04 сентября 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by. Видео: Алексей Носов

Из Вегаса на Ford Mustang: южные штаты Америки за окном кабриолета

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by. Видео: Алексей Носов
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Молодожены из Минска Алексей и Виталина решили так: если уж и ехать через Лас-Вегас, сквозь Долину Смерти и Гранд Каньон, то непременно на крутой, чисто американской тачке. А что может быть круче на Юге США, чем Ford Mustang с откидной крышей? Оседлав кабриолет, пара отправилась в путешествие по дорогам городов и пустынь. В первую очередь отмечают: не прогадали, что взяли машину, пешеходам там делать нечего, все интересности предоставлены именно тем, кто за рулем. Об исключительной автомобилизации в США — в монологе Алексея.

Путешествие началось с пункта проката автомобилей. Нас встретил добродушный ливанец и заявил, что те 99 долларов за Ford Focus на двое суток, которые мы видели на сайте, на самом деле — $214. Это фишка американцев: они часто указывают цену без налогов (а их тут хватает). Например, на ценнике в магазине можно увидеть цифру 8, а на кассе отдать 9,05. Раз пошли такие траты, мы решили взглянуть на что-то более интересное, нежели Focus. Спросил просто так: «А сколько будет стоить Mustang?» «Плюс 25 долларов в сутки», — ответил менеджер. А потом вдруг спросил: «Как там дела в Беларуси?» Мы немного растерялись, но в итоге диалог закончился для нас положительно — скидкой. Заплатив те самые $214, мы отправились в поездку на Ford Mustang.

Когда въехали в Лос-Анджелес, первое, о чем подумали, — здесь ходить пешочком невозможно. Слезть с машины можно разве что на пляже. Остальной город, представляющий собой в основном двухэтажную застройку (кроме Down Town), растянулся на огромной площади. Представьте, 17 миллионов человек проживают в двухэтажках. Обычно Лос-Анджелес не разделяют с его агломерацией — они одинаковы: кварталы вилл или добитых домиков, расчерченные на квадраты теми самыми авеню и стрит. Гулять здесь нет никакого интереса — разве что смотреть заборы или бараки. Город исключительно автомобильный.

Но водителям в LA стоит быть аккуратными из-за неадекватных пешеходов. Дело в том, что Лос-Анджелес — столица американских бомжей. Тут их не меньше 40 тысяч (некоторые называют цифру, в два раза бóльшую). И вот они снуют тут по тротуарам, дорогам, встречают клерков у выходов из небоскребов в Даун-таун. Местные нам рассказали, якобы людей, за которыми некому присматривать, после окончания медицинской госпрограммы отправляют сюда, буквально дают билет на самолет в один конец. Насколько это правда, не берусь судить, но на улицах и дорожках приходится глядеть в оба как раз из-за них.

Для Невады и Калифорнии главное условие для машины — наличие кондиционера. У автомобиля может не работать все что угодно, но кондиционер должен стоять функционирующий. Там, по пути из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас, я впервые ощутил, что такое настоящая жара. Ветер при температуре в +45 напоминает работу фена на максимальном прогреве прямо напротив лица. Ищешь спасения в тени — а там то же самое. Из-за яркого солнца в южных штатах устанавливают светофоры с конусными накладками — чтобы не отсвечивало.

Машина в Южных Штатах — не только передвижной кондиционер. Там все построено таким образом, что добраться на автомобиле в какое-то место намного удобнее, чем любыми другими способами (пешком или на общественном транспорте). На Севере, например в Нью-Йорке, все иначе, там можно устраивать пешие экскурсии. По Вегасу же гулять неудобно: переходов не хватает. Как будто говорят: вам выделили пешеходную улицу — вот там и гуляйте, остальной город — для машин.

На авто здесь невозможно заблудиться: улицы все параллельны либо пересекаются под прямым углом, отчего город делится на квадратные кварталы.

Не надо искать улицу имени писателя или деятеля: по направлению запад-восток проходят авеню, по направлению юг-север — стрит. Дорожные знаки и разметка дублируются по несколько раз. К примеру, на асфальте будет нарисована стрелка, мол, с этой полосы только налево, тут же словами напишут: only left. Запутаться очень сложно. Это «фишка» Штатов — сделать управление на дорогах абсолютно доступным каждому, даже недалекому человеку. На дорогах водителю не нужно решать ребусы, ничто не должно отвлекать его от процесса управления.

Наши водители придумали невербальный язык, чтобы разруливать ситуации, которые почему-то не решены с помощью мер по организации движения: моргнуть фарами, поблагодарить «аварийкой». Во время поездки по Штатам я по старой привычке выразил благодарность после того, как меня пропустили в полосу. Так весь поток, ехавший за мной, ударил по тормозам. Не зря огни называют именно аварийной сигнализацией. Хорошо, что не пришло в голову извиниться таким же способом.

Меня поразила местная система оповещения о каких-нибудь неприятностях на пути. Сразу вспоминается обозначение дорожных работ. Вначале видишь флажки, знаки, конусы. Потом появляются бетонные блоки — весьма серьезные на вид, которые не собьешь даже на высокой скорости. Все они в обрамлении фонариков и мигающих лампочек. Дальше виден знак «Внимание, на дороге работают люди!». За ним — передвижное электронное табло на колесиках. Еще несколько десятков метров — и уже заметны рабочие в жилетах. Работают они за трейлером прикрытия, за бетонными блоками.

Больше всего поражает выезд из зоны ремонта. Там стоит знак с надписью: «Извините за неудобства. Спасибо, что были аккуратны». Даже не обидно за потерянное время.

Те самые передвижные электронные табло информируют и о погодных условиях. Например: «Впереди пылевая буря» или «К такому-то городу приближается ливень». Мы видели знак «Впереди сильный дождь» и не поверили — светило солнце, на горизонте не было ни тучки. Пара километров — и нас накрыл ливень. Да такой, что ничего не видно. Был еще один случай: в пути по трассе видим с одной стороны песчаная  буря, с другой — молния сверкает. И тут приходит SMS на мобильник: «Внимание, опасность пылевой бури до 5 вечера. Просьба воздержаться от поездок или переждать в здании, если в дороге». Подумалось: как же этот сервис крут! Насколько мне известно, оповещения в Беларуси попробовали запустить только в МЧС столицы.

Как мы относимся к предупреждающим знакам в родной стране? Ну, висят себе и висят. Нас предупреждают, что впереди возможна опасность, но по факту она не систематична. Например, если заметишь знак «Дикие животные», это совсем не значит, что ты их встретишь на пути. В США знаки не врут. Не раз видели передвижные табло, говорящие, что впереди могут выйти на дорогу олени. И действительно, перебегало стадо, еще несколько животных видели в ту ночь на обочине. Требование знаков там соблюдают, потому что они говорят о реальной обстановке, а не о возможной.

На трассах — так же как и в городе — заблудиться сложно. Все съезды с хайвеев пронумерованы: Exit 1, Exit 2 и так далее. Ты знаешь, что тебе нужен съезд 165, а ты только что проехал 143. Значит, едешь правильно, скоро твой поворот. Это гораздо удобнее, чем «съезд на Смолевичи», который нужно всегда высматривать, чтобы не пропустить. Особенно если ты первый раз на дороге. А тут все конкретно. Ты знаешь, где ты находишься, по цифрам, даже без навигатора.

Еще удобная вещь — знаки, информирующие о том, что будет на конкретном съезде. Указано не только название населенного пункта, но и местные достопримечательности, магазины, рестораны. Все большими буквами с логотипами.  И что немаловажно, написано, сколько ехать до следующего кусочка цивилизации, чтобы водитель знал, съезжать сейчас или можно повременить.

Мне, как туристу, очень понравились знаки про местные интересности. В РБ сложно представить, чтобы на дороге было что-то подобное: «Через 2 километра озеро с кемпингом, беседками, туалетами. Можно вызвать полицию, медиков» или «По дороге на Каньон можете заехать на платину Гувера. Там фотозона». У нас обратная ситуация: люди гордятся тем, что только они (и никто другой) знают места. В США не покидало ощущение присутствия невидимого гида.

Пока ехали по трассе, нашли подтверждение одного из дорожных стереотипов о южной части США — о злых и безбашенных водителях грузовиков. Отъезжали от остановки, смотрим — фура еще далеко, выехали в правую полосу, разгоняемся (на Mustang, поверьте, это происходит быстро). И тут сзади раздается мощный сигнал клаксона. Здоровенный «капотник» буквально дышит в задний бампер. Водитель что-то орал, продолжал сигналить, а потом еще долго нас преследовал. Тогда мы всерьез вспомнили фильмы ужасов в стиле «Грузовиков» Стивена Кинга.

Даже когда въезжали в Гранд Каньон, поняли: в этом месте просто уникальным образом сплелись достижения человеческой цивилизации с нетронутой природой. Там было все: и парковки, и сувенирные магазинчики, и супермаркет с кафешками. Но все это было обустроено как-то неброско, с расчетом на то, что взгляд не должен отрываться от скал, равнин и прочей природной красоты. Поверьте, это не описать, это надо видеть.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by