28 сентября 2016 в 8:00
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский

Все машины утонули. Один день в городе, где нет автомобилей

Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Представьте: дождь лил 100 дней и Свислочь вышла из берегов. Скрыла фундамент архитектурного творения у библиотеки, слизала Октябрьскую площадь, затопила проспект Независимости. Все машины утонули. И вот уже не проспект у нас, а Гранд-канал. Не кроссоверы несутся по нему, а моторки. А Василий из Серебрянки швартует у подъезда плоскодонку вместо «Пассата». Фантастика? Конечно. А может ли город функционировать, отказавшись от автомобильного транспорта не ради показухи на пару часов, а навсегда? Смотрите наш репортаж из Венеции.

По «стрелке» Гранд-канала бродили, увешавшись зеркалками, туристы. Девушка ела мороженое, мальчик глотал колу. Кружили чайки, щелкали фотокамеры, а доблестные сотрудники венецианской полиции с радарами в руках «били на скорость». Вся «магистраль» отсюда — как на ладони! Вот летит вапоретто, а вот тянутся вереницы гондол. Вроде идут стройно. Хотя как нам, сухопутным крысам, разобрать…

Этот город — единственный в своем роде. Венеция построена на 118 островах, которые соединены более чем 400 мостами. Десятки каналов, большие и малые, выполняют важнейшую транспортную функцию. Каналы есть в Питере и Амстердаме, но только в Венеции роль воды в жизни города столь значительна. Это крупнейшая в Европе городская территория без машин.


Материковая часть утопающего города — крупный дорожный узел. В промышленном районе-спутнике Местре, как и везде в Италии, машин много. Есть и пробки, и проблемы с парковкой. Но в эту часть забирается редкий турист. Настоящая Венеция «с открытки» начинается для большинства приезжих в одном из грандиозных местных паркингов, или, как тут говорят, гаражей. На две, три, четыре тысячи машин… Мы бросаем авто в одном из самых дешевых ангаров, на искусственном острове Тронкетто. 20 евро в сутки — еще по-человечески.

Сотни машин в бетонном коробе выглядят технологично и привычно. Но мы здесь долго не задержимся. Прощай, железо!

Добраться с Тронкетто до центра можно или на наземном мини-метро (до Piazzale Roma, где вы в последний раз увидите автобусы и машины), или на речном трамвае — сразу на острова, к площади Сан-Марко. Здесь уже никаких агрегатов на колесах с ДВС.

Больше сегодня машин мы не увидим

Передвигаться по старому городу и между островами лагуны можно двумя способами: по воде или пешком. Говорят, у некоторых местных есть велосипеды и скутеры, но мы их не видели. Логично: в городе огромное количество мостов со ступеньками, через которые нужно перетаскивать двухколесный транспорт. Дико неудобно.

Тачки в Венеции все-таки имеются. Разной формы, объема, с отличающейся «посадкой» и величиной колесных дисков. Без них никуда: огромное количество кафешек, баров, ресторанов, магазинов требуют регулярного подвоза продуктов и товаров. На тачках все это и тянут. Запыхавшиеся носильщики делают по десятку рейсов, курсируя между грузовыми лодками. На машине обеспечивать снабжение все же удобнее.


Главная по логистике в Венеции — компания ACTV. Самый популярный и дешевый вид общественного транспорта — вапоретто. Это речной трамвай или, скорее, водный автобус. На маршруте есть фиксированные остановки, транспорт ходит по жесткому расписанию. В салоне теплохода есть сидячие места, но в часы пик пассажиры «болтаются», держась за поручни. Туристов в городе огромное количество круглый год.

Стандартизированный причал:

На каждом вапоретто работают капитан и матросы, которые впускают и выпускают пассажиров, следят за безопасностью. Все «речники» в Венеции — колоритные ребята. С ними обожают фотографироваться туристки.

Теплоходы ходят по основной транспортной артерии — Гранд-каналу вокруг Риальто к Мурано, Лидо, Сан-Микеле и другим островам. Есть несколько типов билетов: разовый за 6,5 евро, 12-часовой за 16, суточный за 28 евро. В общем, все это очень недешево. И не то чтобы удобно — стоять в очереди, толкаться в плотной людской массе. Хотя надо отдать должное (и это подчеркивают сами итальянцы): венецианская транспортная система функционирует гораздо четче, чем принято в этой стране, где автобусы ходят абы как, поезда опаздывают, а диспетчеры и работники метро обожают устраивать неожиданные забастовки. Бастуют и в этом городе, но расписание стачек вывешивают, как правило, на сайте ACTV.

Перебраться с одной стороны Гранд-канала на другую можно на Traghetto, работающему по принципу парома.

Еще один вариант по быстрому перемещению в Венеции — водное такси. Владельцы быстрых моторок объединены в консорциум Motoscafi Venezia. Всего в службе такси более 100 катеров. Цены не очень гуманные. За расстояние в 2 км между паркингом на Тронкетто и Piazzale Roma, если верить калькулятору на сайте консорциума, придется отдать 55 евро. Если едете в одиночку, смысла платить нет.


Самое известное плавсредство Венеции, распиаренное в фильмах, книгах и рекламе застройщика с мировым именем из самого чистого города на земле, — гондола. Это символ города. Формы гондол регламентированы несколько столетий назад: черный цвет, длина — 11,05 метра, ширина — 1,4, на носу — набалдашник из железа — «ферро» с выступами по количеству районов города. Гондольер толкает лодку одним веслом, распевая попутно баркаролы. Теперь это исключительно туристический аттракцион. Можно заказать бутылку вина, фрукты и бултыхаться под серенады сколько угодно, главное, чтобы были деньги.

Количество лицензий для гондольеров лимитировано — чуть больше 400. Часто это семейная профессия, для династий. А когда-то в городе было 10 000 черных лодок. Расцвет пришелся на период, когда лошади в Венеции были объявлены вне закона. Гондолы стали любимым средством передвижения аристократии. Часто в них устраивали плавучие игорные дома, а также места для романтических (и вполне расчетливых) встреч с куртизанками.


Город — это не только туристы, но и коммуникации, грузоперевозки, специальные службы. В Венеции вся жизнь проходит на воде.

Так перевозят грузы:

Плавучий рынок:

Заправочная станция:

Скорая помощь:

Полиция:

И местные пожарные:

Свои лодки у каждой силовой и муниципальной структуры:

На каналах работают «мусорщики», но только по утрам, чтобы не портить туристам фотографии:

Фото mightymac.org

Собственные лодки, разумеется, есть и у коренных венецианцев. Они причаливают прямо к подъездам. И это, на первый взгляд, ничуть не легче, чем припарковаться на машине. Зато проблема с поиском места отсутствует.

Лодки граждан лишены лоска и шика — обычные посудины для каждодневного использования.

Машина коренному венецианцу, коих, к слову, в городе совсем немного, может понадобиться для выезда на море, в горы, на шопинг. Но смысл платить за транспорт и его хранение, если пользуешься нечасто? Поэтому в городе активно рекламируют и развивают Car Sharing. Тот случай, когда система действительно работает

Сотни корабликов, лодок, катеров — кажется, что все это движется, плывет, гребет без всякого порядка, хаотично. Это не так. На каналах десятки знаков, благодаря которым капитаны и гребцы ориентируются на месте: знаки с ограничением высоты плавсредства, знаки, обозначающие опасные перекрестки, приоритет в движении и т. п. Скоростные ограничения были введены в 2002 году, чтобы решить проблему разрушения зданий под воздействием волн, которые расходились от катеров.

Все каналы имеют разную проходимость — в них, в зависимости от типа и размера лодки, или разрешено входить, или нет. Есть несколько зон с различными ограничениями по скорости: от 5 до 20 км/ч. Это вам не 50—60 километров!

Система дорожных знаков:

Затор из гондол:

«Гаишники» за работой:

Редко, но в венецианской лагуне все же случаются ВТП — водно-транспортные происшествия. В 2013-м у моста Риальто столкнулись вапоретто и гондола. Погиб немецкий турист. В крови гондольера обнаружили следы наркотиков. После этого правила водного движения были несколько ужесточены: ввели ограничения по употреблению алкоголя и прочей гадости. Водные «гаишники» увеличили количество рейдов-проверок. В целом же водный тихоходный транспорт в разы безопаснее автомобильного. По статистике происшествий точно.


Мы провели в Венеции день — с утра до вечера. Сидя у Гранд-канала, с удовольствием наблюдали за его бурным движением, замечая про себя: дико было бы смотреть на шоссе, а на водный проспект — приятно. Здесь достаточно шумно, но в лабиринтах старого города, где нет громоздких теплоходов, лихачей на катерах, яхт, лодок, тишина начинает звенеть в ушах. Многие говорят: попадая сюда из машинного мира, сразу воспринимаешь тишину подозрительно. Что-то не так! Может, где-то взорвалась электронная бомба и вывела привычные агрегаты из строя? Выздоровление приходит через несколько дней. И уже обратный переход в автомобильную среду, лязгающую, гремящую, дымящую, кажется истязанием и мучением.

Но что помимо эстетики, экологии и туристического аттракциона? Что вообще такое идеальный город без автомобилей? Один из «идеологов» движения car free Дж. Х. Кроуфорд называл несколько основных атрибутов: возможность за 5 минут дойти пешком до любого нужного в повседневной жизни объекта и возможность добраться из любого места в городе в другое на общественном транспорте за 35 минут. В этом плане Венеция все же не идеал. В итальянских путеводителях сказано прямо: не ждите, что вы попадете из точки А в точку Б столь же быстро, как это могло бы произойти в «нормальном» городе. Готовьтесь много ходить, искать мосты, ждать нужный вам вапоретто. «Мгновенно» — это не про город без авто. В мегаполисе, который живет не туризмом, а жестким ежесекундным зарабатыванием долларов, такой ритм не прижился бы никогда.

Возможно, в городе XXII века, где машины заменят парящие в воздухе вапоретто и трачетти с пропеллером, концепция car free сможет быть реализована на 100 процентов.

Потом, впрочем, кто-нибудь предложит провести «день без летательных аппаратов», и борьба начнется заново.

Поездка состоялась благодаря поддержке туристической компании «Аэротрэвел». Следите за новыми выпусками!

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by