UPD
26 декабря 2016 в 16:55
Автор: Андрей Журов. Видео: Алексей Матюшков

Электробусы совершили пробную поездку по Минску. На городские маршруты они выедут в марте

Сегодня на улицу Радиальную выехали довольно необычные для Минска транспортные средства, хотя в китайских мегаполисах электробусы уже на каждом углу. Первыми пассажирами стали чиновники и журналисты, обсуждавшие перспективы нового общественного транспорта. Не исключено, он вытеснит троллейбусы (как минимум из центра города), которые «привязаны» к проводам. Известно, что Минск для начала приобретет 20 электробусов, на двух троллейбусных маршрутах (№43 и №59) они должны появиться в марте. Машины будут желтого цвета. Вдохновленные производственным успехом чиновники утверждают: «К концу следующего года электробусы должны стать максимально белорусскими. А сейчас ведутся переговоры о создании на базе „БелДжи“ ста электротакси».

Новые электробусы производства «Белкоммунмаш» были представлены в сентябре. Речь о двух моделях — обычном E420 Vitovt Electro и сочлененном E433 Vitovt Max Electro. Тогда проехаться не удалось. Это были опытные образцы. Первый серийный экземпляр показали перед фото- и телекамерами сейчас. Именно на нем предложили совершить пробную поездку.

От ранее представленных моделей серийный электробус ничем внешне не отличается: тот же обтекаемый кузов, оптика, современная расцветка… Кстати, по поводу цвета. В Минске электробусы будут желтого цвета. «Так решили сами горожане, недавно в интернете проводилось голосование, и по его итогу победил желтый»,— рассказал руководитель ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов.

Нас приглашают в салон. Тут тоже никаких особенных изменений. Система видеонаблюдения, розетки на 220 вольт, USB-разъемы... Если сюда попадет обычный пассажир, он, безусловно, оценит все эти приятные мелочи, но в целом ощущение, словно зашел в обычный троллейбус.

Основная инновация спрятана в задней части кузова, где расположен накопитель. Сейчас используется суперконденсатор производства китайской компании. «Ресурс данного накопителя — 10 лет, — объясняли ранее специалисты. — Он не теряет емкость, как, например, литий-ионные батареи. Число циклов заряда-разряда составляет более 100 тысяч. А главное, зарядка до 100% занимает 5—7 минут».

Наконец трогаемся, и электробус вливается в городской трафик. Какие ощущения? Если честно, примерно такие же, как в троллейбусе. Разве что потише. Нет, например, характерного гула при разгоне. К слову, это может быть даже проблемой. С одной стороны, при массовом использовании электробусов снизится шумовое загрязнение в городе, с другой — в Китае есть нюанс: уж слишком неожиданно для пешеходов появляются такие машины.

— Как вам машина? — поинтересовались мы у водителя.

— Едет мягко, разгон хороший. Главное, что он может легко объезжать препятствия, место ДТП и так далее, — отметил тот.

Именно об этом говорил Валерий Шкуратов, отвечая на вопрос о перспективах электробусов в столице: «Сейчас на улицы Минска ежедневно выезжает около 700 троллейбусов. Однако в случае некоей непредвиденной ситуации — например, ДТП — мы не можем гарантировать пассажиру поездку. Соответственно, нужен новый вид транспорта, который бы минимизировал такие потери. Электробусы — одно из возможных решений».

Валерий Шкуратов

В осторожной формулировке, как нам показалось, скрыт определенный скепсис. В среде специалистов ходят разные разговоры. Транспортники, в частности, высказывают опасения об обслуживании и эксплуатации электробусов в разных погодных условиях. Заметим от себя, что это естественно при внедрении чего-то нового. Но если не пробовать, то ничего не изменится.

Еще один серьезный контраргумент — небольшой запас хода. Ранее заявлялось (и по документам), он составляет всего 12 километров. Однако во время испытаний выяснилось, что де-факто от зарядки до зарядки белорусский электробус проезжает 18 км.

На это производственники заявляют, что увеличить «рэндж» можно «хоть до 100 километров», но это скажется на стоимости, а 12 км было пожеланием заказчика.

По словам Валерия Шкуратова, вскоре начнется обкатка электробусов, а первые пассажиры смогут проехать в них в марте. Умышленно для эксплуатации нового транспорта выбраны не самые напряженные маршруты — троллейбусные №43 (ДС Серова — ДС Дружная) и №59 (ДС Серова — Долгобродская).

— Что насчет зарядки? — поинтересовались журналисты.

— Сейчас она находится на территории предприятия, занимает всего 5 минут, — рассказал водитель.

По поводу зарядных станций, которые будут использовать в реальных условиях, то пока они будут располагаться на конечных остановках. Сейчас, как сообщил руководитель ГУ «Столичный транспорт и связь», ведутся работы, в частности проектирование. Станции появятся возле ДС Серова, на улице Долгобродской (возле тракторного завода), а также в районе железнодорожного вокзала.

Ранее обсуждался вариант общественной остановки, имеющего полупантограф. Такой модуль был установлен в Гомеле. Однако о внедрении подобных уличных комплексов в Минске пока неизвестно. Возникает вопрос, где их устанавливать. Ведь посадка-высадка пассажиров занимает 30—40 секунд. На сколько процентов успеет зарядиться «батарейка» электробуса?

Нельзя сказать, что сегодняшнее появление электробуса вызвало некий ажиотаж в городе. Можно было вообще решить, будто это новая модель автобуса. Впрочем, несколько пассажиров, ожидавших общественный транспорт на остановках, все-таки обратили внимание на новую машину. А водитель троллейбуса, остановившийся для отдыха на разворотном кольце, даже широко заулыбался.

Конечно, сейчас возникает много вопросов. Что будет, если батарея в условиях заторов станет разряжаться быстрее? Или зимой придется обогревать салон и это тоже быстрее ожидаемого исчерпает запас хода? В таком случае придется вызывать «техничку» и тащить электробус в парк на буксире. Производственники, впрочем, уверяют, что все просчитано, но транспортники высказываются более сдержанно: «Посмотрим, как будет в реальности».

— Данный транспорт обладает определенной перспективой, — кратко прокомментировал Валерий Шкуратов. — В будущем возможна замена троллейбусов.

Электробус прочат именно как альтернативу транспорта, «привязанного» к контактной сети. Разумеется, одномоментно произвести замену нереально. Тем более еще не проведена эксплуатация в реальных условиях, когда зимой на дорогах соль с песком, летом жарко, а осенью-весной — дождь.

— От производства троллейбусов мы пока отказываться не будем, — заверил Владимир Король, генеральный директор управляющей компании холдинга «Белкоммунмаш». — Этот вид транспорта, на наш взгляд, сейчас переживает «реанимацию». Перспективное направление — внедрение автономного хода, что позволит повысить ресурс и увеличить эффективность. В любой момент троллейбус уходит с маршрута, а потом безболезненно возвращается на линию.

Речь идет о том, чтобы общественный транспорт стал более гибким и удобным для пассажиров, а также менее зависимым от контактной сети. Еще в советское время троллейбус в Минске превратился в один из основных видов транспорта. Лишь спустя время мы поняли, насколько себя ограничили, привязавшись к контактной сети. Сейчас предпринимается попытка, если не полноценная реформа, уйти от этого. Может быть, тогда маршруты общественного транспорта будут проходить и по узким улочкам?

— Городской транспорт сейчас переживает эволюцию, — в таком духе высказался вице-премьер Владимир Семашко, также проехавшийся в электробусе. — Раньше мы знали троллейбус, автобус, трамвай, метро. Теперь во всем мире в этом вопросе главенствует экономический и экологический аспект. Поэтому разрабатываются первые образцы гибридных автобусов и электробусов.

Владимир Семашко

По его словам, к концу 2017 года в Беларуси планируется разработать свой гибридный автобус, который сможет без подзарядки проезжать не одну сотню километров. Это транспортное средство могло бы стать конкурентом электробусу. Но пока отечественного рабочего образца гибрида нет, а Vitovt — вот он, садись и поезжай.

Как заявил Владимир Семашко, после Минска опыт эксплуатации электробуса будет перенят в областных центрах. Кроме того, есть соглашения о поставках Vitovt в Москву, Санкт-Петербург и даже Тегеран.

«Говоря о количествах, нужно заметить, что в столице России готовы взять сотни электробусов», — подчеркнул вице-премьер.

Упоминая количество, нельзя забывать о качестве. Сейчас электробус на 60% белорусский, признают производственники. Основной элемент — суперконденсатор — производят в Китае. По словам вице-премьера, есть научный, технический задел и материалы, чтобы к концу 2017-го производить свои накопители. Напомним, ранее говорилось о планах реализовать проект в индустриальном парке «Великий камень».

Несколько неожиданное заявление сделал председатель Государственного комитета по науке и технологиям Александр Шумилин. Он сказал, что есть желание разработать на базе предприятия «БелДжи» первые сто электромобилей, которые будут использоваться службами такси. Пока детали проекта неизвестны — ни запас хода, ни платформа, ни чьи аккумуляторы будут использованы. Это такая небольшая сенсация. Что ж, с нетерпением подождем подробностей.


Первая поездка электробуса по городу — это такой приятный подарок перед Новым годом и одновременно анонс на 2017-й. Постепенно чиновники от обещаний сделать общественный транспорт быстрым и удобным переходят к делу (ведь в этом же суть проекта, да?). Зашла речь о выделении полос, изменении работы светофоров в угоду троллейбусам-автобусам-трамваям. Очень хотелось бы, чтобы это существенно облегчило жизнь пассажирам. Как говорят соцопросы, для горожан самое важное — скорость, стоимость и комфорт общественного транспорта.

Преобразователи напряжения в каталоге Onliner.by

Автор: Андрей Журов. Видео: Алексей Матюшков