Dexcar: «Новая машина за $2150». Революционная идея или очередная пирамида?

17 октября 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев

Dexcar: «Новая машина за $2150». Революционная идея или очередная пирамида?

Автор: Андрей Гомыляев

Kairos в сфере IT, «Маргаритка Маргаритка» — в бытовой технике. В последнее время в Беларусь активно приходят новые, немного забытые после 90-х схемы зарабатывания денег. Простые денежные вклады, косметика, биодобавки — все это было. Спецам сетевого маркетинга настал черед взяться за товар покрупнее. Автомобили? В самый раз. В эти минуты по дорогам нашей страны катается новенький Volkswagen Polo с немецкими номерами, выбивающийся из потока наклейкой с надписью «Хочешь водить меня почти бесплатно? Спроси меня как». Так мы и поступили, отправившись на презентацию компании Dexcar со своими неудобными вопросами. Да, принцип работы напоминает пирамиду. Нет, сразу автомобиль не дают.

Количество последователей Dexcar в нашей стране пока мало — компания только начинает свой путь у нас. Однако на видеосервисах можно найти немало роликов, в которых запечатлен процесс раздачи «бесплатных» машин в Дюссельдорфе, Эссене и других городах. Фирма начала работу в Европе в 2014 году, а уже в конце нынешнего собирается прийти на рынки Беларуси, Прибалтики и России. Результат на данный момент не впечатляет — за пару недель активных презентаций пока на условия Dexcar согласились только трое жителей Гомеля. Для этого им пришлось перечислить от 547 до 1950 евро на счет компании, а теперь ждать около года, когда в город приедут автомобили, которые еще через два года придется отдать. Первая реакция любого человека — «похоже на развод». Но в сети работают профессиональные спикеры, способные убедить: идея гениальна и работоспособна. Мы решили выслушать их аргументы.


Мы фотографируем Volkswagen с наклейками, припаркованный у входа в одну из столичных гостиниц. Рядом две девушки внимательно осматривают этот же автомобиль. В их глазах нет ни жажды скорейшего обогащения, ни удовлетворения от того, как ловко они «построили свой бизнес», только любопытство. Признаются: приехали из Гомеля по приглашению одного из участников Dexcar: «Давно хотели заехать посмотреть Минск, а тут и предложение подоспело. Решили: почему нет?» Через два часа девушки покинут конференц-зал, не дослушав презентацию до конца. На их лицах появится скука. А пока мы сливаемся с воодушевленной компанией из 30—35 человек в ожидании события, которое должно изменить наше отношение к владению машиной. «Здесь тачки раздают?» — с этими словами на пороге конференц-зала появляется лидер целой группы молодых людей. Даже после такого пополнения аудитория остается на две трети пустой. Ждать больше некого, презентация начинается.

«Вы будете первыми в Беларуси, кто узнает об этой уникальной возможности, — спикер оказался итальянцем из Турина и разговаривал на родном языке, публика переводила взгляды с эффектной переводчицы на экран проектора, изредка поглядывая на самого представителя компании. — Когда я узнал о предложении, это было фантастично, я заказал сразу три автомобиля. Мы посчитали: стоимость владения собственной машиной в год составляет около 5 тысяч евро. Как не потратить эти деньги? На такси уйдет 200 у. е. в месяц. Dexcar нашел решение проблемы. Компания предлагает долгосрочный прокат за 400 евро в день, но это тоже много. Возникла идея, как тратить в год 0 и ни цента больше. Надо просто объединиться многим людям. Единственное „но“ — нужно ездить на автомобиле с наклейками Dexcar и отвечать на вопрос, как вам это удалось».

На самом деле этих самых «но» гораздо больше, однако озвучат их лишь под финал выступления, уже после торжественных восклицаний. Сократим двухчасовое выступление до размера двух абзацев, исключив пафос, а заодно и слово «якобы», которое стоило бы вписывать повсеместно. Машину дают не навсегда, а в длительный прокат сроком на два года. Собственником остается фирма, она же берет на себя оформление всех налогов и внесение оплаты. По истечении срока автомобиль придется отдать, но есть шанс получить модель более высокого класса — конечно, в порядке очереди (вид таблицы напоминает классическую схему пирамиды). Для участия в системе нужно зарегистрироваться на сайте и внести 1950 евро ($2150). Человек попадает на верхнюю ступень пирамиды (синей). Когда число желающих достигает восьми, таблица сдвигается вниз и делится на две. Клиент должен дождаться следующей счастливой восьмерки и продвинуться еще ниже. За очередью можно наблюдать на сайте. Два таких же этапа — и он должен выйти из таблицы и получить автомобиль. Должен, но не получает. Для осуществления «мечты» необходимо дважды пройти через всю таблицу. То есть прежде чем одному клиенту привезут машину, в систему должно войти минимум 72 новобранца. Есть вариант и побюджетнее — взнос 547 евро, но через таблицу придется пройти трижды (голубую).

При выходе из каждой пирамидки обещают выдавать бонус — топливные карты эквивалентом в 521 евро, опять-таки заменитель денег. Водитель катается на арендованном автомобиле два года, потом отдает, но автоматически попадает в зеленую таблицу, что якобы гарантирует ему выдачу машины более высокого класса. Как нетрудно догадаться, до этого еще никто не доходил. Говоря о тратах размером в 0, Dexcar подразумевает, что не надо платить и за бензин. Это, по их словам, возможно благодаря топливным картам и заработку в рамках системы. И тут вступает в дело классическая реферальная система: приведи нового адепта и получи деньги. Например, при регистрации шага №1 нужно указать ник «спонсора». Ждать автомобиль придется от 3 до 14 месяцев (чаще всего — чуть меньше года), срок зависит от скорости пополнения системы. «Ускорение процесса — в ваших руках», — говорят в Dexcar, вновь напоминая о рефералах. Что происходит, когда в какой-то момент верхняя восьмерка не набирается, думаем, объяснять не надо.

Пока аудитория не стала осознавать смысл услышанного, слово берет еще один итальянец — по имени Фабио. Его представляют как автора идеи. «Сейчас у нас 20 тысяч клиентов, только на работе группы может базироваться наш замысел. Во Франции мы получаем до 200 заказов в день, — уверяет иностранец. В своем выступлении он не скрывал способов дохода компании. — Некоторые уже получили автомобили. Первые 50 машин вернутся к нам в декабре 2017 года, их владельцы сразу получат Audi и Mercedes вместо Volkswagen и Opel (модели варьируются в зависимости от региона). Те автомобили, которые к нам вернутся, поступят в парк традиционного проката либо мы их просто продадим. Полученные суммы пойдут на обслуживание системы (попросту на зарплаты) и на развитие сети. Мы сами будем вкладывать по 1950 евро взноса, имитируя клиентов. Таким образом проход по таблицам сможет не заканчиваться (этому главному аргументу против подозрений в пирамиде приходится просто верить. — Прим. Onliner.by). Также мы зарабатываем благодаря скидкам дилеров, когда закупаем сразу по 20—50 машин».

Когда презентация закончилась, оказалось, что не менее десятка людей успели незаметно прошмыгнуть к выходу, так и не дослушав. В лицах оставшихся читался неподдельный скепсис — уж слишком часто нас обманывали прежде. Тут стоит вспомнить советы юриста. «Хотя бы одно из следующих обстоятельств однозначно должно вызывать подозрение в мошеннических действиях, — комментировал адвокат Сергей Зикрацкий. — Отсутствие договора; договор есть, но заключается от имени иностранной компании; деньги принимаются наличными в иностранной валюте; деньги принимаются в белорусских рублях без кассового аппарата». Аудитория засыпала спикеров вопросами, многие из которых заставили иностранцев встать в защитную позицию. Тон беседы постепенно повышался, яркое «шоу» сменилось по-базарному крикливым допросом.

— Оформлен ли Dexcar как юрлицо в РБ?

— Будет ли заключен договор, имеющий вес в нашей стране?

— Если я уговорю людей вступить в систему и они не получат машину, мне придется жить в лесу (и там найдут). Где гарантии получения автомобиля после взноса?

Не все ответы оказались убедительными. Спикеры уверяли, что подвергаются такому шквалу вопросов на каждом собрании, однако их лица, еще полчаса назад выражавшие счастье и доверительность, потеряли радужные краски. Выяснилось, что договор заключается «по программе on-line», оригиналов печатей в нем нет. В остальном Фабио советовал «не думать», ведь «всем занимается фирма», а клиенту нужно только «ездить на автомобиле за 0 евро и рекламировать Dexcar». Обсуждение продолжилось и на крыльце гостиницы, когда итальянцы уже отправились в гостиничные номера. Кто-то из потенциальных клиентов употреблял слово «круто», кто-то — «лохотрон».


Было бы неправильным, если бы мы так и не докопались до проблемных тем Dexcar, оставшихся неозвученными в ходе презентации. Для этого Onliner.by побеседовал с представителем компании Энрико Пападиа (Enriko Papadia), который сейчас находится в Беларуси. На сей раз мы были в образе журналистов, а не клиентов.

«Сейчас у нас невероятное предложение — участники из Беларуси проходят только через одну табличку при вкладе в 1950 евро. Действует только до конца декабря, — мужчина с первых слов стал продвигать фирму, хоть мы и не просили его. — Это стало возможным, потому что они хотят открывать бизнес в РБ. Мы предлагаем и работу — просто „сарафанное радио“, реклама. Я сейчас говорю с тобой, ты завтра — со своим другом и так далее. Такая работа, не больше. Есть не только бонус в виде бензина. Если клиент заполнит с помощью знакомых первую табличку, дают 100 евро, вторую — 50». Подчеркнем, начисления на счет «работника» осуществляются в так называемых DexCoin (по замыслу равны евро, их можно менять на товары или услуги из интернет-магазина компании, обналичивать нельзя), но не в реальных деньгах.

«Это супербизнес, не пирамида, — убеждает итальянец на ломаном русском. — Немецкий адвокат все сделал отлично, специально разработал новый договор. Еще один наш проект в Беларуси — аренда машины без водителя по цене в 20 центов, готовы предоставить 20—25 автомобилей. Сейчас наша главная проблема — организация администрации Dexcar на территории РБ. В офисе будет работать 12—16 человек. Пока в вашей стране стали партнерами три человека из Гомеля, внесли по 1950 евро».

Реальные автомобили на «Автобарахолке» Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by