«Да не знаю я, почему она не заводится!» Репортаж из Минска, в который пришел мороз

UPD
06 января 2017 в 17:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

«Да не знаю я, почему она не заводится!» Репортаж из Минска, в который пришел мороз

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

В 7:00 термометр показывал –19 градусов. Синоптики, конечно, предупреждали заранее, но от этого теплее не стало. Корреспонденты Onliner.by отправились по замерзшим минским дворам, чтобы узнать, кто завелся, а кому придется временно пересесть на общественный транспорт. Да и легко ли в это утро дождаться автобуса или на крайний случай вызвать такси? Обо всем этом читайте в нашем морозном репортаже.

Раннее утро. В тихом минском дворе возле семейного Opel Meriva топчутся муж с женой. Она уже ничего не говорит. Она уже все ему сказала и смотрит с укоризной. В этих глазах обида и горечь, потому что вечно столько возни вокруг этой «ласточки». А когда раз в год она попросила отвезти ее на работу, его гнилая насквозь машина не завелась!


— Сейчас-сейчас,
— бормочет под нос мужчина. — Аккумулятор зарядил, вчера же нормально все было.

Женщина в тяжелом пальто тяжело вздыхает.

— Да не знаю я, почему она не заводится! — срывается ее супруг и хлопает дверью.

А не заводится сегодня много кто. Причем водители чаще всего знают, как поведет себя их автомобиль в такой мороз. Синоптики предупредили: к концу недели — до –20 градусов Цельсия. Не соврали: с утра город промерз до –19. Многие, как начались снегопады, и не садились за руль. Кто-то знает, что не заведется, другие опасаются дороги в такую погоду. В итоге транспортные средства стоят во дворах под плотным слоем снега. Редкий водитель очищает от него машину, на которой не собирается выезжать, — коммунальщики будут недовольны.

Другие водители содержат автомобили в порядке: сразу видно, что и вчера выезжали, и сегодня собираются. Снегопада ночью не было, главное — завестись, очистить стекла от наледи, и можно потихонечку трогаться. Подходим к женщине, которая орудует скребком возле своего Volkswagen Touran.

— Еле завелась сама, ну погодка. А вас что, «подкурить»?

Нас «подкуривать» не нужно. И женщина, как и любой другой водитель, с готовностью соглашается обсудить болезни своей машины.

— Да ты представляешь, до недавнего времени все было в порядке. Потому что запчасти оригинальные. При –27 мороза никаких проблем. А накануне этих холодов загнала автомобиль на обслуживание, понаставили мне какой-то китайщины — и машину как подменили. Чуть завелась, ей богу! Это еще повезло, что я аккумулятор купила в Германии. Он не подводит, — говорит собеседница.

Тем временем мужчина грузит в автомобиль какие-то вещи.

— Нам сегодня нужно в Вильнюс ехать, никуда не денешься. Погода погодой, а что делать? — поясняет женщина.

Идем дальше. Неподалеку дымит Ford Mondeo — водитель прогревает машину.

— Дизель, — говорит он. — В мороз, конечно, потруднее, но завелся. На работу же ехать нужно. Зато, может, автомобилей в городе меньше будет. Хотя я в основном по кольцу.

Говорят, что у каждого хозяина дизельной машины есть свой секрет, как заводиться в мороз. У нашего собеседника он есть.

— Добавляю керосин в солярку, и все тут, — делится мужчина.

Водитель Fiat 1996 года выпуска тоже знает, что нужно сделать, чтобы с утра его автомобиль завелся.

— У меня хоть и бензин, но вчера вечером пытался прогреть — ни в какую. Тогда я снял аккумулятор, занес его домой на ночь, поставил возле батареи. И утром завел машину, — рассказал он. — Лучше так помучиться, чем потом в автобусах толкаться. Там холодно, сопли всякие — не хочу.

У молодого человека, водителя повидавшей виды Audi 80, секрет другой.

— Как завелся с утра?

— Да как.... Плохо, короче. Так и запиши.

Машинка у парня не новая. Может быть, правильнее было бы оставить ее на время морозов во дворе. Но водителю сегодня нужно немало проехать, какая бы погода ни была.

— Ничего страшного. Я поколдовал немного, подшаманил, заклинание прочитал — завелась. Значит, все нормально будет, — уверен молодой человек.

Таким шаманством занимаются сегодня многие. Те, кто пытался, — в основном завелись. Другие рукавицей сметали снег с капота своего автомобиля, смотрели подолгу и шли на автобусную остановку. Вероятно, общественный транспорт в эти дни будет пользоваться повышенным спросом.

Удивительно ли, что проблемы из-за мороза испытывали не только владельцы дизельных машин? И свежесть транспортного средства отнюдь не дает гарантий.

Владелец Kia Sorento поглядывает на автомобиль с какой-то неуверенностью.

— Завестись-то завелся, только, скорее всего, поеду я на работу на транспорте. Ну его в баню... К вечеру, говорят, еще сильнее похолодает, — говорит мужчина.

В соседнем дворе у Mazda6 2015 года выпуска тоже какие-то проблемы.

— Раза с четвертого завелась. Машина на бензине. Похоже, аккумулятор сдыхает, — пояснил автовладелец.

— Что делать? За новым ехать?

— Зачем? На сервис загоню, пусть там разбираются.

Понемногу водители разъезжаются из дворов. Но гораздо больше автомобилей остается. Может быть, недостаточно серьезно отнеслись к морозу, отвыкли. Кто-то не проверил машину, кому-то пора поменять аккумулятор.

Уже на улице замечаем мужчину с тросом в руке, мерзнущего возле грузовичка. Останавливаемся.

— Не-не, вы на легковушке мне не поможете, пробовали уже — не идет, — сразу говорит нам водитель.

Машина у него пустая — мужчина только собирался ехать на погрузку. Так что проблемы ему совсем не кстати.

— Она неделю стояла, а тут коснулось — и на тебе. Жду вот того, кто дернет, может тогда что-то получится. Я и ехать не хотел, но подвернулась работа, — пояснил собеседник.

Желающих помочь ему, к сожалению, немного. Но он не теряет надежды: стоит с поднятой рукой возле своего старенького Mercedes.

Зато на улицах и проспектах сегодня свободно. Заторов действительно нет — правильно говорит ГАИ. Проспект Независимости в восемь утра пустой — когда такое было? Несколько машин останавливается на светофоре, а впереди никого. Ездит снегоуборочная техника, замеряет кубометрами выпавший за последние дни снег, вывозит его на свалку.

Общественный транспорт снует туда-сюда, старается укладываться в расписание. Еще вчера вечером получалось с переменным успехом. Но с пассажирами «Минсктрансу» все-таки повезло.

— Ну минут пять стоим, ничего страшного, — люди на остановке говорят примерно одно и то же. — Морозы же, нужно перетерпеть. Сейчас что-нибудь придет, и поедем.

Что-то приходит и уходит полным пассажиров. Кажется, нагрузка на транспорт в это утро возросла значительно.

А какие варианты? Можно вызвать такси. По телефону в диспетчерские различных служб дозвониться было реально — чай, не Новый год.

Те, кто решил воспользоваться сервисом Uber, наверняка столкнулись с довольно серьезными повышающими коэффициентами — видимо, желающих было немало. В восемь утра, к примеру, машину в районе станции метро «Уручье» сервис предлагал подождать около 7 минут. При этом повышающий коэффициент был х3.0. От Академии наук уехать можно было дешевле: коэффициент — x1.6. Но прождать автомобиль пришлось бы порядка 14 минут. Из Каменной Горки предлагалось уехать с надбавкой х2.4, время ожидания — 11 минут.

Заехали в магазин автозапчастей. Там, не поверите, свободно. Водители ругают аккумуляторы, но перезимовать, видимо, рассчитывают со старыми. Новый между тем обойдется в среднем рублей в 100, а то и больше.

— Еще лет пять назад в такую погоду ко мне бы очередь стояла. А сегодня сами видите — никого. И за вчерашний день всего пару аккумуляторов купили, — говорит продавец. — Перестали люди тратить деньги, экономят, не те времена. А у кого машина новая — может быть, еще не возникла такая необходимость.

Как к последней инстанции, обращаемся к синоптикам: что же будет дальше?

— Дальше будет еще холоднее. В выходные в Минске мороз усилится до –23...–25 градусов Цельсия. Потеплеет только к середине следующей недели,
— рассказали в Республиканском гидрометеоцентре.

Одно радует: сильных снегопадов в ближайшие дни не ожидается. Снега городу уже хватит.

Как вы добирались сегодня на работу?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by