05 ноября 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Их в крайней левой полосе вообще быть не должно». Разбор скоростного движения на трассе

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Практически каждый ролик, который выкладывает этот участник нашего форума, вызывает бурные обсуждения. Continental любит ездить в крайней левой полосе и возмущается «тошнотами»: вас там быть не должно! После выхода очередной видеозаписи, сделанной на гродненской трассе, мы предложили водителю встретиться и обсудить напористый стиль вождения. Разбираем ситуацию на скоростных дорогах.

— Знаете, есть водители, которые на трассе прижимаются к бамперу едущего впереди и начинают моргать, сгонять с крайней левой полосы, приводит известный пример Виталий Жуковский. — Потом выкладывают видеозаписи регистраторов в интернет. Мы решили пригласить одного из таких автомобилистов, известного на форуме Onliner.by под ником Continental, и выяснить мотивы его поведения.

Виталий Жуковский (слева), Артем, известный участникам форума как Continental (справа)

Парня зовут Артем, ездит он на Peugeot 408. Continental говорит, что уверен в своем автомобиле: установлены хорошие тормозные колодки, шины премиум-класса. Точно так же он убежден в своих навыках и быстрой реакции.

— Я еду за ним по трассе Минск — Гродно. Вижу, что справа машина. Он ее опережает, я его не трогаю, — комментирует собственное видео Артем. — Потом я моргнул, но не увидел, что справа еще автомобиль… Вот он обходит бус, и я ему, видимо, опять моргнул. Он уходит в правую полосу и зачем-то тормозит. А эти чего здесь прутся, мне непонятно. Я не должен моргать — их вообще не должно быть! Замечу, что еду с превышением 5 км/ч.

Отметим, что фактически Continental меньше чем за минуту вынудил перестроиться пять водителей, причем, моргая, он подгонял их, то есть ставил в условия прессинга и дефицита времени. В такой ситуации особенно неопытный человек может действовать под эмоциями, слишком резко и допустить ошибку.

Вы апеллируете к пункту 79.1 ПДД (вне населенных пунктов запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых), — замечает Виталий Жуковский. Однако сами правила не соблюдаете.

Ну да, я иногда превышаю скорость. Кстати, так поступают все, всегда и везде. Кто бы что ни говорил. Явных законопослушных людей нет. У нас принято считать, что раз не превышаешь, то ездишь аккуратно и правильно…

— А на мой взгляд, в ролике вы нарушали не только скоростной режим, — продолжает эксперт. Также не соблюдали дистанцию и правила пользования световыми приборами.

Артем с этим не спорил. Вообще, во время разговора не сложилось впечатление, что это агрессивный человек. Однако мы не могли не отметить: он равняет всех по себе, а «если не так хорошо водишь, зачем выехал на дорогу?» На самом деле эта позиция слабая. Сейчас автомобиль стал таким же распространенным устройством, как электрочайник на кухне. За рулем могут оказаться разные люди, которые не готовы к встрече с такими, как Continental, — они просто едут из пункта А в пункт Б и не хотят участвовать в придуманных кем-то соревнованиях по мастерству вождения.

Разумеется, зашла речь о контроле ситуации. Сколько роликов уже было опубликовано: быстрый и уверенный водитель, вроде бы ловко маневрируя, попадает в аварийную обстановку, судорожно пытается что-то предпринять, но уже поздно… Аналогия, как нам кажется, уместна.

— Но я никого не поджимаю, — говорит Артем. — У меня дистанция — 5—10 метров, и, как видно из роликов, я слегка высовываюсь немного левее, чтобы видеть ситуацию чуть впереди. Таким образом, у меня всегда есть время и место для маневра, и я бы спокойно затормозил и остановился.

Автор рассматриваемого видео все время упоминал свой стаж и большое число километров за плечами по дорогам Европы и России. Конечно, это совсем не гарантия, что ты не попадешь в ДТП или не оценишь ситуацию неправильно, слишком самонадеянно.

— Как правило, на трассе пользуюсь круиз-контролем, но правая нога практически всегда на педали тормоза. Надо только нажать, — рассказывает Continental. — Я допускаю, что на дороге все может произойти — водитель пьяный, камень вылетит или метеорит упадет.

Конечно, предполагать можно что угодно. Но мы не говорим про сверхспособности. Есть особенности реагирования: задний водитель в любом случае будет реагировать с некоторым опозданием, пусть это даже будут доли секунды. Виталий Жуковский приводит в пример эксперименты: два автомобиля движутся по соседним полосам трассы. Как только условно передний начинает тормозить, задача заднего водителя — тоже остановиться. Таких заездов было несколько, итог один — задний проезжает еще полкорпуса, и если бы двигался не по соседней полосе, то произошла бы авария.

Однако Артем возражает. Говорит: пока не поучаствует лично в таком эксперименте, мнение не поменяет, ссылается на множество факторов (шины, состояние проезжей части и пр.).

— Хорошо. Давайте представим ситуацию, в которую вы можете запросто попасть, предлагает Виталий Жуковский. Упираетесь в автомобиль на трассе. До передней машины — 5, 10, 20 метров. Вы моргаете, и водитель пугается, резко тормозит… Получается куча-мала.

Оказывается, похожая ситуация у Continental была, но в городе, на малой скорости. Однако он все равно гнет свою линию: «Понимаете, этого человека там быть не должно! Не умеешь ехать, не получается — стань в первый ряд, никто тебя трогать не будет».

По мнению Артема, ГАИ должна обратить внимание на тех, кто не по правилам занимает крайний левый ряд. Пожалуй, если это будет главной причиной ДТП, то так оно и произойдет. Но пока в топе самых опасных действий именно движение с небезопасной скоростью. Инспекторы постоянно подчеркивают: если вы едете с максимально разрешенной, это не значит, что безопасно. Именно такие нарушения часто фигурируют в обвинительной речи прокурора во время суда. Однако Continental, как нам показалось, решил уйти от ответа на это замечание.

— А если бы вы знали, что ГАИ контролирует все ваши шаги? — задает логичный вопрос эксперт.

— Если всех касалось бы, конечно, я бы этого не делал. Но мне бы тогда не приходилось моргать, потому что в крайней левой полосе «их не должно быть».

В какой-то момент круг замкнулся. Тогда мы предложили посмотреть, как в реальности водит Артем, и выехать как раз на гродненскую трассу. Итак, Continental за рулем, регистратор включен, наблюдаем!

Водитель Peugeot выбирает крайний левый ряд и вскоре упирается в BMW. На регистраторе скачут цифры: 93, 96. Артем возмущен: «Вот что ему мешало перестроиться 10 секунд назад?»

— Задумался человек, сразу находит один из возможных ответов эксперт.

Продолжаем движение. Скорость чуть больше 100 км/ч. Происходит неожиданное: моргают нам! Что сделает наш водитель?

— Я не спешу. Он прошуршал мимо. Мне пришлось скинуть всего 10 км/ч, — перестраивается правее Артем.

Мы снова в левой полосе. Через некоторое время упираемся в кроссовер Audi. Несколько раз его стоп-сигналы загораются, но водитель перестраивается правее. Отмечаем, что расстояние до его бампера нам показалось критичным.

— Почему не перестроиться раньше? — возмущается Continental.

Следующий показательный момент произошел на обратной дороге. В крайней левой — BMW с литовскими номерами. Артем приближается. Но водитель из соседней страны, похоже, не совсем понимает, что от него хотят. Не сразу перестраивается, занимая некоторое время две полосы. Continental начинает опережение, раздается гудок клаксона…

После поездки подводим итоги и делимся впечатлениями.

— Хорошо водите, вопросов нет, — констатирует Виталий Жуковский. — Если бы все так водили, было бы здорово. Но хочется пожелать быть терпимее, на дороге попадаются разные люди… Кто-то может стушеваться, и случится беда.

— Ну к этому нужно быть готовым, — считает Артем.

— К чему? Остаться калекой? Или ребенка оставить инвалидом? — в ход пошли тяжелые аргументы.

— Я не буду делать так, чтобы подвергать себя опасности. А на других… Ну все мы люди, все прекрасно понимаем…

— Постарайтесь изменить позицию, а не быть как Железный дровосек. На дороге многим далеко до вашего уровня. Чтобы не случилось беды, делайте поблажку. Хочется, чтобы не было разочарований.


Конечно, мы не пытались кого-то переубедить, главная наша цель — понять мотивы таких водителей. Такая горячность свойственна молодым людям, но очень не хочется, чтобы она обернулась трагедией. «У Артема есть своя позиция, — подытоживает Виталий Жуковский. — Он считает, что должно быть так и никак иначе. Но категоричная позиция не совсем приемлема, особенно на дорогах. Нужно делать скидку на то, что люди очень разные: у кого-то опыт вождения маленький, у кого-то его вообще нет. Надо помогать друг другу и быть добрее, прощать чужие ошибки, а не навязывать свои стандарты».

Автомобильные видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by