Сегодня в суде Октябрьского района Минска начался процесс по делу о ДТП, которое случилось в столице вечером 12 мая этого года. Водитель автомобиля Citroen совершил наезд на двух девушек, двигавшихся по тротуару улицы Могилевской. Девушка 1996 года рождения погибла на месте, другая (1995 года рождения) — скончалась в учреждении здравоохранения от полученных травм.
Действия обвиняемого, мужчины 1966 года рождения, квалифицированы следствием по ч. 2 ст. 144 УК (Причинение смерти по неосторожности). Он находится под стражей. Ранее к уголовной ответственности мужчина не привлекался.
Адвокат обвиняемого выступил с ходатайством о рассмотрении уголовного дела в закрытом заседании. Государственный обвинитель и потерпевшие его не поддержали. Суд отклонил это ходатайство.
Также сторона защиты обратилась с ходатайством об изменении меры пресечения в отношении обвиняемого с заключения под стражу на подписку о невыезде. Как и в случае с первым ходатайством, государственный обвинитель и потерпевшие попросили отклонить его. Судья отклонил и это ходатайство.
По версии следствия, обвиняемый страдал врожденным заболеванием, которое с 2015 года приводило к приступам и кратковременному нарушению сознания. Государственный обвинитель отметил в суде, что обвиняемый о состоянии своего здоровья знал, однако относился к нему с пренебрежением, в то время как мог предвидеть возможные последствия.
В день, когда случилось ДТП, мужчина сел за руль автомобиля. Управляя источником повышенной опасности, он двигался по улице Володько в сторону перекрестка с улицей Могилевской. В этот момент, по словам государственного обвинителя, у водителя случился приступ и он утратил контроль над автомобилем. Машина продолжила движение прямо со скоростью не менее 80 км/ч. Citroen выехал на полосу встречного движения и далее влево от проезжей части на тротуар, где произошел наезд на двух девушек. Пешеходы получили тяжкие травмы, от которых одна из них погибла на месте происшествия, другая скончалась на следующий день в больнице.
Обвиняемый свою вину не признает.
— Я как бы не знал о таких приступах с 2015 года, — пояснил он суду.
Начался опрос обвиняемого.
Мужчина работал кладовщиком. В день ДТП он выходил на работу, а за руль сел после работы. Citroen находился в его собственности, у обвиняемого имелось водительское удостоверение категории «В». Стаж вождения — лет 20, по словам обвиняемого. Когда проходил медицинскую водительскую комиссию, обвиняемый не помнит. Говорит, что та справка, которая была, уже заканчивалась. Но при этом утверждает, что она была действующей на день, когда случилось ДТП.
Обвиняемый не помнит, в котором часу закончил работу. После работы повез родственника по личным делам. Ехали с Сенницкого проезда, но куда именно, водитель не помнит — дорогу показывал родственник. Освободился обвиняемый часам к 18—19, после того как вернулся на Сенницкий проезд.
— Я заехал на заправку возле Сенницкого, там заправился. И поехал домой по улице Володько, собирался повернуть направо и поехать через Партизанский проспект, — рассказал обвиняемый.
Перед поворотом направо на перекрестке он остановился на красный сигнал светофора. В его Citroen установлена механическая коробка передач. Автомобиль находился во втором ряду справа. Перед ним стояла еще одна машина.
— Вот с этого момента я не помню: как тронулся этот автомобиль, когда стал двигаться, как включал передачу, — сказал в суде водитель. — Помню только, как открывается дверь, меня за рукав вытягивает парень или мужчина — не могу сказать точно. Смотрю — машина в дереве. Сработали подушки безопасности. Я сбил двух девушек. Этот парень подошел, снял клеммы. Он со мной начал разговаривать, подъехала сразу милиция. Меня подвели к УАЗику. Я проходил мимо двух лежащих девушек, я их видел.
Мужчина говорит, что всегда пристегивался ремнем безопасности. После ДТП он не помнит, кто отстегнул ремень и как его вытянули из машины. Момента наезда на девушек, по словам обвиняемого, он тоже не помнит. Так же как и на каком расстоянии после ДТП находилась машина от лежащих пешеходов.
— Мне кажется, что после аварии я ни с кем не разговаривал. Меня увезли брать кровь на анализ, — сказал водитель.
На тот момент мужчина оканчивал курс лечения от депрессии. Он не помнит, в каком году начал лечение: в 2014-м или в 2015-м. Мужчина пояснил, что перестал есть, стал нервничать, прекратил общаться с кем-либо. К такому состоянию его привели проблемы с женой, пояснил обвиняемый.
— К маю 2016 года я уже говорил врачу, что мне хорошо. Но я еще употреблял таблетки: полторы штуки в день — столько назначил врач. 12 мая, вечером, я принял эти таблетки, — сказал обвиняемый и добавил: — Я уже не помню, если честно.
До ДТП у мужчины были случаи потери сознания. Сколько, он не помнит, говорит, что два-три раза.
— Я не помню, когда происходили приступы. Помню, что их было пару штук. Раз в себя приводила жена, значит, наверное, дома были, — рассказал обвиняемый. — Один раз случилось на работе.
Приступы, по его словам, были кратковременными — секунд по 30. При этом он не падал, оставался в сознании, но как бы сам по себе — никого не слышал. Об этом мужчина знает со слов жены. После этих случаев мужчина обратился к врачу.
— Врач отправил меня на ЭЭГ, чтобы я сделал фотографию мозгов. Принес врачу. Она говорит: у вас мозги в шикарном состоянии, как у ребенка. Я спросил, отчего происходят со мной такие случаи. Она ответила, что когда перестану принимать таблетки, все пройдет, — сказал обвиняемый.
Он добавил, что к маю этого года, когда почувствовал себя хорошо, уже на 100% был уверен, что приступов с ним не произойдет.
— Я никогда не мог подумать, что это случится за рулем. Потому что концентрация, внимание… Я не допускал подобного, — подчеркнул мужчина.
В день ДТП, по его словам, он чувствовал себя нормально, все было хорошо, ничего не тревожило.
— Если суд скажет, что я виноват, то я соглашусь с этим. Виноваты врачи, я считаю, которые не установили у меня в голове эти болезни. <…> Если бы врачи вовремя сделали ЭЭГ нормально, я бы не попал в эту аварию, — заявил обвиняемый.
До момента заключения под стражу водитель не виделся с родственниками погибших.
— Я позвонил брату одной из них. И просто извинился за то, что у него не стало сестры, — сказал мужчина.
Государственный обвинитель зачитал в суде письменные показания обвиняемого, которые тот давал во время следствия. Тогда он говорил, что сам стал замечать за собой странное поведение, провалы в памяти. В зале суда мужчина отказался от своих показаний, заявив, что о проблемах со здоровьем ему рассказывала только жена, сам он таких случаев не зафиксировал для себя.
— Однако после каждого случая я находил себя идущим по делам или сидящим спокойно, будто ничего не произошло, — зачитал показания обвиняемого прокурор. — Системности в этих провалах в памяти не было, они могли произойти в любое время суток, но чаще днем.
Подтвердить или опровергнуть слова обвиняемого могла бы его супруга. Однако пока она на заседание не явилась.
Отвечая на вопрос следователя, обвиняемый заявил, что пользовался машиной редко, в основном машину использовала жена. Однако в ответ на уточняющий вопрос судьи мужчина сказал, что использовал автомобиль, когда хотел.
Дополнено
Выступил брат одной из погибших девушек. По его словам, сестра жила в общежитии и в тот вечер шла вместе со своей подругой в церковь.
— Позже обвиняемый звонил мне по телефону, где-то через две недели после ДТП. Сказал, что ничего не помнит, как случилось происшествие. Я ничего не спрашивал. Он сказал, что потерял сознание. Больше мы с ним не общались, — рассказал молодой человек.
Он выдвинул иск о возмещении морального вреда в размере 5 тыс. рублей (50 000 000).
В зале суда присутствует брат другой девушки. Он не выдвигал никаких исковых требований и ходатайств.
В качестве свидетеля выступила женщина, водитель машины, которая проезжала в момент ДТП по улице Володько в попутном с Citroen направлении.
— Слева от меня пронесся автомобиль, уже по газону, даже над поверхностью земли. Он ехал с большей скоростью, чем я: моя скорость была ориентировочно 40 км/ч, значит его — около 60 км/ч, я не могу точно сказать, — пояснила свидетель. — Машина проехала, и я видела, как от машины отлетела девушка. Она перелетела через проезжую часть и упала возле ограждения справа. А машина поехала дальше и скрылась из виду. Там такая возвышенность, и не было возможности ее видеть. На скорости было трудно различить модель этого авто — малолитражка, на тот момент мне показалось, что она была серебристого цвета.
Женщина остановилась, включила «аварийку», подбежала к лежащей девушке. Также подбежал какой-то велосипедист. Вызвали скорую.
— У водителя Citroen был красноватый цвет лица и заторможенная реакция. Кто-то его спросил: «Ты пьяный?» Водитель ответил: «Нет, я не пью» — и назвал какой-то срок. Чуть позже приехала его супруга. Она эмоционально кричала о том, что он потерял сознание, — добавила свидетель.
В судебном процессе объявлен перерыв до завтра.
Как сообщалось, согласно результатам автотехнической экспертизы, водитель двигался со скоростью не менее 80 км/ч. Он страдал заболеванием, симптомами которого являются систематические кратковременные нарушения сознания, в том числе потеря сознания. Мужчина о наличии подобных симптомов узнал за год до случившейся трагедии, что подтверждается материалами, полученными в ходе следствия. Несмотря на указанный факт, мужчина продолжал ездить за рулем. В момент движения наступил очередной внезапный приступ заболевания.
Согласно выводам следствия, водитель утратил контроль над управлением транспортным средством. Автомобиль выехал на полосу встречного движения, а затем за пределы проезжей части, где и сбил пешеходов. Обе девушки являлись студентками Белорусского государственного технологического университета.
Читайте также: