Я никогда не любил автомобили, ну вот не складывалось у меня с ними с детства. Модельки не собирал, вкладышами от жвачек Turbo с одноклассниками не менялся. И когда я вырос, особого интереса к машинам как-то не проявлял. Передвигаться по городу предпочитал на такси, а сдать на права и завести себе автомобиль даже в голову не приходило. Жена же, напротив, ездила за рулем постоянно с 18 лет. И вместе с нашими друзьями она периодически подначивала меня на предмет отсутствия прав, на что я дежурно отшучивался. Но все же в один прекрасный день мой друг, бредивший машинами и вождением, но так и не получивший права, уговорил меня пойти с ним в автошколу под предлогом того, что «будет весело». Весело не было, но права я все же получил. Вздохнул с облегчением, подумав, что теперь-то от меня все отстанут, и с чистой совестью положил их в ящик. Но не тут-то было. Прошло немного времени, и с такси я пересел на «танк».
Как раз был первый ажиотаж с повышением пошлин (когда их отложили на год), и мы купили жене новую машину. И тут вдруг выяснилось, что раз уж у меня есть права, то старая Subaru Outback 2004 года выпуска с тремя литрами под капотом достается мне для оттачивания навыков, полученных в автошколе, и плавного перевода меня в категорию водителей. Я себя чуть за локоть не укусил, но пришлось смириться. На машине за полгода выехал раз пять, и три из них я проехал вокруг квартала между четырьмя и пятью часами утра — ну чтобы вообще никого не было.
Машина жила на улице возле дома, потому как заехать на ней во двор я боялся, опасаясь сбить пешеходов и повредить другие авто. В среднем раз в две недели я заводил машину, грел, глушил и оставлял стоять либо двигал на пару метров вперед (с чувством совершаемого подвига), чтобы создавалось ощущение, что я ездил
Но в итоге я уперся в конец улицы, а проехать назад не решился и оставил все как есть. За время простоя машина начала покрываться странными вздутиями под слоем краски, ездить я отказывался категорически, мотивируя это тем, что мне в ней тесно, страшно, не видно и так далее. Как только началась вторая волна автобума и машины стали скупать россияне, я продал ее при первом же удобном случае, подумав, что теперь-то уж точно все.
Прошел месяц. Перед Новым годом жена с загадкой в голосе позвала меня срочно выйти на улицу. Как только я, еще не чувствуя подвоха, вышел, мне было пальцем указано куда-то за мою спину и скороговоркой произнесено:
— Вот, это тебе «Танчик» в подарок на Новый год. И только попробуй сказать, что тебе в нем тесно или страшно! Или что ты габариты не чувствуешь или разбиться боишься! Теперь это не твои проблемы! Завтра утром тебя завезут на переоформление. Никаких возражений и слушать не хочу. Если и теперь что-то будет не так, тему с машинами закроем навсегда. Это последняя попытка.
И она быстренько отступила в подъезд, пока я не успел обернуться. Когда я все же взглянул на парковку позади меня, то непроизвольно начал икать, потому как сомнений в том, что и́менно на стоянке назвали «Танчиком», у меня не возникло. Метрах в 15 позади стоял черный внедорожник, на треть выше всего остального автопарка — квадратный, брутальный и почему-то слегка печальный.
Так я стал обладателем Land Rover Discovery второй серии, 1999 года выпуска, с четырехлитровым V8 и пробегом в 132 тыс. километров. Деваться некуда — попросил друга пройти для меня техосмотр, налепил волшебную наклейку «70» (на тот момент со дня получения прав прошло полтора года), сделал страховку КАСКО (ну, как будто я на нем ездить собирался). Но заранее решил действовать по старому плану с заводом раз в пару недель с одной лишь разницей: машину мне поставили прямо под подъездом, а не на улице.
Однако новая игрушка будила во мне любопытство, особенно после просмотра видео с Camel Trophy. Я все же решил внимательно разглядеть неожиданный подарок, с легкой руки жены именуемый «Танчиком». Мыслей ездить куда-то у меня и близко не было, просто хотел завести машину и посидеть внутри. Раньше, сидя на водительском месте, я всегда нервничал. Не знаю, почему так. Но на этот раз, усевшись на сиденье, я не почувствовал ни малейшего дискомфорта. Напротив, все внутри было именно так, как и должно было быть. Многие говорят, что в Land Rover органы управления расположены по совершенно непонятной логике. Но когда ты не привык к стандартному расположению, все кажется очень удобным и эргономичным. Мало того, я нормально поместился за рулем и вполне комфортно мог войти и выйти из машины, что при моих габаритах большая редкость. Посадка показалась мне предельно удобной по сравнению со всем, на чем я сидел до этого: голова в потолок не упиралась, левое плечо не мешало закрыть дверь.
Я просто сел в машину, а не натягивал ее на себя
Да и вообще, на водительском месте я почувствовал себя очень уютно. Я сидел в машине, и мне не хотелось из нее выходить, что само по себе казалось очень странным. Я завел двигатель и начал играться с кнопочками, крутелками и вертелками. И чем дольше я сидел в машине, тем сильнее мне хотелось на ней проехать. Еще за несколько дней до того момента я бы рассмеялся, если бы мне кто-то сказал, что я сам захочу поехать на машине. А тут машина как будто сама шептала: «Давай прокатимся, дай мне шанс, я не подведу».
Я совершенно не умею себе в чем-то отказывать, так что, хоть и трепеща перед габаритами, переставил рычаг в положение Drive и немножко поддал газу, предварительно убедившись в отсутствии поблизости пешеходов. И с первого раза ровненько заехал левой стороной в сугроб. Собственно, так и поехал, не испытывая особого дискомфорта: два колеса в сугробе, два на дороге. Остановился в конце двора, вышел из машины, посмотрел, что стало с сугробом, впечатлился. Сел обратно в машину и поехал на улицу — вот так вот сразу! Ездить я тогда совсем еще не умел, полосу толком не держал, ехал криво. Но наклейка «70» работала — ко мне никто даже не приближался. Уже тогда я понял, что ездить на этой машине буду. Страх пропал сразу, зато удовольствия от процесса я получал массу.
На следующий день я самостоятельно средь бела дня поехал на дачу в Крыжовку. Просто так. Мне хотелось поездить, а поехать было некуда. Ехал зимой, совершенно не имея опыта вождения, ничего не зная о машине. Помню, удивлялся еще, что за лампочки периодически загораются на панели. Потом уже узнал, что это постоянно срабатывали ABS и стабилизация. На обратном пути я настолько поверил в себя и машину, что просто съехал с дороги в снежное поле и начал носиться по нему кругами. Домой вернулся совершенно счастливым, хоть и ободрал обо что-то передний бампер. Ездить на «Танчике» мне очень понравилось, так что уже через день я попросил друга загнать машину на какой-нибудь сервис, пройти ТО, поставить парктроник (парковаться я умел только по изоленте на стекле, как в автошколе научили) и перетянуть водительское сиденье (оно было основательно потерто).
Про внедорожье, триал и прочие радости владельца Land Rover я задумался сразу после первого съезда на снежную целину. И уже через пару недель я поставил первый силовой бампер: родной с каждой поездкой таял прямо на глазах. Естественно, я начал испытывать его на всем, что можно поломать. Первый бампер на поверку оказался мягковат. Попробовал усилить его кенгурятником, но стало только хуже: мялся не только бампер, но и кенгурятник. Пришлось подходить к вопросу не только с интернетом, но и с умом. Вторая редакция бампера была уже значительно крепче. Для комплекта заказал пороги, поставил техническое задание, чтобы машину можно было поднять за порог и чтобы он при этом не деформировался. Это несколько ухудшило геометрию, но я решил, что лучше сковырнуть порогом кочку, чем повредить двери.
В ходе всех этих экспериментов родилась и концепция того, что я хочу. Я решил сделать машину, пригодную для комфортной езды по городу и по трассе, но с основным прицелом на внедорожные приключения. Потому как за полгода я окончательно заболел ездой там, где никто больше не ездит.
Во время этих работ выяснилось, что за машиной раньше особо не следили, точнее, не следили совсем. Народ в один голос советовал отдать автомобиль «в люди». Даже жена, подарившая мне его, объяснила, что это было попыткой все же заставить меня ездить и что надо продать машину и взять что-нибудь такое же, но посвежее. Но я уже настолько сдружился со своим «Танчиком», что и слышать о продаже не хотел. Так что следующим летом, засучив рукава (точнее, пощупав кошелек), я начал параллельно с внедорожной подготовкой приводить машину в адекватное техническое состояние.
Сделать пришлось достаточно много. Была поставлена новая коробка, практически вся электрика пошла под замену. Пришлось полностью перебрать ходовую часть, заменить ряд деталей и все резинки. И как финальный штрих — поменять двигатель. Тормозами я тоже не был доволен (они были слишком ватные), так что пришлось поменять и тормозную систему. После дополнительной настройки она меня устроила. Чуть позже я поменял лобовое стекло: оно было целое, но уже основательно посеченное, что раздражало меня просто до зубовного скрежета.
А летом 2015-го совершенно случайно подвернулся новый двигатель — слегка доработанный, со всей электроникой. Его и поставил. В целом мотором я очень доволен, хотя в городе его потенциал не раскрывается. Однако машина для этого и не предназначена.
Салон тоже подвергся переработке. Я перетянул остальные сиденья, чтобы все было одинаковой степени изношенности, перетянул потолок, сделав его черным (мне всегда нравились потолки черного цвета), перетянул двери, добавив черные вставки. Еще поставил дополнительную звукоизоляцию по потолку, дверям и полу. На моторный отсек не ставил, чтобы было слышно двигатель, когда газуешь: очень уж мне нравится его звук. Козырек приборной панели поменял на черный. Заменил 12 динамиков и двухголовый сабвуфер — на такие же, но новые. Динамики стоят Harman Kardon — звучит вполне пристойно, так что остальное (чейнджер, усилитель и магнитолу) оставил как было. Чейнджер находится в самом неожиданном месте — под передним пассажирским сиденьем, и его поиск представляет из себя достаточно запутанный квест, хотя надо нажать всего одну кнопку — и лоток сам вылезет в руку. Можно менять диски на ходу, что удобно, но в целом решение нестандартное. Когда я давал машину на свадьбу другу, чейнджер без моей помощи так и не нашли.
Затем была следующая переработка переднего бампера, замена заднего на силовой с парктроником (такое, наверное, только у меня). Да, я постоянно что-то делаю с машиной и останавливаться пока не собираюсь. Только что закончил очередную переделку передней части. Теперь бампер и решетка радиатора стали единым целым и составляют монолитный ансамбль. Даже реснички теперь железные. Бампер — из 8-миллиметровой стали горячего проката плюс усилитель в 10 миллиметров. Хочу еще поставить туда фары от рестайлингового варианта или вообще от четвертого, светодиодные. А еще хочу перекрасить кузов «Раптором», поскольку родной лак я уже порядком ободрал. Только я еще не совсем определился с оттенком и текстурой. К слову, в творческий процесс над новой решеткой я вообще не влезал и увидел все, когда уже было готово. Художник, делавший все это, в качестве подписи решил добавить на решетку паучка. И тут выяснилось, что у всех паучков исключительно по восемь лап. Человек очень расстроился и все зовет приехать добавить недостающие лапки. Так что, возможно, к моменту публикации паучок уже будет исправлен. Друзья сразу же переименовали машину в SpiderTerexRover, но не прижилось. В любом случае спустя шесть лет машина стала выглядеть гораздо новее, чем была, когда попала ко мне. Эдакий автомобильный Бенджамин Баттон — с той разницей, что процесс остановить можно.
Многих знакомых часто волнует вопрос, как я со всем этим прохожу техосмотр. В основном с расспросами, рассматриванием, ажиотажем и выезжанием с роликов посредством включения блокировок на спор. К обвесам не цепляются. Один раз зачитывали какую-то инструкцию, но пришли к выводу, что «назначение и габариты узлов не изменялись». Должен заметить, я не совсем представляю, как изменить назначение бампера, ну да ладно.
Кто-то позволяет себе техосмотр не проходить, но лично я в этом вопросе жуткий педант. Как-то привык, что все документы должны быть в порядке. Может, поэтому у меня и нет негативного отношения к гаишникам, нет причины постоянно опасаться, что могут остановить. Да и подтверждений всем жутким рассказам про зверства ГАИ в реальной жизни пока не встречал. Хотя останавливают довольно часто, обычно из любопытства. Но поскольку я не любитель нарушать, а документы всегда в порядке, то и никакого негатива в процессе общения не возникает. Правда, если наткнешься на рыбака или охотника увлеченного, на полчасика залипнуть можно, пока все расскажешь да покажешь. Но мне, в принципе, и не жалко, даже приятно такое внимание. Как-то с гаишником просто подняли капот, курили и слушали двигатель: большой фанат V8 попался.
В процессе всех этих переделок я учился ездить. Все начало получаться само. Да и я проводил больше времени в полях, чем на дороге. На дороге всегда старался не доставлять неудобств другим водителям, а они старались держаться от меня подальше
Аварии, конечно, были, но по моей вине — всего одна, и та условная. После ударов на городских скоростях в переднюю и заднюю части машина ремонта не требует (баллончик с краской только один раз не справился с последствиями), что является несомненным плюсом. С другой стороны, ездить надо значительно осторожнее, чем на легковушке. Вообще, такая машина очень дисциплинирует и приучает к предельно осторожной езде. Очень быстро появляется рефлекс отмечать все места, откуда кто-то может неожиданно выскочить или выехать. Привыкаешь держать во дворах практически пешеходные скорости, чтобы успеть остановиться перед выбежавшим ребенком, чем изрядно бесишь тех, кто хочет ехать быстрее. Пропадает желание проскакивать на розовый, хотя из-за этой привычки я уже пять машин на корму принял. Один раз поворотник треснул, а в остальных случаях хватило все того же баллончика. Все же задний бампер — 8 миллиметров горячего проката, с шестью точками крепления. Так что обычно отпускаю бедолаг с миром, точнее, с «евриком», где указано, что у меня нет повреждений. И еще небольшая странность: почему-то в меня влетают исключительно Audi и Mazda. Вероятно, водители BMW считают ниже своего достоинства ехать за мной и опережают еще до светофоров. Я прекрасно понимаю, что кого-то такая манера езды раздражает, но также точно знаю: если полечу на розовый с газом в пол, а перпендикулярно стартует достаточно бодрая легковушка, я просто пройду сквозь нее навылет. Так что пусть лучше те, кто позади, учатся держать дистанцию.
Поведение Land Rover Discovery сильно отличается от легковой машины в сторону грузовика с поправкой на динамику. Надо всегда помнить, на чем едешь, держать дистанцию, даже если «в нее постоянно перестраиваются», не забывать про свои массу и тормозной путь. В принципе, я человек очень спокойный, выбить меня из равновесия предельно сложно, я скорее приторможу и пропущу неадеквата, чем буду что-то доказывать. Опять же, если час назад ты ехал 80 км/ч по перепаханному полю, то все эти дорожные выяснения отношений кажутся просто детским садом. Так что на людей, играющих в «шашки», обгоняющих через двойную сплошную и прочих, я смотрю, как смотрит взрослый на детвору в песочнице, которая просто еще не доросла и лепит там свои куличики.
Есть еще интересные моменты. Эту машину не подрезают. Вообще. По крайней мере умышленно. Было пару моментов, но явно из-за невнимательности. Я ни разу не столкнулся с таким явлением, как «непущунство». Уже проверено годами: показал поворот, сосчитал до трех — можно перестраиваться, никого там не будет (зеркала, конечно, мониторю, но пока специально не пускать никто не пытался). На нерегулируемых перекрестках, даже когда едешь по второстепенной дороге, водители с главной всегда убеждаются, что ты их пропускаешь. В общем, за три года у меня сложилось достаточно превратное представление о культуре на наших дорогах. Так бы и ездил в розовых очках, если бы два года назад не пришлось пару дней покататься на 221-м Mercedes. Вроде и машина подороже и попрестижнее, но я чувствовал себя невидимкой. За день аварийных ситуаций было больше, чем за весь мой предыдущий стаж. И подреза́ли, и не пускали перестроиться, и из полосы выдавить пытались. Когда пересел обратно, все вроде вернулось на круги своя, но пелена с глаз спала.
Об обслуживании могу сказать, что машина вполне надежна и никаких особых «болячек» у нее нет. Просто надо содержать ее в адекватном состоянии, вовремя и полноценно обслуживать, менять жидкости и расходники, не жадничать — и все будет замечательно. Да, содержание обходится несколько дороже, чем обычной легковушки. Менять масло надо не только в моторе, но еще и в рулевом редукторе, раздатке, переднем и заднем мостах. Но это, пожалуй, все отличия по обслуживанию, в остальном все как у всех. С другой стороны, подвеска совершенно неубиваемая (мосты и пружины) и не требующая к себе особого внимания (если в воду не окунать). Я думаю, излишек жидкостей вполне может компенсироваться надежностью подвески. И к слову, полноценно прочитать эту машину можно только фирменным оборудованием. Проверено на практике множество раз: любые универсальные сканеры толком не читают ее либо читают без детализации. В лучшем случае можно увидеть основные ошибки, и то не всегда корректно. Например, можно выявить только часть проблемы или вообще пойти по ложному следу. Либо, как было со мной, вместо проверки датчика ABS ковырять гидроблок.
Да, показывать машину электрику иногда надо, потому как своя диагностика проверяет там буквально все и по каким-то ошибкам сразу просится на сервис. У меня, к примеру, ругалась на иногда подкорчивающий из-за окислившегося контакта стоп-сигнал. На другой машине я бы никогда и не узнал об этом — а тут формально поломка, компьютер ругается. Половина легенд о ненадежности Land Rover происходит именно из-за этой привычки компьютера все проверять и жаловаться на любую мелочь. Во второй же половине легенд виновата, как ни странно, дренажная система.
Все, вероятно, слышали поговорку: «Если утром под Land Rover нет лужи, то в нем кончилось масло»
Так вот дренаж в машине устроен таким образом, что вся вода, попавшая на крышу и капот, по специальным желобкам отводится через две трубочки, из которых вода выливается по центру машины, как раз за двигателем. И если ночью был даже очень маленький дождик или просто выпала достаточно обильная роса, под машиной действительно будет лужа — как раз за двигателем. Кому не лень, можете заглянуть под любой Land Rover во время дождя — увидите, как вода тоненькими струйками вытекает из маленьких трубочек за двигателем. Из-за этой особенности и родилась поговорка.
Хочу рассказать еще одну историю — о легендарной ненадежности. Как я отмечал выше, я два раза менял двигатель: один раз на такой же, а второй — на новый доработанный. Так вот двигатель, с которым машина досталась мне, был несколько уставший. По двум цилиндрам плавала компрессия, что-то звенело при прогазовке, масло кушала почти как бензин. Кроме того, были сорваны болты верхней крышки. В общем, его можно было только выкинуть. Когда я приехал на замену, мы с мастером решили провести небольшой эксперимент. Двигатель без антифриза был поставлен работать на холостых оборотах, чтобы посмотреть, насколько его хватит. Со временем звук работы менялся, там что-то булькало, звенело. Затем что-то звякнуло, и он начал работать вразнобой. Потом ко всему прочему его начало значительно подколачивать. Но он работал. На панели горели все аварийные лампочки, газ приходилось держать ногой, потому как из-за перегрева машина сбрасывала обороты, однако двигатель работал. Дергался, кашлял, звенел — но работал. В итоге эксперимент пришлось прекратить из-за опасений мастера, что может произойти воспламенение. Двигатель так и не сдался, он работал, пока его не заглушили. Потом мне показывали его в разобранном состоянии. Три цилиндра пробило так, что туда палец можно было просунуть, еще в двух частично раскрошились поршни, распредвал провернуло, но двигатель работал до конца. После этого все разговоры о ненадежности этих машин вызывают у меня только улыбку.
В общем, мотор простой, как лом, и надежный, как кувалда. И в случае чего держаться он будет до последнего. Все вышесказанное не относится к дизельным версиям: вот у них действительно ад кромешный. Хотя мнение это сугубо личное. Не люблю я дизеля и считаю, что мотор должен быть большим и бензиновым. Или их должно быть четыре, и они должны быть электрическими и в колесах, чтобы блокировки были не нужны.
Надо, видимо, рассказать немного о плюсах и минусах машины. Начну, наверное, с минусов. Их всего два, причем один объективный, а второй субъективный. Объективный — это диаметр поворота в 11,9 метра. То есть при развороте налево при наличии островка безопасности нам надо две с половиной полосы, без островка — почти три. Есть в Минске однополосное круговое движение (за ТЦ «Рига»), так там полный круг сделать не получится. Минус субъективный — это расход. При всех переделках и с тем мотором, который стоит сейчас, если не сильно газовать, по городу можно вписаться в 26 литров 95-го. По трассе выходит около 16 литров. Но поскольку бак вмещает 95 литров, расход проблемой не является. Кто-то скажет, что это многовато, но я считаю, что каждый литр машина отрабатывает совершенно добросовестно: тянет все же, как гоночный бульдозер.
Плюсами можно назвать, собственно, все остальное. За рулем сидишь как за столом, над головой и по бокам остается куча места. Если в салон вдруг залетит птичка, у нее будет достаточно места, чтобы летать там, не мешая водителю.
Салон обычный, никаких особенных наворотов нет, но из-за размеров запишу его в плюсы. Сиденья кожаные, вентилируемые. У передних подлокотники регулируемые, задний — выдвижной с фиксированной позицией, зато мягкий и с подстаканниками. Предусмотрено все: электрорегулировки, двузонный климат-контроль, зеркало с затемнением (штука удобная, но я, когда в первый раз увидел, подумал, что у меня темнеет в глазах и чуть не улетел в кювет). Есть несколько подстаканников и раскладной столик с бортиками и подставками для бутылок. Над солнцезащитными козырьками есть еще две полочки с бортиком, куда можно складывать документы, телефоны, планшеты и прочее. Возле полочек по центру — две USB-розетки для зарядки гаджетов и дополнительный прикуриватель. В передних дверях есть карманы, где живут в основном всякие салфетки, обертки, ожидающие, когда я про них вспомню и выкину в мусорку, и зонтик. Зимой машину я не чищу: зеркала, лобовое и заднее стекла оснащены подогревом, а боковые можно просто опустить и поднять.
Багажник просто огромный. По бокам расположены два небольших шкафчика, в которых лежат огнетушитель, электронасос, домкрат, набор инструментов, запасы антифриза, масла, воды, смазки, лампочек и прочая дребедень, которая может пригодиться. Все остальное место обычно свободно. Задние сиденья можно сложить, и тогда размер багажника еще увеличивается, делая из машины вполне пристойный грузовичок. На самой задней двери расположены сабвуфер и еще один кармашек, в котором хранятся различные тряпочки и топор с лопатой, бесконечно дающие поводы для шуток, однако совершенно необходимые в лесу. Для примера, в багажнике (при сложенных задних сиденьях) комфортно размещались боксер, лабрадор и бернский зенненхунд, и там им вполне хватало места, чтобы делить территорию, бегать, выяснять отношения и устраивать обычную собачью возню. Туда помещается шесть велосипедов (можно и больше, но я не засовывал), и еще остается место до крыши. А однажды там даже ехала пони: хозяин боялся везти ее во взрослой коневозке, чтобы не травмировать морально. Однако пассажиром она оказалась неблагодарным и справила естественную нужду прямо в багажнике. Хорошо, что весь ковролин закрыт резиновым поддоном. С тех пор я настороженно отношусь к непарнокопытным в качестве пассажиров. Как-то туда поместилось полтора кубометра кирпичей, но мне ездить с таким грузом не очень понравилось. В общем, большинство дачных нужд такая машина перекрывает. Если надо тащить что-то, что не влезает в багажник, можно привязать груз к рейлингам на крыше и присоединить прицеп весом до трех с половиной тонн, однако съезжать с ним с дороги не рекомендуется. А если не хватает и прицепа, пожалуй, стоит задуматься об аренде самосвала.
Описать ощущения от езды сложно. Кто никогда не сидел на тираннозавре, с ревом проламывающемся через джунгли, тот, наверное, и не поймет. По-другому и не опишешь, это можно только почувствовать.
Водить Discovery — это как нестись в атаку на боевой колеснице через вражескую пехоту под градом стрел, как пикировать на тяжелом бомбардировщике в рое истребителей, как быть акулой в окружении мелких рыбешек
С включенными блокировками и на «понижайке» он едет, пока не сядет на раму. Горы, леса, болота, поля, прерии, саванна, пустыня, тундра, Минск после Хавера — неважно. Пока не сел на раму, можно ехать. Всегда, через все, в любых условиях. Иногда рвутся колеса, но это расход неизбежный. Можно поставить зимние шины и ездить, пока не купишь новые. Теперешний зимний комплект уже пережил два летних. Можно ездить осторожнее, но как-то не всегда выходит. Из-за постоянного полного привода менять резину можно только комплектом, никаких там «перед получше, зад полысее».
Алюминий, из которого сделан кузов, тоже можно отнести к плюсам. Про «жуки», ржавчину и прочие кузовные проблемы я знаю исключительно по рассказам других водителей.
Зимой можно самостоятельно изготовить парковочное место из любого сугроба.
Есть еще некий метафизический плюс. Эта машина просто притягивает приключения, в основном позитивные. Было уже столько, что всего и не упомнишь, кое-что даже записывал, кое-что снимал на видео. Истории случаются ну раз в месяц точно. Обычно все заканчивается весело.
Я твердо уверен, что дело именно в машине и, если бы не «Танчик», жил бы я гораздо скучнее. А с ним у меня постоянно какое-то движение, что-то происходит, еду с кем-то отдыхать куда-то туда, где нет других людей. Кто-то на помощь зовет, застряв, кому-то что-то отвезти надо. Еще «Танчик» совершенно самостоятельно забрался на Google-панораму, чем приятно удивил меня, когда прислали ссылку.
Когда становится совсем скучно, можно просто кататься ночью по городу, подбирать голосующих и безвозмездно отвозить их домой (в основном, конечно, девушек). В жару таскаю с собой в багажнике четыре пятилитровые канистры воды: места они занимают мало, а кипящие на обочинах аж до слез радуются простой водичке, набранной из крана. В общем, машинка добавляет в жизнь позитива.
Еще один важный момент: в пределах 30 километров от Минска есть куча отличных водоемов, куда пешком идти далеко, а легковушка или паркетник не проедут. А отдыхать у водички в компании друзей без кучи постороннего народу дорогого стоит — уже только ради этого есть смысл содержать такую машину.
Есть нюанс: вместо рулевой рейки стоит рулевой редуктор, что безмерно надежнее рейки. Но руль в руках не дергается, что бы там ни происходило под колесами. Даже если заезжать под углом на высокий бордюр, об этом факте узнаешь только по наклону кузова, руль не шелохнется. Кто пробует после обычных машин, очень такой особенности удивляется. Но мне лично нравится. Я считаю, что машина должна просто ехать туда, куда ее направили, и не портить водителю удовольствие от езды всякой ерундой, которая попадает под колеса. А уж куда именно она едет, решает водитель, и нечего дергать рулем, как эпилептик в припадке. Раз тебя туда направили — значит, так надо. Твое дело — превозмогать и сокрушать, а не рулем дергать.
Подвеска тоже в силу своей специфики работает не совсем обычно. По асфальту идет очень мягко, небольшие неровности вроде среднего качества грунтовки от асфальта по ощущениям вообще не отличаются. Плывешь как на корабле. Короче говоря, небольшие колебания проглатываются совершенно. А вот повстречав что-то более высокое, например «спящего полицейского», подвеска сразу становится жестче пропорционально высоте преодолеваемого объекта. Что, в общем-то, естественно: чем сильнее сжимать пружину, тем жестче она становится. Но поскольку ход подвески составляет 52 сантиметра, за удары можно вообще не переживать: пружины проглотят что угодно. По крайней мере, если совершенно уверен, что на пешеходном переходе никого нет, и его края просматриваются, перед неровностями можно вообще не притормаживать. Можно даже выпучивать глаза, газовать и орать «„Танчик“, барьер!». Но это на любителя.
Двигатель — отдельная песня. Прекрасная восьмицилиндровая песня. Он и стоковый достаточно веселенький был, а уж тот, что теперь стоит… Когда спрашивают, сколько там «лошадей», я кривлюсь и говорю, что измерять такое «лошадьми» — это просто кощунство. В этом двигателе всего одна сила — драконья, и никаких других. Да и вообще, как вы помните, к лошадям в машине после истории с пони я отношусь скептически.
Двигатель тянет на любых оборотах, на любой скорости. Когда-то в теории тяга закончится, но доводить до этого у меня смелости не хватило. И тяга всегда одинаковая, неважно, с какой скоростью ты едешь, в горку или с горки — динамика разгона всегда примерно одинаковая. Даже когда буксируешь легковушку, это не сильно влияет на динамику. Кто-то любит пробуксовывать задними колесами зимой на гололеде, я же, включив блокировки, могу, стоя на месте, прокручивать четыре колеса. Жаль, что оценивать некому (кроме пары друзей), а в городе на такие фокусы я не решаюсь. Режим работы кикдауна и коробки зависит не от глубины нажатия на газ, а от резкости. И сам ход педали примерно в три раза длиннее, чем на легковом автомобиле, что очень удобно при использовании пониженной передачи. Просто плавно нажимая на газ, постепенно наращиваешь мощность. А при резком нажатии сбрасывается передача, обороты сразу прыгают к шестерке — и машину просто выстреливает вперед. И неважно, на какой скорости ты это сделал, на 60 и на 120 эффект будет примерно одинаковый. В городе очень редко возникает необходимость раскручивать двигатель выше 2000 оборотов.
На низких оборотах двигатель бормочет, а как раскрутишь — ревет в восемь глоток
При неспешной езде слышна очередность отработки цилиндров, что очень доставляет. Этой зимой я оторвал банку глушителя и пару недель поездил с прямотоком, причем с коротким. Тут кто-то байкеров за прямотоки ругает? Они просто не слышали мой «Танчик» в те дни. Когда вечером я ехал по узкой улице, заставленной машинами, за мной все сигнализации включались, как в кино. Думаю, если апокалипсис все же случится, всадник, под которым вороной конь, придет ко мне, выпросит машинку на пару дней, снимет глушитель — и так вот миру и предстанет.
Машине нужно много пространства для маневров, она кушает много топлива и иногда воображает себя адептом «Скайнета», что не мешает доехать до электрика или программиста и усмирить бунтующие узлы. Жидкостей надо заливать больше. Оригинальные запчасти могут неприятно удивить ценами, и альтернативы обычно нет.
С другой стороны, о коррозии я знаю только по рассказам, а поскольку это «рамник», тут даже кузов — запчасть, так что при желании можно поменять и его. Про ремонт подвески и бережное к ней отношение я не думаю вообще. За рулевой узел и его ремонт также переживать не приходится. Двигатель убить достаточно сложно, и, если вовремя менять масло и не перегревать, прослужит он очень долго (ко мне «Танчик» пришел не с двигателем, а каким-то конструктором). Нет ремня ГРМ и кучи роликов, которые иногда надо менять. Коробка — классический гидротрансформатор с отдельным контуром охлаждения — практически вечная (если масло хоть иногда менять). Можно смело таскать за машиной большой дом на колесах. Она может заменить собой небольшой фургон. Проехать можно вообще везде, где позволяет геометрия.
Это настоящий, честный внедорожник из тех времен, когда машины еще делали инженеры, а не маркетологи. Машина с историей, харизмой и душой. Машина, созданная для покорения бездорожья. Машина с феноменальной проходимостью и огромным запасом прочности. И при этом весьма комфортная.
Как только я начал что-то вкладывать в автомобиль, завел себе файлик, куда скрупулезно вносил все расходы. Кто-то в своих статьях рассказывает, сколько всего потратил на машину, но мне кажется, что это как-то не совсем правильно. Это все равно что рассказать, как хорошо учится твой ребенок, а потом достать список потраченных на него денег: на еду, на одежду, на репетиторов, на учебники. Да и по нынешним кризисным временам оглашать эти цифры мне просто неудобно.
Эту статью я начал писать в тот же день, когда объявили конкурс «Авто моё», в январе 2012 года. Приехал с дачи с женой и собакой, прочитал о конкурсе и сел писать. Но, как говорится, в жизни началась черная полоса. Вскоре у нас умерла собака, еще через полгода я потерял жену. Все это время, садясь в машину, подчас я слышал, как копошится в багажнике боксер Тигра, иногда казалось, что краем глаза замечаю на пассажирском сиденье жену
Я как будто попадал в какую-то временну́ю капсулу, где время застыло на том моменте, когда все еще было хорошо. Но годы идут, раны затягиваются, жизнь как-то продолжается. Недавно я вспомнил про недописанную историю и решил все же закончить ее. Мне хочется думать, что через много лет «Танчик» все еще будет жить у меня на даче в небольшом гараже. Я буду печатать к нему запчасти на каком-нибудь футуристическом 3D-принтере, добывать бензин через «Общество любителей старинных машин» и катать внуков по моему любимому болоту.
Мы по-прежнему ждем ваших обзоров. Автор лучшего материала получит подарок от компании Bosch. С правилами конкурса, а также со списком автомобилей и мотоциклов, обзоры которых были опубликованы ранее или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.
Автомобили Land Rover с пробегом на «Автобарахолке» Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by