Вездеход класса люкс: кожа, камера, все дела. Обзор спецверсии Overcomer

16 сентября 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов

Вездеход класса люкс: кожа, камера, все дела. Обзор спецверсии Overcomer

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов

Ни один автомобиль белорусского производства, пожалуй, еще не вызывал такого интереса. Миллионеры из ОАЭ выстраиваются за ним в очередь, рыбаки-охотники в полном восторге, а китайцы просят модель с холодильником, чтобы охлаждать пиво на пикниках. Вездеход Overcomer, более известный по названию для англоязычных стран Hunta, производят в Минске на заводе МАЗ-МАН. Сейчас подготовлен эксклюзивный экземпляр в люксовом исполнении — специально для выставки в Азербайджане. Оказывается, брутальный автомобиль тоже может быть с налетом лоска! Представляем обзор необычной машины.

В огромном цеху вездеход, так напоминающий многим американский внедорожник Hummer, не потерялся и выглядит эдаким «крепышом». Сразу бросаются в глаза огромные колеса, рычаги усиленной подвески, шероховатая поверхность кузова. На табличке говорящий сам за себя порядковый номер 00034.

Этот уникальный автомобиль мог бы вообще остаться в единственном экземпляре. Впрочем, обо всем по порядку. Началась его «биография» с того, что лет пять назад руководитель МАЗ-МАН, по совместительству заядлый рыбак, задумался, на чем можно добраться в любую точку, где клюет щука и водится форель. Хоть в непроходимые леса Карелии, хоть на берега рек Камчатки!

Конструкторская хватка и инженерная мысль не подвели. В итоге был разработан снегоболотоход БМЕ-1015. Это официально. Коммерческих же названий три: «Хаски» — для российского рынка, Hunta (представители дилера просят читать как «ханта») — для англоязычных стран и Sayad («охотник») — для арабских государств.

Говорят, первый экземпляр до сих пор хранится на площадке предприятия. А нынешние модели сильно отличаются от прообраза: каждая деталь многократно обсуждалась и дорабатывалась. Скажем, долго решали, из какого материала сделать кузов. В результате выбрали легкий и прочный стеклопластик, который производят в Беларуси. Два года назад мы делали репортаж из Полоцка: на уникальном для страны предприятии выпускают стекловолокно (читай — основу для тюнинга).

Одна из основных идей проекта — максимальное использование белорусских комплектующих и деталей. Ключевое ноу-хау внедрено в разработку колес. Шины — огромные, но главное — они сверхнизкого давления. «Когда движешься по ровной дороге, то можно создать нормальное давление. Как только заезжаешь, допустим, в болото, то спускаешь воздух практически полностью (минимально возможное давление — 0,05 атм) — так что шины практически распластываются по земле. Зато можно с уверенностью передвигаться, не нанося вред окружающей среде, — шины практически не травмируют почву, так как обеспечивается низкое удельное давление на грунт», — объясняют специалисты.

Испытания покрышек проводились на тонком льду. Потом машину гоняли по пням и корягам, а в конце — по болоту. Шины с достоинством выдержали все испытания, ни разу не заставив усомниться в проходимости.

В свое время мы тоже устраивали тест-драйв по песчаному карьеру и болотистой местности. Overcomer показал себя молодцом.

А еще на предприятии вспоминают такой случай: как-то приехал миллионер из Арабских Эмиратов, долго и критически осматривал автомобиль. Все нахваливал свой Land Rover, на котором разрезал дюны в ОАЭ. Раззадорившись, вскочил за руль вездехода и направил прямо в обрыв. Машина практически повисла над пропастью. В этот момент присутствующие схватились за валидол, но обошлось. Впечатленный клиент вынужден был признать: «Мой внедорожник так бы не смог».

— Любые сравнения с Hummer, Land Rover и другими марками неуместны, — объясняют сотрудники компании Sohra, которая продвигает белорусскую продукцию за рубежом. — Никогда не ставилась цель конкурировать с кем-либо.

«Overcomer — это машина, не предназначенная для повседневных поездок по дорогам общего пользования. Это очень специализированный автомобиль, стихия которого — сложные условия. Скалистая местность, болото, даже водоем для него — не препятствие»

Благодаря протектору шин, выполняющему роль весел, машина идет по воде. Установив гребной винт с приводом от двигателя, скорость можно увеличить до 7 км/ч,. Забавно, что этой опцией заинтересовались клиенты из ОАЭ. Оказывается, они не только по пустыне любят гонять, но и на острова хотят добираться по воде, не меняя транспортное средство. В связи с этим также просили сделать оцинкованный кузов (на предприятии уверяют, что это не проблема).

Если по воде крейсерская скорость вездехода составляет 7 км/ч, то по суше — 50 км/ч (максимальная — 70 км/ч). Под капотом установлен довольно простенький дизельный двигатель (объем — 1,9 литра, мощность — 100 л. с.) от CMD GN 199AT. Решили не мудрить, дабы не усложнять жизнь будущему владельцу — обслуживать эксклюзивный мотор было бы гораздо труднее.

Пару слов про подвеску. Конструкция и без того сложная. Например, на каждое колесо приходится по два амортизатора. В данном экземпляре решили усилить рулевые тяги, а на пружины установить спортивные отбойники, чтобы при наезде на препятствие или яму они не стучали о днище.

Чтобы забраться в салон, потребуется некоторая сноровка: высота кузова вездехода — два с половиной метра. Зато с водительского места отлично просматривается местность. Ни один заяц не ускользнет от взгляда. Люк нарочно сделан так, чтобы можно было высунуться и охотиться не останавливая автомобиль (это актуально только для тех стран, где такая охота разрешена, Беларусь не в их числе).

А теперь про особенности конкретного экземпляра. Доработки касались повышения комфорта. Так, снегоболотоход оснастили системой кондиционирования. Очень важная опция, учитывая большой интерес клиентов из жарких стран.

По этой же причине выбраны стекла с атермальной пленкой. Благодаря особому преломлению лучей, в салоне не так жарко, но это сделано не в ущерб светопропускаемости.

Установлена задняя видеокамера, которая выводит изображение на экран, вмонтированный в приборную панель. Удобно, когда надо в сложных условиях двигаться назад. Хотя зеркала заднего вида тоже присутствуют.

Много времени уделили усовершенствованию салона. Сиденья, потолок обиты экокожей и алькантарой. Эксклюзивный рисунок разработан белорусским ателье. Представители дилера говорят, что хорошо изучили предпочтения клиентов: им важна не только проходимость, но и определенный уровень комфорта.

Интересное пожелание поступило от китайцев. Они попросили установить в салоне большой холодильник — чтобы была возможность выпить холодненькое пиво на пикнике. На самом деле пространство позволяет. Изначально вездеход задумывался для охотников, которым нужно куда-то класть трофеи.

При этом автомобиль не стал эдаким домашним паркетником. Все сурово, по-мужски. Надо помыть салон? Давайте шланг. Воду льют прямо на пол — ведь охотники и рыбаки ездят в сапогах. Разумеется, забираясь в машину, никто менять обувь не будет.

Одно из главных достоинств Overcomer — то, что он выпускается малыми партиями, и практически каждый автомобиль эксклюзивный, готовится под конкретного заказчика. Рассказывают, что на предприятие звонят охотники и рыболовы, которые выдвигают четкие технические требования — какой должна быть подвеска, кузов, стекла и так далее.

Впрочем, не все машины уходят за рубеж и используются исключительно для фана. Есть интерес со стороны белорусских спецслужб. Как сообщили представители дилера, вездеходы опробовали в приграничной зоне. Пригодиться разработка МАЗ-МАН может спасателям, которым по долгу службы приходится быстро добираться до труднодоступных мест.

— Вездеход совершенствуется с каждым днем, — подчеркивают в компании Sohra. — Сейчас ведется речь о выпуске автомобиля второго поколения. Принципиальных отличий будет много. Во-первых, кузов сильно изменят. Отдельные его части будут съемными, чтобы проще было транспортировать машину к месту использования. Во-вторых, автомобиль станет еще легче. Сейчас его масса — 2300 кг, а скинет он полтонны.

«В-третьих, рассматривается возможность выпуска электроверсии. Двигателей будет несколько, и вездеход сможет разворачиваться на месте»

Все это звучит здорово. А глядя на уже получившиеся экземпляры, понимаешь, что есть все основания полагать — планы реализуются. Извечный вопрос касается сохранения качества. Когда речь идет о небольших партиях, белорусы на высоте, но как только начинается конвейерное производство…

— На самом деле это и есть конвейерное производство! Проектом занимается отдельно сформированная бригада из лучших специалистов. Более того, мы готовы к выпуску больших партий — примерно 50 автомобилей в квартал. Честно говоря, ажиотажный спрос был неожиданностью для нас, и сейчас предпринимаются все попытки удовлетворить его.

Внедорожники на Автобарахолке Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by