«Volkswagen — хорошая машина. Почему у вас ее называют „бульбовозом“?» Испанец о белорусских дорогах и водителях

 
08 августа 2016 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Влад Борисевич
Автор: Виталий Петрович. Фото: Влад Борисевич

Сеньор Освальдо живет со своей женой Галиной в испанской Памплоне, городе, известном всему миру праздником Сан-Фермин и забегом по улицам от разъяренных быков. Праздник закончился, побегали на славу, и испанская семья отправилась в путешествие по Европе на своем новом Citroen C4 Picasso. В страну, о которой Освальдо мало что слышал, — Беларусь. Корреспонденту Onliner.by довелось пообщаться с гостем и узнать, что белорусы несправедливо обидели Volkswagen, что ездить на велосипеде можно только в шлеме и что в Испании белорусские водители лишились бы 200 евро гораздо быстрее, чем они полагают.

В Минск испанцы приехали к родственнику — здесь живет родной брат супруги Освальдо, наш читатель по имени Анатолий, пользователь форума с ником Itolyashka. Визит в нашу страну поначалу как-то не задался.

Сеньор Освальдо

— Мы ехали из Варшавы специально через Брест, чтобы увидеть Брестскую крепость. Приехали на границу в 17 часов, думали, что у нас полно времени, — поделилась неприятными воспоминаниями Галина. — Посчитали, что на границе проведем часа два, не больше. А в итоге прошли ее только спустя 11 часов — в 4 часа утра. Это невероятно и очень неприятно — стоять так долго. Удивительно, что и машины с белорусскими номерами стояли столько же, для них не было никакой отдельной очереди, как бывает в Европе для местных граждан.

Сеньора Галина

Еще одно неудобство — оплата дорог. Испанцы не против того, что нужно платить, — для них это норма. Затруднения вызывает сама система.

— Два часа, чтобы заполнить какую-то анкету, потом искать, где оплатить, затем — кому отдать. Это очень неудобно. Нам все объяснил Анатолий, но другой иностранец может просто не разобраться в такой системе и его оштрафуют. Он возьмет эту желтую бумажку и что подумает? Что это какая-то реклама. В Европе иначе, там все интуитивно понятнее. Если на одном шлагбауме ты получил чек, значит, на следующем его нужно оплатить, — отметила Галина.

«Настоящий испанец, выбирая себе автомобиль, прежде всего смотрит на две вещи: насколько машина экономичная и насколько она подходит для его семьи».

Сеньор Освальдо, по всему видно, семьянин. Машина соответствующая — удобная для поездок, вместительная и неприхотливая. В Испании этих новых Citroen уже полно — и в модификации Picasso, и в варианте с прорезиненными бортами — Cactus. Даже полиция нередко ездит именно на Citroen C4.

— Настоящий испанец, выбирая себе автомобиль, прежде всего смотрит на две вещи: насколько машина экономичная и насколько она подходит для его семьи, — поясняет Освальдо. — Если работа в центре города и необходимо много ездить — нужна машина поменьше, чтобы проще было искать место для парковки. Если есть дети, значит, нужен вместительный автомобиль, куда будет удобно установить детские кресла.

О детях, el nino, испанцы вообще говорят с большой теплотой. Поехать куда-то без детского кресла? Недопустимо. Как-то Освальдо едва не пришлось отказаться от важной поездки, потому что куда-то запропастилась часть крепления удерживающего устройства. Но благо ее вовремя отыскали.

Среди излюбленных в Испании марок — Seat, Opel, французские Renault и Citroen. Какого-то особого отношения к маркам автомобилей нет, к роскоши не тянутся, разве что привыкли ездить на новых машинах. Если автомобилю уже 10 лет, то его, как правило, сдают в зачет при покупке нового.

— Большие машины, так же как и очень дорогие, испанцы обычно не покупают. Если человек ездит на Mercedes или BMW, значит, он или действительно купается в деньгах, или приезжий, — говорит Освальдо.

Автомобильных стереотипов в этой стране тоже нет. BMW — а что в ней такого? Ввести заграничного гостя в курс дела взялся Анатолий.

— У нас есть условные касты: джиперы, водители BMW. Владельцев Volkswagen, к примеру, нередко называют «бульбовозами».

— Что это значит? Volkswagen — очень хорошая машина.

— Ну это как национальная черта. Мужчина из деревни, колоритный, с усами, в 90-е годы купил себе Volkswagen в кузове универсал, дизельное топливо было недорогое. А что таким людям нужно? Перевезти побольше картошки. Однако некоторые самые крутые минчане любят говорить о том, что такие водители «понаехали» в столицу и теперь всем мешают.

— Глупости какие-то, не вижу в этом смысла, — испанцу тяжело понять такое отношение.

Не понять ему также, как цифры на регистрационном знаке добавляют водителю веса среди остальных. Как анекдот рассказываем гостю, что люди платят за «красивые» номера, а с водителем, допустим, BMW, на которой установлен знак 7777 или нечто подобное, лучше вообще не связываться.

«Не понимаю, почему ваши водители стремятся всегда ехать слева. В Испании в крайний левый ряд выезжают только для опережения, а едут все справа».

Из Минска мы отправились за город, к Кургану Славы. В Брестскую крепость Освальдо не попал из-за очередей на границе, поэтому нам хотелось хоть что-то показать из исторических мест в нашей стране.

На МКАД наш Citroen был единственным автомобилем, который двигался в крайней левой полосе со скоростью 96 км/ч. Да и то Освальдо выезжал туда только затем, чтобы кого-то опередить, в том числе грузовики, которым в средней полосе вроде бы и делать нечего.

Впрочем, даже в этот короткий промежуток времени нам на бампер «садилась» какая-нибудь машина. Освальдо возвращался в средний ряд, и водитель на автомобиле с номерами 7-го региона резко опережал нас, прожигая взглядом.

— Не понимаю, почему ваши водители стремятся всегда ехать слева. В Испании в крайний левый ряд выезжают только для опережения, а едут все справа. А грузовики должны двигаться в своем ряду, и тогда на дороге все будет упорядочено, — пожимал плечами наш гость. — У нас движение гораздо более интенсивное, больше машин. На подъездах к Мадриду, к примеру, бывает и по 12 полос в одну сторону. Но проблем не возникает, если каждый уважительно относится к другим. Пробки бывают только в часы пик, когда люди едут на работу или возвращаются по домам.

И скорость испанцы умеют соблюдать. Штрафы в этой стране за превышение — 200 евро. Причем не важно, насколько ты нарушил — на 15 км/ч или на 30, сумма остается той же.

Еще одна особенность, на которую обращает внимание Освальдо, — резкость белорусских водителей.

— Он включает поворотник и тут же перестраивается. Это неправильно, нужно ведь дать другим водителям время, чтобы сориентироваться. Впрочем, в Польше ездят точно так же, может быть даже хуже, — говорит он.

Анатолий рассказал, что они уже успели съездить на Линию Сталина, пофотографироваться. На узкой двухполосной дороге было непросто. Если впереди двигалась какая-то тихоходная техника, то водитель старался уйти правее, на обочину, чтобы дать возможность проехать другим. Освальдо с ходу не понял, для чего это делается.

— Зачем он так едет?

— Это он так тебя пропускает. Опереди его, а потом включи «аварийку».

— «Аварийку»? Для чего?

— Так у нас водители благодарят один одного.

В Испании, оказывается, такая форма общения не практикуется, и Освальдо тщетно пытался помахать рукой дальнобойщику, который вряд ли разглядел его из кабины. А еще у них можно получить штраф, если моргать друг другу фарами, предупреждая, что где-то стоит полиция.

«На трассах почти нет указателей. Я еду этой дорогой только потому, что вы мне сказали. Но куда мы приедем, я понятия не имею».

Оказывается, на белорусских дорогах катастрофически не хватает указателей. Мы ехали оживленным маршрутом в сторону аэропорта, и водитель не понимал, где мы находимся, куда ведет эта магистраль и есть ли поблизости хоть что-нибудь — населенный пункт, заправка, кафе.

Все указатели на белорусском языке

— Мы привыкли, что все иначе. Висят огромные указатели, как рекламные щиты, и все четко прописано: на каком расстоянии находится населенный пункт, через сколько нужно свернуть, если хочешь куда-то добраться, где находятся важные объекты, тем более аэропорт. А сейчас я ничего этого не знаю и еду этой дорогой только потому, что вы мне сказали. Но куда мы приедем, я понятия не имею, — отметил водитель.

А приехали все-таки куда и планировали, встретив по дороге несколько отчаянных велосипедистов, едущих в сторону Кургана Славы по обочине.

— Так очень опасно ездить. Тем более без шлемов. В Испании велосипедисты ездят по тротуару. Если нет возможности проехать по пешеходной зоне, велосипедист может выехать на проезжую часть. Но в этом случае водители обязаны объезжать его за два метра. Иначе штраф, — рассказала Галина.

К конфликтам «велосипедист — пешеход» в Испании не привыкли, все относятся друг к другу с уважением, даже разметка на тротуаре не нужна. Поэтому в Минске Освальдо с супругой поначалу гуляли, не обращая на нее внимания, пока Анатолий не сказал, преувеличив, что за это полагается штраф. Предупреждение подействовало магически: нельзя — значит, нельзя.

На Кургане Славы испанцу очень понравилось, и с высоты он смотрел на типичный белорусский пейзаж с восхищением. Танки, военные мемориалы, парки — все вызывает у него огромный интерес, и с женой они делают много фотографий на память.

— Понимаете, мы ожидали, что в Беларуси будет намного хуже. Как это правильно выразиться — беднее, что ли. А теперь видим, что все очень красиво, очень чисто и ухоженно. Вам только нужно побольше себя рекламировать, заявлять о себе, в том числе и в Европе. Там есть сильные и обеспеченные государства, с которыми можно выстраивать крепкие дружественные отношения, — убежденно говорит Галина.

В Испании есть табу: нельзя — значит, нельзя. Схема «никто не видит — значит, можно» не прокатывает. Приедет полиция и выпишет штраф. 200 евро — это вроде нашей базовой величины.

Назад мы возвращались уже не по кольцевой, а через город. Попросили Освальдо заехать в любой из дворов в Уручье, чтобы он попытался припарковать машину. Дело близилось к вечернему часу пик, было любопытно, сможет ли он пройти этот квест.

— А в чем проблема? Где обычно жильцы оставляют свои автомобили?

— Места есть во дворе, но их не хватает. Поэтому каждый ухищряется по-своему. Многие нарушают правила и паркуются на тротуарах и газоне. Так его выездят за лето, что травы не остается — голая земля.

— Да не может этого быть, — искренне удивился испанец.

Нам повезло, и относительно удобное место удалось найти, хоть и не сразу. Но обстановка гостю была ясна.

— У нас, когда сдается дом, у него обязательно есть подземный паркинг. Место стоит недешево — 20—30 тыс. евро. Но зато это гарантия и никаких проблем. Если стать негде, испанец будет искать. Нет места поблизости? Значит, придется ехать еще дальше. Стать возле подъезда на тротуар или газон — ни за что, это запрещено. В Памплоне некоторое время назад реконструировали исторические улицы, построив подземные паркинги для местных и туристов. Таким образом проблема решилась.

Попутно выясняется еще одна особенность испанских автомобилистов — уважение к пешеходу. Не важно, где переходит дорогу человек, идет ли он по правилам, только ли ступил на проезжую часть с противоположной стороны или внезапно появился перед машиной, — водитель останавливается и ждет, пока все люди полностью зайдут на тротуар. Видеть такое непривычно.

Мы усвоили вот что. В Испании есть табу: нельзя — значит, нельзя. Схема «никто не видит — значит, можно» не прокатывает. Приедет полиция и выпишет штраф. 200 евро — это вроде нашей базовой величины. Если оплачивать на месте или в короткий срок, сумма может быть уменьшена. Стоянка на местах для инвалидов? Боже упаси! Освальдо смеется над нашим вопросом, говорит, что это просто невозможно.

— Во-первых, заставят заплатить штраф. Во-вторых, эвакуируют автомобиль. В-третьих, снимут сразу 4 балла, а это безумно много, чтобы рисковать.

Балльная система была введена в Испании уже давно. Водитель получает 12 баллов и за каждое нарушение теряет какую-то часть. Исчерпаешь лимит — заберут права. Придется заново проходить теоретический курс вождения, а это немалые деньги плюс ко всему.

Самое строгое отношение — к пьяным водителям. Права забирают сразу. Машину, конечно, не отнимут — она не виновата в том, что творит автомобилист. Но в зависимости от тяжести нарушения его могут посадить в тюрьму или выдворить из страны. Примеры есть даже среди знакомых Освальдо и Галины.

«У вас очень хороший город, здесь такой простор и хорошие дороги. Не должно быть никаких проблем».

В завершение мы решили проехать через площадь Бангалор, чтобы проверить, сможет ли иностранец справиться с этим главным дорожным испытанием в столице, как некоторые считают. Однако у испанца площадь не вызывает ни сомнений, ни вопросов. Он четко и уверенно движется в нужной полосе и искренне не понимает, чему мы так удивляемся.

— В Испании полно круговых перекрестков, это гораздо удобнее и безопаснее, — объясняет водитель. — В целом, нужно просто быть спокойнее на дороге и уважительнее относиться друг к другу. У вас очень хороший город, здесь такой простор и хорошие дороги. Не должно быть никаких проблем.

Автомобили Citroen на «Автобарахолке» Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by