Сколько нарушений за одну поездку допускает водитель маршрутки: разговор о проблемах общественного транспорта

UPD
01 февраля 2017 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Анна Иванова

Сколько нарушений за одну поездку допускает водитель маршрутки: разговор о проблемах общественного транспорта

Автор: Виталий Петрович. Фото: Анна Иванова
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Маршрутка останавливается на светофоре. «Ой, а можно я здесь выйду?» — спрашивает девушка с пакетом из обувного магазина. Водитель кивает головой. Пассажирка выскакивает в сугроб и мчится домой — хвастаться купленной со скидкой парой сапожек. Она не увидит, как микроавтобус за перекрестком остановит экипаж ГАИ. Водитель нарушил правила перевозки пассажиров и заплатит штраф — такой же крупный, как скидка на сапожки. Сегодняшний репортаж Onliner.by — об иногда противоречивых взаимоотношениях общественного транспорта, пассажиров и ГАИ.

В жизни каждого, даже самого заядлого водителя бывают дни, когда приходится пользоваться услугами общественного транспорта. Скажем, машина на СТО, или погода свирепствует. И тогда он, водитель, становится пассажиром. И маршрутка для него — это уже не неопознанный летающий объект, от которого нужно держаться подальше, а транспорт, который отвезет домой. А может быть, отвезут автобусы и троллейбусы, которые так раздражают своей неповоротливостью. Как одна и та же дорога выглядит с разных точек зрения?

Водительская правда

— Ты понимаешь, дело не в нас. Давай не будем все валить на водителя, дескать, он такой-сякой. Он крутит баранку, выполняет свою работу. И делает это в тех условиях, которые существуют на сегодняшний день в городе, — закуривая, рассказывает водитель.

За рулем маршрутного такси мужчина несколько лет. До этого также работал водителем — говорит, профессия его выбрала. Публичности не хочет: коллеги и сотрудники ГАИ и так знают в лицо.

— Вот смотри, какая штука: у меня есть график движения с четко определенными интервалами между каждыми остановками. Я должен его придерживаться — не на себя ведь работаю. Допустим, в 12:00 я проезжаю музкомедию, значит, в 12:03 должен быть на Грушевке, в 12:06 — на «Михалово». Попробуй проехать это расстояние со всеми остановками за шесть минут. А если еще пробка какая, а если на площади Богушевича неразбериха. Так накапливается отставание от графика, а отвечать потом мне.

Водитель стряхивает пепел. Он готов признать за собой каждое из совершенных нарушений, но чаще всего не считает их серьезными.

— Профдеформация наступает, я уже не раз за собой замечал. Ты сидишь за рулем, смотришь на дорогу, все «читаешь». А потом глянул на скорость — перебор. Или как-то останавливает инспектор и говорит: вы проехали на красный сигнал светофора. А я не вспомню, хоть убей. То, что никому не помешал, не создал опасности, — головой ручаюсь. Но когда на красный проехал — не помню.

Многих тем мужчина предпочитает не касаться.

— Одних нужно завезти, другим желательно на глаза не попасться. Работа такая.

Правда по закону

С экипажем УГАИ Мингорисполкома мы отправляемся в город. Для контроля применяются различные методы, в том числе и патрулирование на автомобилях «гражданской» расцветки. Причина такой уловки понятна: при виде машины с проблесковыми маячками все участники дорожного движения ведут себя примерно.

— Вопросы есть не только к водителям маршрутных такси. Нередко выявляются нарушения, допускаемые водителями других маршрутных транспортных средств. На красный свет, бывает, и автобус проедет. Привлекаем к ответственности также тех, кто разговаривает по телефону за рулем, — отметили сотрудники ГАИ.

Говорят, что со временем нарушений становится меньше. С одной стороны, дисциплинированность водителей возросла, отнесем это к эффективности профилактической работы. С другой стороны, по словам самих инспекторов, у тех, кто занимается пассажирскими перевозками, стал значительно современнее автопарк. Соответственно, стало куда меньше претензий к состоянию транспортных средств. Да и водитель уже не «душит» свою «Газель», прыгая из ряда в ряд.

— Можно определить перечень типичных нарушений со стороны водителей общественного транспорта. Это превышение скорости, несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, перевозка пассажиров сверх числа установленных мест, несоблюдение установленного маршрута, высадка пассажиров вне отведенных для этого мест, — рассказали в ГАИ.

Примечательно, что очень часто подобные нарушения совершаются повторно в течение года, а значит, влекут более серьезное наказание. У некоторых водителей в послужном списке свыше сотни штрафов по линии ГАИ.

— Смотрите, вот типичное нарушение: водитель маршрутного такси осуществляет посадку пассажиров вне остановочного пункта — микроавтобус стоит перед соответствующим знаком. Это запрещено ПДД, — обращают внимание инспекторы.

Водителя просят пройти в машину ГАИ для составления протокола об административном нарушении. Он не возражает, хотя к журналистам относится настороженно — говорит, что кто-то специально подослал нас к нему. Между тем после нескольких таких штрафов о «гражданском» автомобиле с инспекторами могут узнать многие водители. Они поддерживают между собой связь, и тот, кого привлекут к ответственности, наверняка предупредит коллег.

— Такое нередко бывает: останавливаешь водителя, а он с досады говорит: «Ведь предупреждали же о вас, да из головы вылетело». Работает сарафанное радио, — подтверждают инспекторы.


Меняем тактику: экипаж ГАИ продолжает внешнее наблюдение, а мы решаем действовать изнутри. Корреспондент Onliner.by садится в первую попавшуюся маршрутку, чтобы проехать по городу и посмотреть, соблюдает ли водитель ПДД.

Любопытный момент: если пассажиров в маршрутке не слишком много, места прямо за водительским креслом нередко свободны. Потому что тот, кто сидит за водителем, всегда передает за проезд. Лучше выбрать другое место, если предпочитаете не быть посредником всю дорогу. Но чтобы лучше всего видеть происходящее, удобнее места не найти. С него, к примеру, отлично видно, как водитель на перекрестке улицы Богдановича и проспекта Машерова проехал в прямом направлении из крайней правой полосы. Поначалу сотрудники ГАИ посчитали это нарушением.

Однако в ходе проведенной проверки было установлено, что водитель имел право двигаться из крайней правой полосы прямо, так как выполнял движение по установленному маршруту. Пункт 19 параграфа 3 Правил дорожного движения гласит: «Действие знака 3.1 „Въезд запрещен“ не распространяется на маршрутные транспортные средства, движущиеся по установленным маршрутам». Нарушение в действиях водителя не усматривается, протокол в отношении него по данному факту не составлялся.

Справедливое замечание о водителях маршрутных транспортных средств: они делают слишком много всего одновременно. Наш водитель, не стесняясь, говорил по телефону, держа его левой рукой, а правой попеременно рулил, принимал оплату от пассажиров и выдавал сдачу. Все это происходило в движении на протяжении длительного времени.

У пассажиров такое уже не вызывает вопросов, а для ГАИ это явное нарушение. Штраф за него — до двух базовых величин (до 46 рублей) на первый раз и до восьми базовых (до 184 рублей) в случае повторного нарушения в течение года.

И снова водителя подвела спешка: минимум дважды он высадил пассажиров, не доехав до обозначенного остановочного пункта. Инспекторы фиксируют и это.

Итого: сотрудники ГАИ зафиксировали не менее двух нарушений за каких-то 20 минут во время всего одной поездки. Кроме того, мы были свидетелями, как другие маршрутки, в нарушение ПДД, выезжали в крайнюю левую полосу движения, причем отнюдь не для поворота налево. На дороге это создает чехарду: водитель перестраивается влево, потому что предполагает, что поток там движется быстрее, а затем внезапно ныряет направо к обочине, потому что там голосует пассажир. Это те самые «несерьезные» нарушения, о которых нам говорил один из маршрутчиков. Потенциально каждое из них может привести к ДТП.

Пассажирская правда

А как себя чувствуют пассажиры? Вы заходите в маршрутку и готовитесь присесть. А водитель уже отъезжает от остановки. Приходится цепляться за поручни и кресла, чтобы не упасть. Да-да, мы помним, у него график.

Чек об оплате наш водитель не выдал. Пассажир, кстати, вправе потребовать его, однако и без этого маршрутчик обязан провести оплату через кассовый терминал. Контроль за этим осуществляют работники Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций. Приходилось сталкиваться с небольшой хитростью, к которой прибегают водители: они пробивают часть поездок, однако чеки не выдают. А в случае появления инспекторов отдают в салон ленту целиком, дескать, разбирайте. Обычно это не помогает: на чеке пробивается время и оно должно соответствовать действительному времени поездки.

Большинство пассажиров, впрочем, такие вещи не беспокоят. Каждый исходит из собственных интересов. И раз уж на то пошло, просьбами вроде «остановите на светофоре» или желанием ехать в переполненной маршрутке стоя (если это не предусмотрено) мы подставляем водителя.

В случае с маршрутными такси все проще: несмотря на график, они чаще всего дожидаются пассажиров, так как это прибыль. А на водителей автобусов и троллейбусов люди, бывает, жалуются. «Бежишь на автобус, а он уезжает буквально из-под носа!» — говорят недовольные. Есть и другие претензии. Насколько они обоснованные, мы спросили у специалистов.

Правда «Минсктранса»

— Существует график движения общественного транспорта, и водитель обязан его придерживаться. Ведь поезда и самолеты не ждут пассажиров. А в чем отличие? — пояснил заместитель генерального директора предприятия «Минсктранс» Виктор Тозик.

Оказывается, с подобными жалобами пассажиры обращаются регулярно.

— Начинаем разбираться: с претензиями обращаются даже те, кто еще улицу не перешел, а уже рассчитывает, что водитель будет его дожидаться. В Минске развитая транспортная сеть, незачем создавать проблему. Если не успел на автобус — придет следующий.

В то же время если общественный транспорт отклоняется от графика, у пассажиров также возникает соответствующая претензия.

— Существуют Правила перевозки пассажиров. В них оговорены возможные допуски в движении наземного общественного транспорта. По этим правилам он может отклоняться от расписания: например, приехать раньше, но не более чем на три минуты, либо опоздать, но не более чем на пять минут. Такие отклонения допускаются в связи с обстановкой в городе. На работу общественного транспорта влияют дорожные заторы или, к примеру, погодные условия.

К слову, в Минске принят план мероприятий по повышению качества обслуживания пассажиров. В частности, оговорен перечень улиц, на которых появится выделенная полоса для движения общественного транспорта.

— Когда появятся такие полосы, мы будем соблюдать график минута в минуту. Но сегодня, по независящим от нас причинам, соблюсти его проблематично.

Прошедшие после Нового года снегопады показали, насколько работа общественного транспорта зависит от дорожных условий. Пассажирам приходилось ждать на остановках, иногда куда больше обычного.

— Когда начинаются метели, мы включаем режим бездорожья, который позволяет водителю ехать по факту. Это вынужденные меры.

Еще одна жалоба от пассажиров касается температуры воздуха в салонах транспортных средств.

— Никто не экономит. Мы сами контролируем водителей. При температуре на улице ниже –5 градусов Цельсия печка в салоне обязательно включается. Если возникают отдельные вопросы — мы по каждому разбираемся в индивидуальном порядке. Если вина водителя установлена, к нему применяются самые серьезные меры.

Пассажиров также просят относиться к ситуации с пониманием.

— Троллейбус или автобус, который за ночь промерз в парке, невозможно прогреть до той температуры, к которой мы привыкли в квартирах. Кроме того, это подвижной состав. Он приходит на остановочный пункт, открывает все двери, и тепло улетучивается. Остановки в Минске расположены на расстоянии порядка 400 метров одна от другой. Можно ли в подобных условиях сохранять салон таким, чтобы всем было тепло? 

Электронные книги в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by