30 982
06 октября 2016 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Профессия — почтовый курьер. Кто и как доставляет нам посылки

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Когда-то пошлины были помягче, и многие чаще виделись с почтовыми курьерами. Однако на посылках из-за рубежа свет клином не сошелся, и если их количество несколько снизилось, то работы у почты меньше не стало. И синих автомобилей с наклонной белой полосой по-прежнему ожидают с нетерпением: кому-то везут заказные письма и другую корреспонденцию, кому-то интернет-магазин выслал мобильник. Да мало ли чего можно ожидать — главное, чтобы привезли поскорее. О том, кто и как доставляет нам посылки, читайте в репортаже Onliner.by.

Рабочий день Евгения, почтового курьера РУП «Белпочта», начался в 8:00. Как и все водители, каждый раз перед тем, как сесть за руль, он обязан пройти медицинский осмотр, а его автомобиль — техосмотр. Точно так же рабочий день начинают порядка 1,5 тыс. почтовых курьеров по всей стране.

— Сейчас заберем партию бизнес-почты, потом заедем за отправлениями физическим лицам и отправимся все это развозить, — говорит нам Женя.

Один из центров бизнес-почты расположен на улице Маяковского, 8. Здесь занимаются только отправлениями для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Заказов у них всегда много, и объемы большие.

— Среди наших заказчиков крупные фирмы, предприятия и организации, страховые компании, мобильные операторы и так далее, — рассказывают на почте. — Кроме того, услугами пользуются интернет-магазины, которые при нашей помощи доставляют заказы клиентам. Содержать собственных курьеров для таких компаний накладно — ведь доставка должна осуществляться по всей стране. А у нас самая крупная логистическая сеть в Беларуси.

Письма, посылки — все это обрабатывается и распределяется между курьерами. Для нас с Евгением подготовили внушительную гору коробок.

— А как это грузить в машину? Самому? — на всякий случай уточнили мы.

— Конечно, — Женя остается невозмутим и уже катит тележку с посылками к своему автомобилю. — За день порядка 150 кг отправлений перевозим.

Быстро и аккуратно он складывает коробки в кузов. Что внутри, нам неизвестно. Если перевозится что-то хрупкое, то на коробке должно быть соответствующее обозначение. Риск разбить груз минимальный — курьеры работают очень осторожно.

— Обычно за день происходит несколько таких погрузок. Эту партию мы развезем до обеда, затем приедем за очередной. Маршрут составляется таким образом, чтобы точки доставки располагались поближе друг к другу и каждый курьер смог эффективно отработать свой участок, — рассказал Евгений.

Садимся в автомобиль и отправляемся в путь. Традиционный утренний час пик в самом разгаре, но работать нужно. Среди посылок немало отправлений EMS — это ускоренная почта, такие отправления доставляются обычно всего за день в любую точку страны. А есть и те, которые привозят «сегодня на сегодня» — в тот же день, в который отправитель принес посылку на почту.

— Вообще, могу сказать, что проще всего работать часов с 11 и до 15—16, между утренним и вечерним часами пик. На дорогах меньше машин, нет пробок, во дворах, как правило, свободнее.

Женя целый день проводит за рулем автомобиля, проезжая в среднем по 100 км и более. Общегородские проблемы с трафиком и парковкой касаются его непосредственным образом.

— А что делать, если приехали во двор к заказчику, а припарковаться негде?

— Значит, придется поискать место где-то поодаль и пройтись с посылкой пешком.

— Так коробка-то может быть тяжелой. А напарника нет.

— Работа такая, ничего не поделаешь.

Для разгрузки автомобили с наклонной белой полосой могут останавливаться на тротуаре (п. 143.14 ПДД). Иной раз это спасает, хотя водители стараются не злоупотреблять таким преимуществом.

— Люди обычно с пониманием относятся к нашей работе, на почту не ругаются. Но мы ездим как положено, стараемся не нарушать ни правила парковки, ни скоростной режим. В противном случае нам же самим и отвечать, — говорит курьер.

К примеру, против камер скорости у почтовых машин иммунитета нет: превысил — жди «письмо счастья». Почту нужно доставлять быстро, но в соответствии с ПДД. Женя говорит, что сам за скорость ни разу не попадался, хотя работает в почтовой доставке уже порядка двух лет.

Тем временем мы прибываем по первому адресу: Национальный центр электронных услуг.

— Это наши постоянные клиенты, часто сюда возим. На этот раз для них корреспонденция и три экспрессных отправления, — узнаем мы от Евгения. Он проверяет все по документам и выгружает коробки из машины.

В обязанности курьера входит не только управление автомобилем. Он же должен передать отправления лично клиенту, подписать необходимые бумаги и при необходимости забрать корреспонденцию, которая будет доставлена для обработки в почтовое отделение.

Курьер работает четко и уверенно, он вежлив, улыбчив и приветлив. Чтобы устроиться на такую работу, мало быть хорошим водителем — нужно уметь контактировать с людьми.

Первый адресат остался всем доволен, мы возвращаемся в машину и едем по второму адресу — в Минскую региональную таможню.

У Жени Peugeot Bipper 2013 года выпуска. Также в столичном автопарке «Белпочты» есть Renault и «Газели» — если требуется большая грузоподъемность.

— Я на машину не жалуюсь, — отмечает наш собеседник, который вообще редко на что-то жалуется. — Скорость для доставки в городских условиях не главное, тут важна компактность, маневренность. Бывают дворы, что попробуй проедь. Вот где лишние габариты — помеха.

— А как она в плане надежности? Ломается от частой эксплуатации?

— Да как сказать. Она же свежая еще, особых проблем не возникало. Да и на случай чего, у нас есть своя СТО, где обслуживают почтовые автомобили. Главное, предупреждать о проблеме сразу, а не затягивать — все устранят.

Не каждый водитель так заботится о личной машине, как почтовые курьеры о служебных. Женя рассказал, что едва ли не каждый день после смены загоняет Peugeot на мойку, сам ее заправляет по «таблетке». И вечером обязательная проверка: уровень масла, технические жидкости, общее состояние.

— Это же лицо компании...

На таможне почту также ожидали, поэтому все оформление проходит без заминки. Точек по городу много: до обеда нужно посетить около 10 мест. Во второй половине дня их будет не меньше.

— Как курьеры успевают перекусить с таким графиком?

— По-разному бывает, но обычно выкроить немного времени можно. Кто-то ссобойку носит, другие ходят обедать в столовую на вокзале — она корпоративная, относится к почте.

С удивлением замечаем, что водитель не пользуется навигатором.

— Да я уже 10 лет за рулем, до почты также работал курьером. Ориентируюсь хорошо. Тем более много постоянных клиентов, ездишь по тем же маршрутам.

— А когда в городе лучше всего на дорогах?

— Проще водить летом: машин меньше — все же разъезжаются. А еще и световой день длинный. Зато конец августа и начало сентября — самое напряженное время. Водители возвращаются на дороги, количество транспорта резко увеличивается, бывает трудно.

— Скоро зима, тоже напряженка?

— Я бы не сказал. Разве что во дворы будет еще труднее заехать, да и день совсем короткий станет: утром на работу — темно, вечером с работы — тоже темно. А машине все равно: у нас отапливаемые гаражи, там с ней ничего не сделается.

Про себя пытаемся сопоставить работу почтового курьера с профессией таксиста или водителя маршрутки. И те и другие целый день перемещаются по городу. Только к одним много претензий, а вот о почте мы плохого не слышим. Женя и вовсе ведет автомобиль образцово, даже как-то неудобно спрашивать о конфликтах на дороге.

— Я так скажу: все зависит от водителя. Ни от профессии, ни от марки машины. Я знаю многих людей, которые никогда не позволят себе ни превысить скорость, ни подрезать кого-то, на какой бы автомобиль они ни сели. Ведь это дорога, здесь не расслабишься, нужно держать концентрацию.

Среди клиентов «Белпочты» — Национальная библиотека, дипломатические представительства разных государств. Евгений говорит, что работать интересно, хотя случаются и дни, похожие один на другой.

— Когда доставляешь почту физическим лицам, они любят заговорить, рассказать что-то о своей жизни, поделиться проблемами. Другие, наоборот, делятся радостью: может быть, от кого-то из родных ждали посылку издалека. Многие предлагают зайти, угоститься кофе или чаем. Мы отказываемся — времени совсем нет, надо работать.

Едем дальше. На улице Денисовской в банк нужно завезти отправления.

— Там раньше очень сложный перекресток был — с улицей Маяковского, подолгу приходилось стоять. Но после того как сделали развязку, стало хорошо: теперь из Лошицы в центр города добираться очень удобно.

— А где еще в городе проблемные места?

 — Очень я не люблю то, что сейчас сделали на площади Богушевича: мне кажется, работу светофоров можно оптимизировать. А пока там постоянно собираются пробки. С другой стороны, я понимаю: город строит метро, нужно потерпеть. Трудно бывает в часы пик ездить по улице Железнодорожной в сторону Юго-Запада. Основные проспекты часто непросто проехать, хотя когда удается поймать зеленую волну — тогда мчишься. На МКАД, если ДТП в пиковые часы, — кричи «караул».

Среди наших адресатов не только юридические лица. Посылки ждут и обычные люди, и они тоже надеются получить их в кратчайшие сроки.

— Поскольку доставка в дневное время, когда многие на работе, с адресатом предварительно созваниваются и договариваются, в какое время будет курьер, чтобы не случилось так, что мы приезжаем, а дома никого нет. 

Около полутора лет назад «Белпочта» стала активно развивать направление интернет-торговли. Функционирует интернет-магазин, в котором представлено более 5 тыс. наименований товара, и весь он — белорусского производства.

В ассортименте все: от мебели до белья. Есть велосипеды, одежда, косметика, бытовая химия. Действуют скидки и промоакции. Посылки точно так же доставляют почтовые курьеры, причем при покупке от определенной суммы — бесплатно. Все как в гипермаркете.

Одну такую посылку из интернет-магазина мы доставили минчанке на улицу Алибегова.

— А что внутри, если не секрет? 

— Не секрет: там белорусские сувениры. К нам приезжают гости из-за границы, хочется их чем-то удивить, подарить что-то на память. Мне кажется, мы нашли подходящий вариант, — рассказала девушка.

Если в центре города движение поплотнее, то в спальных районах проблемы возникают на дворовых территориях. Разъехаться бывает трудно, не то что оставить машину.

— Вот что напрягает, так это тупиковые дворы. В старых районах их меньше, а в новых, таких как Уручье, Малиновка, — полно. Мне вообще в районах со старой застройкой легче ехать — там все удобнее. В новых же выше дома, больше машин, а мест, где припарковаться, почти нет. Отсюда и возникают проблемы. Однако все люди, как-то договариваемся. Если автомобиль мешает проехать, но под стеклом есть номер — звоним, просим отъехать. Все относятся с пониманием.

Работы у почты много. Нам даже показалось, что после введения пошлин на посылки из-за границы меньше ее не стало. И не станет. Поэтому синие машины с наклонной белой полосой продолжают каждый день наматывать километры, а люди их ждут и дожидаются.

Присадки для топлива в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by