать переднее колесо — это означает неминуемое падение, тем более на мокрой дороге или при непрогретой резине.

Эксперт солидарен: предугадать, пропустит тебя поворачивающий налево (разворачивающийся) или нет, практически невозможно. Выход один — в подобной ситуации снижать скорость и быть готовым в любой момент применить экстренное торможение.

С точки зрения организации дорожного движения напрашивается очевидный шаг: перенести светофор с перехода на нерегулируемый перекресток или синхронизировать два объекта. Пока мы находились на месте происшествия, заметили, что в местный проезд постоянно кто-то поворачивает. Это чуть ли не единственный заезд в жилой квартал, кроме того, там находятся магазин и несколько других объектов притяжения.

— Темнота — друг молодежи, ночью серы все коты, нужно ездить осторожно под покровом темноты, — заканчивает выпуск грустными стихами Юрий Краснов. — И мы с вами уж не дети. Должен каждый понимать: даже в очень ближнем свете можно все не распознать. Даже тот же мотоцикл можно просто прозевать…

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by