31 567
07 января 2017 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Фокус с исчезновением, или Слону следует быть аккуратнее, когда рядом моська. Разбираем ДТП с фурой и Daewoo Matiz

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

В конце года на МКАД произошла авария с участием большого грузового автомобиля и маленького, даже компактного Daewoo Matiz. От касания легковушку развернуло, и она дважды ударилась в разделительное ограждение. Девушка за рулем, к счастью, не пострадала. Впоследствии она написала, что не знакома на практике с понятием мертвой зоны, а также высказала мнение, что за такими вещами должен следить водитель большегруза. Как отнесется к такой точке зрения эксперт?

Итак, вспомним, что было известно на момент публикации видео. По словам очевидца, метров за 800 до места ДТП грузовик перестроился из крайней правой полосы в среднюю. Затем водитель сделал попытку вернуться в свой ряд, но безуспешно. Через некоторое время он снова включил правый «поворотник» и стал перестраиваться. В это время рядом с передним правым колесом грузовика двигался Daewoo Matiz. Произошло столкновение.

— После просмотра видео мы не можем сказать, кто кого догонял. А нам важно это установить для того, чтобы строить какие-либо предположения о действиях обоих водителей, — говорит Виталий Жуковский, который в течение десяти лет по методике Юрия Краснова (сам он по не зависящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках) обучает приемам и принципам безопасного вождения. — Пока мы знаем наверняка только то, что Daewoo Matiz находился в крайней правой полосе, когда туда стал перестраиваться водитель грузового автомобиля.

Мог ли видеть водитель большегруза маленький Matiz? Если нагонял его, то наверняка мог. А что, если это Daewoo поравнялся с грузовиком, «зависнув» у него в районе переднего колеса? Чтобы ответить на эти вопросы, Виталий Жуковский связался с нашей читательницей с ником Кукуруза539, которая утверждает, что это она управляла легковым авто в момент ДТП.

«Я просто ехала в крайней правой полосе, никуда не перестраивалась. Сзади по средней полосе двигалась фура. Я до сих пор не понимаю, как она меня не заметила, почему стала перестраиваться? Ведь он меня догонял, мы не ехали все время параллельно друг другу»

Это очень важный момент. Если грузовик шел на опережение, то водитель мог предполагать, что справа от него находится автомобиль. И все-таки он стал перестраиваться, причем делал это уверенно и плавно, показав сигнал поворота. Почему?

Виталий Жуковский

— Сделаем предположение, что перед тем, как водитель фуры стал перестраиваться, он посмотрел в правое зеркало, чтобы оценить ситуацию. Сзади он ничего опасного не увидел, так же как и спереди. А Matiz, который попал в мертвую зону, он просто не заметил, — комментирует Виталий Жуковский. — Девушка в момент ДТП, должно быть, почувствовала, что на нее надвигается нечто даже большее, чем слон, — настоящая туча.

Между тем все водители должны знать, что у грузовых авто есть так называемая мертвая зона — то есть участок у переднего правого колеса, который не виден либо же плохо виден из кабины. Девушка этого не знала и сама признала это в комментариях.

«Что касается мертвой зоны, я за фурой никогда не сидела и знать не знаю, что это. Это он водитель, и он должен следить за такими моментами»

По словам Виталия Жуковского, такая позиция на дороге может быть опасной.

— На дороге водитель должен не просто ехать, а постоянно решать задачу по обеспечению собственной видимости. А это в том числе и выбор положения в потоке относительно других транспортных средств с учетом их особенностей, — пояснил собеседник.


Также Виталий Жуковский рассказал, что часто грузовые автомобили оборудуются дополнительными зеркалами по бокам именно для того, чтобы водители могли видеть как можно больше (в том числе мертвую зону своего авто), а также лучше ориентироваться, к примеру, паркуясь или маневрируя.

Вместе с экспертом мы приехали на одну из АЗС возле МКАД и попросили водителя автопоезда — Виктора — рассказать, для чего служат дополнительные зеркала, установленные на кабине, и способны ли они исключить образование мертвой зоны, в которой может «исчезнуть» автомобиль.

Виктор

— В машинах эти зеркала расположены по-разному и имеют различные функции. Благодаря одному видно, что происходит перед правым колесом, другое позволяет видеть пространство перед бампером, — рассказал Виктор. — Если говорить о мертвой зоне, то помогает по большей части маленькое зеркало, которое расположено снизу или сверху от основного, в зависимости от модели грузовика.

Эти зеркала нуждаются в тонкой настройке. Опустишь его слишком низко — не видно, что происходит сзади, а если зеркало расположено слишком высоко, то расширяется мертвая зона. Однако даже при удачном расположении зеркал есть вероятность, что останется пространство, которого будет не видно.

— Если кто-то находится возле переднего колеса, то да, бывает, что я его не вижу, — говорит Виктор. — В потоке, при быстром движении можно машину и не заметить.

Виталий Жуковский с разрешения водителя садится за руль тягача Mercedes.

— Все эти зеркала практически исключают вероятность попадания машины в мертвую зону. Но, как говорит водитель, в движении не всегда удается сразу все зеркала просмотреть. Это один нюанс. Есть и другой: при длительном движении по трассе, особенно при влажной погоде, ключевые зеркала, которые отвечают за мертвую зону, могут заляпаться грязью. Они не оборудованы системой подогрева и электроприводом. Это есть в основных, больших зеркалах, но они не позволяют увидеть мертвую зону, — рассказал наш эксперт.

Мы не можем с точностью сказать, какими зеркалами был оборудован грузовик, попавший в ДТП. Но очевидно, что при всех современных средствах основная ответственность все так же лежит на водителе: успеет ли он своевременно отследить обстановку вокруг машины, сможет ли моментально принять верное решение — это то, что принято называть человеческим фактором.

Виктор, водитель со стажем, рассказал, что проблемные ситуации возникают тогда, когда на дороге начинают мельтешить — перестраиваться из полосы в полосу.

— Некоторые водители легковых автомобилей не могут оценить особенностей грузового автомобиля. Поэтому неосторожно «зависают» рядом с ним, совершают опасные маневры. Они уверены, что их видят и что автопоезд или грузовик можно остановить мгновенно. В то же время, когда все едут спокойно и без риска, проблемы практически исключены, — уверен наш собеседник.


А мы возвращаемся в наш автомобиль и едем по кольцевой, по соседству с фурами. Но не приближаемся к ним на небезопасное расстояние и не совершаем необдуманных поступков. Традиционно Виталий Жуковский дает несколько полезных советов водителям.

— Если вы управляете легковым автомобилем, не стоит долго находиться в опасной близости от грузовика, следует быть максимально заметным для водителя, чтобы ни в коем случае не исчезнуть из зоны его видимости. Если это опережение — будьте готовы посигналить или сместиться в сторону от грузового авто. Да, за рулем этих машин профессионалы, они всё знают, всё умеют. Но учитывайте, что ситуации бывают разными, — подчеркнул он.

По словам собеседника, каждый водитель должен сам проявлять осторожность: держаться на удалении, опережать большегрузные автомобили только с левой стороны, где обзорность у них лучше. Если контакт неизбежен — нельзя тормозить. Надо ускоряться, иначе возникает эффект ножниц — машину затягивает под грузовик.

— Скажем проще: не нужно моське путаться под ногами у слона! И слонам следует быть аккуратнее, если поблизости находится моська, — подвел итог Виталий Жуковский.

Читайте также:

Автомобильные видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by