Так сложилось, что в Штутгарте производят «классику» Porsche — семейства 911 и 718, а в Лейпциге — более популярные у белорусов Cayenne, Macan и Panamera. В свое время появление первого кроссовера у марки вызвало едва ли не скандал, но теперь, когда подрастает младший «брат» SUV, никто уже об этом не вспоминает. Типичным покупателем Macan в Китае считается 34-летняя женщина, а в Германии на него иногда пересаживаются с BMW и Mercedes. Что такое выборочная проверка машины на качество? Кому поручено впервые заводить автомобиль? Как случилось, что новая Panamera еще до официальной презентации оказалась в Санкт-Петербурге? В продолжение нашего немецкого цикла предлагаем репортаж с завода люксовой марки, расположенного в Лейпциге.
...Окраина этого восточнонемецкого города мало чем отличается от сельской местности. Редкие островки аккуратных коттеджей, склады с мозаикой из грузовых контейнеров и бесконечная череда фур. В конце концов Поршетрассе логичным образом выводит к воротам завода, на котором каждую неделю производят 660 автомобилей всемирно известной марки.
Территория предприятия огромная, и иногда работники используют служебные машины, чтобы встретить гостей. За нами, например, сотрудник пресс-службы приехал на Cayenne.
— Извини, что дизельный… Динамика не та, — парень на прямой выжал педаль газа в пол, и мы уже через минуту притормозили на стоянке.
Бросается в глаза, что бóльшая часть парковки заполнена моделями именно Porsche — 911, Panamera, Macan… Сразу вспоминаем, что нам говорили в Штутгарте: сотрудники завода имеют право участвовать в специальной лизинговой программе. Нужно заметить, аналогичные дисконты предоставляют своим работникам и другие автопроизводители (например, Volkswagen). Это общемировая практика.
Завод в Лейпциге совсем юный по меркам автомобильной истории — открыт всего 14 лет назад. По мере расширения модельной линейки строились новые и новые цеха. Мы попали в переходный момент, когда на заводе выпускают четыре автомобиля — Cayenne, Macan и два поколения Panamera (старое и новое).
— При выборе площадки рассматривали 17 городов-кандидатов, — рассказал сотрудник пресс-службы. — Почему остановились именно на Лейпциге? Большая площадь, удобная логистика, рядом расположено несколько компаний-партнеров. Это основные преимущества.
Именно доставке комплектующих в Porsche отводят решающую роль. От этого зависит процесс производства — нельзя, чтобы он останавливался даже на один день из-за чьих-то забастовок или пробок на границе. Вот один факт: ветка железной дороги заходит прямо на территорию предприятия — кузова для Cayenne доставляют из Словакии по рельсам. Забавно, что первые сотни километров основная часть кроссовера проделывает не своим ходом.
Тут же расположен один из крупнейших центров по продаже новых автомобилей Porsche в мире. Ежегодно в Лейпциге покупают 25 тысяч машин. Главное здание, куда отправляют клиентов, так и называют — «бриллиант». На стойке регистрации — механический счетчик «лайков» в Facebook.
С верхнего этажа гостевого здания открывается вид на шикарный трек протяженностью чуть более 5 километров. Как на Нордшляйфе (северная петля на Нюрбургринге), повороты имеют свои названия. А сама трасса разделена на три части. На первой тестируют автомобили пилоты Porsche. Две другие предназначены для гостей. Также есть участок с бездорожьем, где можно испытать оба кроссовера марки.
Несмотря на завораживающее зрелище (сверху машины выглядят как игрушечные модельки), долго тут не задерживаемся и переходим в производственную часть. Перед входом в цеха расположен большой офис. Значимые даты завода проиллюстрированы на стене. Вот, скажем, фото вручения 500-тысячного Porsche (им оказался Cayenne), который передали пожарной службе.
Кто впервые оказывается в цехах Porsche, не сразу соображает, куда попал: стерильно чистые помещения, повсюду снуют люди в красных комбинезонах, в разных направлениях передвигаются детали и кузова автомобилей. На заводе в Лейпциге работают 4 тысячи человек, и синхронность не может не удивлять.
— Цеха открывались в зависимости от расширения линейки моделей, — начинает экскурсию парень из пресс-службы. — Наибольших инвестиций потребовал выпуск Macan, и он оправдал себя.
А вот и сам кроссовер. Когда-то его хотели назвать Cajun, мол, Cayenne Junior (младший), но остановились на индонезийском Macan (тигр). Ох уж эти маркетологи!
Уже покрашенный кузов будущего кроссовера мя-я-ягенько поворачивают на бок. Так впоследствии легче работать. Каждый автомобиль собирает одна из команд. Она ответственна за любые возможные дефекты и чуть что — будет отвечать за последствия.
А вот по конвейеру плывет кузов новой Panamera, которая наделала столько шума. Официальные продажи еще не начались. Собственно, даже презентации не было. Вживую мы пока не видели этот автомобиль, и он впечатляет плавными линиями и новым образом.
— Кстати, это по-прежнему одновременно седан, универсал и хетчбэк? — задаем спорный вопрос.
— М-м-м, смотря как взглянуть. Но если учесть, что это бизнес-класс, то скорее седан, — специалисты завода решили не уходить от ответа.
— А как вышло, что машина, которую пока невозможно купить, уже ездит по Санкт-Петербургу?— Photoshop? Маркетинговый ход? — сопровождающие нам сначала не поверили, пока мы не предъявили заметку.
Вскоре подробности появились на сайте Porsche. Выяснилось, что сотрудники пресс-службы были недалеки от истины. Эксклюзивную возможность первым поездить на новой Panamera получил известный российский ресторатор, владелец сети Probka Family Арам Мнацаканов. Петербургские номера — это просто картинка, такую машину в ГИБДД не регистрировали. Более того, в Россию доставили два таких автомобиля, и оба были повреждены в ДТП. Их отправили обратно в Германию. Но вирусная реклама получилась знатной.
Идем дальше по ходу движения конвейерной линии и пытаемся уловить суть философии марки. На одном из первых этапов кузов... разбирают. В частности, снимают двери, чтобы легче было работать. Сотрудникам позже придется забираться внутрь салона. Но не волнуйтесь, потом именно эти двери установят обратно.
На заводе все движется синхронно, перерывы строго регламентированы — только регулярные брейки. Это очень напоминает порядки на производстве в Штутгарте. Предприятия словно два брата-близнеца — немецкие стандарты, что тут скажешь... Нештатные остановки могут быть, но это экстренный случай.
Возле каждого рабочего места несколько мониторов, чтобы легче было контролировать процесс сборки. В Лейпциге это называют «безбумажным производством». Информацию сотрудники считывают с датчика, размещенного на кузове. Оригинальное, но надежное решение.
Делаем очередную паузу на этапе установки панорамной крыши. Робот с помощью присоски поднимает стекло. Автомат проверяет параметры и только потом устанавливает. Готово!
Похожим образом действует робот, который монтирует остальные стекла автомобиля. За этими умными машинами мы с удовольствием наблюдали в Штутгарте. Каждое движение отточено до мелочей, автомат словно задумывается на секунду, приноравливаясь, потом берет в щупальца стекло и четко отправляет его в нишу. Именно такими представляются роботы — без устали выполняющие четкую и тяжелую работу. Разрабатывает их баварский производитель Kuka (да-да, в Мюнхене не только пиво варят!).
Конвейер несет кузов дальше, и тот постепенно обретает электронику, приборную панель, элементы салона. Мы же останавливаемся на этапе, где на платформу устанавливают сердце Porsche — двигатель. Это первая часть «свадьбы» — называйте девичником или мальчишником, как угодно.
— За этим можно наблюдать бесконечно. Вот 6-цилиндровый двигатель для Macan, а это 8-цилиндровый мотор для Cayenne… — перечисляет парень из пресс-службы.
В этот момент отчетливо понимаешь, что работу здесь любят искренне. У сотрудников Porsche есть мотивация и настоящий интерес.
Новичков сначала учат, потом они попадают на производство и постепенно улучшают навыки. Когда умение достигает определенного уровня, они сами становятся учителями. Но все очень демократично. Каждому дают шанс совершенствоваться, а уж как он воспользуется этой возможностью — его дело.
— А сейчас я покажу, как работает служба доставки комплектующих, — анонсирует сотрудник пресс-службы.
Нас ведут в логистическую зону, которая представляет из себя огромный склад. Несмотря на масштабы, все расположено на своих местах. Даже парковка тележки, которая повезет комплектующие Panamera, обозначена. Знаменитая немецкая педантичность в действии.
Подвозят автомобильные комплектующие к конвейеру на паровозиках с тележками. У каждого «водителя» такого состава есть список с зашифрованными названиями моделей. Можно ли автоматизировать процесс? Теоретически да. Но в реальности это невыполнимая задача. Представьте, о каких объемах речь, если каждый день сюда приезжают 600 фур с комплектующими.
В логистической зоне доставщики используют еще одно средство передвижения — самокаты-тележки. Это очень хорошо передает дух Porsche. Вроде бы все суперсерьезно, люксовые автомобили, сложное производство, и тут вдруг человек в комбинезоне и на самокате. Фривольность? Да нет, просто так удобнее. Но что бы на это сказали сотрудники службы безопасности одного белорусского магазина?
Возвращаемся к линии сборки. Следующая обзорная точка находится в том месте, где соединяются две ветки конвейера и происходит «свадьба» (срастание кузова и шасси). После машина становится зрячей (получает оптику) и говорящей (звуковой сигнал).
Нас больше удивляет, что в пределах цеха перемещается огромное число людей, механизмов и все протекает без сбоев. Организация такого процесса дорогого стоит!
Последние штрихи. Рабочий наносит на заднюю часть кузова клей, вставляет шаблон и помещает надпись «Macan GTS». На этом этапе машина перестает быть безымянной.
Кстати, в Китае типичный покупатель Macan — 34-летняя женщина. А немцы часто пересаживаются на кроссовер с BMW и Mercedes. Этот SUV нынче вообще хит продаж у Porsche.
Сопровождающая автомобиль тележка почти пуста. Осталось установить колеса. К слову, на Porsche предпочитают премиум-производителей: Michelin, Pirelli, Goodyear.
Колеса установлены, и теперь нужно только заправить машину. Обычно на заводе заливают от 15 до 50 литров топлива. Столько нужно для тест-драйва и транспортировки до салона, парома или грузового вагона поезда.
Все! Автомобиль готов. «Наш» Macan отправится в Северную Америку. А вообще, в тройку стран — основных покупателей Porsche входят Китай, США и Германия. Самые популярные цвета — белый и серебристый.
Но постойте! Почему вот эту новенькую Panamera отправляют в какой-то бокс с вертикальными лампами? Женщина в курточке с надписью «Porsche» кружит вокруг автомобиля и даже что-то отмечает маркером прямо на кузове.
Как оказалось, это выборочная проверка, которая может занимать от двух до восьми часов. Опытные специалисты, как строгие учителя, выискивают ошибки и малейшие недочеты. При обнаружении чего-то серьезного это будет обсуждаться с командой, собиравшей машину. В данном случае специалисту не понравилась полировка.
Ну а мы возвращаемся в «бриллиант», где кроме всего прочего находится небольшой музей. По сравнению со штутгартским он совсем крохотный, но на кое-что можно посмотреть. Скажем, наше внимание привлек охотничий Cayenne.
И разрезанный кузов 911-й модели. Можно разглядеть все детали в мелочах. На Porsche ничего не скрывают.
Лейпциг и Штутгарт, в которых собирают Porsche, разделяют почти полтысячи километров. Нужно было побывать на обоих заводах, чтобы понять, насколько синхронно работают оба производства. Правила, стандарты, порядки — это не просто слова, а реализованная в виде сборки легковых машин концепция. Porsche — прекрасный образец того, как куется автомобильная история — последовательно, прагматично, инновационно.
Моторные масла в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by