Эксперимент: удастся ли продать коммунальную технику дороже, чем на госаукционе?

31 129
11 октября 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Эксперимент: удастся ли продать коммунальную технику дороже, чем на госаукционе?

Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Автомобильные аукционы неизменно вызывают большой интерес. Но мало кто знает, что огромный спрос сейчас фиксируется... на тракторы. Да-да, те самые — производства МТЗ. Коммунальную технику (которую раньше списывали) тоже продают через торги, однако вопросы к организации процесса есть... Виталий Скребец, первым открывший в Беларуси интернет-аукцион по продаже «бэушных» машин, решился на эксперимент, чтобы доказать — торги могут быть более эффективными и приносить больший доход государству. В качестве доказательства его организация стала участником аукциона, приобрела два трактора, а потом выставила их на торги в интернете. Что из этого вышло?

— У этого состояние средненькое. Синий покрепче, а вот красный представляет наибольший интерес, — показывает на смартфоне снимки Виталий Скребец.

Мы стоим в узком коридоре и ждем очереди для регистрации на аукцион. Юрлицу нужно предоставить целый пакет документов, в том числе платежку о внесении задатка (обязательное условие).

Об аукционе мы узнали случайно — от Виталия, который отслеживал информацию и ждал торгов этой техники (сам он решил принять участие исключительно в качестве эксперимента — его организация не занимается выкупом машин, а только оказывает услуги по организации и проведению аукционов). Где можно было узнать? Ну например, на сайте госорганизации, которая отвечает за этот процесс…

Несмотря на то что остальные участники, также ожидающие очереди, — потенциальные конкуренты, настроение миролюбивое. В основном собрались представители частных предприятий, фермерских хозяйств, есть несколько перекупщиков. Говорят, большинство такой техники уходит в регионы.

— Раньше технику вообще отдавали на утилизацию, — говорит наш собеседник. — Но зачем! Это же нерационально. Тот же списанный трактор может кому-то сослужить хорошую службу, а государственная организация получит больше денег, которые сможет использовать для закупки новой техники или отчислить в бюджет.

В руках Виталия Скребца бумаги с пометками «снят стартер», «заводится и едет», «проблемы с топливной системой». Перед торгами технику можно посмотреть, изучить ее состояние. Серьезно настроенные покупатели этой возможностью пользуются и приходят на аукцион подготовленными.

Пока ждем своей очереди, обсуждаем стартовую цену. Стоимость начинается от 300—700 (3—7 млн) рублей. Все приходят к выводу, что это необъективно мало. Участники явно настроены заплатить больше. «А вот другая сумма более интересная — победитель торгов должен будет оплатить также затраты на проведение аукциона. Что-то около 400 (4 млн) рублей», — рассуждают в коридоре.

Наконец регистрация закончена, и всех приглашают в кабинет. Места в тесном помещении не хватает, хотя участников не так уж много — около двадцати человек. Большинство рассаживаются, но кому-то придется простоять в течение всего аукциона. Делаем вывод: торги явно не рассчитаны на массовое участие.

Появляется комиссия с документами. Напоминают о правилах аукциона (его порядок зафиксирован в законодательстве). Каждому участнику раздают «таблички» — листочки с номерами. Перед очередным лотом их будут менять (зачем?).

Итак, приготовления закончены и объявляется первый лот с начальной стоимостью 747,69 рубля. Это как раз трактор, за который собирается торговаться Виталий Скребец. Вроде бы ничего особенного — бульдозер-погрузчик МТЗ-82 (2002 г. в.). Однако спрос на такую технику довольно высокий.

Честно заявляют о проблемах — подтеки масла, отсутствует стартер, возможны проблемы с топливной системой. Затраты на проведение аукциона оценили в 430 рублей (половина от стоимости лота, между прочим).

Начало торгов хорошо демонстрирует интересы участников. Многие поднимают листочки с номерами, и цена в течение первых минут взвивается.

— 785 рублей, 824, 865… — каждая последующая сумма, по правилам проведения аукционов, увеличивается на 5% (шаг оговорен в законодательстве).

Виталий, у которого богатый опыт участия и организации аукционов, сразу включается в торги. Под напором некоторые участники сдаются и не хотят торговаться. Они явно не ожидали, что стоимость будет расти так быстро.

— 4348, 4734, 5013, — объявляет аукционист.

В конце концов остаются два участника — Виталий и мужчина в дальнем углу. Они переглядываются, но никакой злости нет. Только азарт в глазах.

— Пускай забирает… — сдается второй участник, когда цена достигает 5804 рублей.

Позже Скребец прокомментирует: «Планировали забрать за меньшую сумму, но все равно это выгодно».

Второй лот — тоже бульдозер-погрузчик МТЗ-82 (2002 г. в.). В записях у Виталия пометка «плачевное состояние», хотя стартовая цена — 747,69 рубля (затраты на проведение — 430 рублей). Тем не менее ажиотаж большой. Участники торгов явно осознали, что придется биться не на жизнь, а на смерть. Скребец тоже участвует, но цена вскоре превышает 7 тыс. рублей, и лот уходит другому покупателю.

— Это дороговато. Боюсь, мы за бóльшую сумму не продадим, — признает наш собеседник.

Третьим на торги выставляется трактор (1998 г. в.), когда-то участвовавший в уборке улиц. Аукционисты объявляют: имеются следы коррозии, но транспортное средство на ходу. Стоимость стартует с 303,06 рубля.

По традиции цена моментально вырастает. За этот лот борются 9—10 человек. Некоторые участники даже не опускают листочки, мол, давайте уже скорее реальную стоимость называйте. Когда сумма достигает 5 тыс., начинаются настоящие торги.

— 6241 рубль раз, 6241 рубль два, 6241 рубль три! Продано… — трактор уходит Виталию Скребцу.

Позже он признается: «Планировали купить чуть дешевле — на 200 рублей. Но все равно довольны».

Было хорошо заметно, что на аукционе присутствуют как представители организаций, готовые заплатить немалые деньги, так и предприниматели, фермерские хозяйства победнее. Часто во время торгов приходит нездоровый азарт, и люди платят больше, чем рассчитывали. Но это не тот случай — каждый явно имел «цэу» и помнил об ограниченном бюджете.

Наименьший интерес вызывали прицепы, которые хотели получить всего два-три человека. Но как только объявлялся очередной трактор, публика в зале оживлялась. Как будто речь шла о дизельном Volkswagen Passat B6. Мы были очень удивлены таким спросом на «бэушную» технику.

Конечная стоимость по сравнению с начальной отличалась в десять раз и более! Например, сумма за один из лотов («Беларус 82.1») в итоге составила 9714 рублей. А начиналось все со скромных 696,98 рубля.

— Хорошие результаты торгов можно объяснить правильным подходом к оценке стоимости имущества, — подводит некоторые итоги Виталий Скребец. — Это верная стратегия: создать ажиотаж низкой стартовой ценой, а как следствие — продать дорого. Как правило, мы наблюдаем обратную картину. Техника оценивается дорого и не вызывает никакого интереса у покупателей. Спрос и рыночная стоимость любого транспортного средства постоянно меняются, находятся в динамике, в то время как базы данных оценочных структур обновляются крайне редко. Это приводит к тому, что техника месяцами, а то и годами не находит своего покупателя. Аукцион — это именно тот нужный инструмент, который показывает реальную стоимость «здесь и сейчас».

Впрочем, корректирующую роль выполняли участники аукциона, которые хорошо ориентировались в ситуации, но не готовы были платить больше. Правда, чтобы ценник в итоге стал реальным, нужно было некоторое время упрямо демонстрировать листочек с номером.

Самая интересная часть эксперимента началась потом, когда все платежи прошли и трактора оказались у организации Виталия Скребца. Напомним, он стал обладателем двух лотов: МТЗ-82 (2002 г. в.) за 5804 рубля и трактор (1998 г. в.) за 6241 рубль. Впоследствии техника была перевезена на площадку и выставлена на интернет-аукцион.

— Ожидаем, что удастся продать дороже. Во-первых, возможность поучаствовать в таких торгах будет у большего числа людей, а значит, спрос вырастет. Во-вторых, нет необходимости куда-то ехать — достаточно зайти в интернет. В-третьих, нет дефицита времени — аукцион будет проводиться в течение нескольких недель. В-четвертых, порог следующего шага не зафиксирован жестко, что позволяет «выжать» из ставки все, — рассказал нам накануне размещения лотов в сети Виталий Скребец.

Какое-то время мы наблюдали за ставками. Поначалу торги проходили вяло. Впрочем, это характерно для начала интернет-аукциона: обычно участники активизируются в последние дни. Долгое время стоимость вообще не менялась.

Однако в последние два дня перед финишем цена упорно ползла вверх. В итоге оба трактора удалось продать в плюс: первый за 8102 рубля (+2298), а второй — за 6500 (+259).

— Электронные торги более эффективны, чем очный аукцион, — считает Виталий Скребец. — Не надо никуда приезжать в строго оговоренное время. Вспомните, большинство участников были из регионов. Кроме того, их число ограничено, а у нас на сайте зарегистрировано 6,5 тыс. человек. В эру интернета современные методы нужно внедрять во все сферы торговли.


Аукционы по продаже коммунальной техники проходят в строгом соответствии с законодательством. Однако гарантирует ли это получение максимальной прибыли для государства? Достаточно ли рекламы? Сколько человек узнало о торгах? Формально к проведению процедуры претензий быть не может, но эксперимент показывает — торги могут приносить больше денег, и это реально.

Автомобили на «Автобарахолке» Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by