04 марта 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Восемь перестроений за три минуты, а толку? Разбор регулярных опережений на МКАД

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«То, что мы привыкли называть агрессивным вождением, я бы окрестил беспроблемным»,радовался возможности безнаказанно нарушать ПДД в Москве пользователь нашего форума. Вскоре появились его единомышленники. Один из них разместил ролик, снятый на МКАД в Минске. За три минуты автор видео, укорявший белорусов в медлительности, перестроился восемь раз. Что он выиграл? Вопрос спорный. Эксперта больше интересовало, какую опасность создавал он своими действиями. Позже мы позвонили молодому человеку и задали интересующие нас вопросы.

Все началось с того, что участник форума под ником Maxsimo разместил ряд роликов из Москвы, сопроводив их таким комментарием: «Там при сумасшедшем трафике и повышенных скоростях практически все умудряются ездить, не мешая друг другу, благодаря крайней степени сконцентрированности. А у нас — „ай-яй-яй, меня не пропустили, подрезали, моргнули, вот тебе за твое поведение“. Кругом нытики, „тошноты“, жалобщики, учителя, „непущуны“. А ведь нужно всего лишь проявить уважение и не забывать в зеркала смотреть».

На самом деле эти видеозаписи — хорошая иллюстрация неуспокоенности и хаотичности трафика, в котором высок риск ДТП с тяжелыми последствиями. Пользователь радовался большим скоростям, но почему-то не осведомился о статистике аварийности. Это сделали за него мы: в 2015 году на 1 млн жителей в дорожных происшествиях в Минске погиб 21 человек, в Москве — 74 (то есть втрое больше).

— Обратите внимание: периодически автор видео движется по ряду, выделенному для общественного транспорта, а основной поток туда не лезет, я уже не говорю про дикое количество других нарушений, — говорит Виталий Жуковский, который в течение десяти лет обучает приемам и принципам безопасного вождения по методике Юрия Краснова (сам Юрий по не зависящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках). — Вероятно, на машине уважаемого пользователя форума установлены белорусские номера, и фотофиксации он не боится. Иначе уже давно бы ходил пешком. Конечно, имея такое «преимущество», можно учить других не «тошнить».

Однако в сегодняшнем разборе мы будем рассматривать не московские ролики, а запись, сделанную на минской кольцевой дороге другим участником форума.

«Да, к сожалению, это так, — соглашается с коллегой пользователь Navigato®, — нет у наших водителей никакой культуры, и рационализма в действиях тоже нет. Может, и неправильно так лихо ездить, но как поступать, если ты спешишь, а опередить слева тупо не дают? Непонятно еще, зачем в третьей полосе 100 км/ч разрешили. Все „тошноты“ теперь там. И едут, как видно из моего ролика, не выше 95—99. А перед камерами вообще до 70 сбрасывают: мало ли что».

— Характерно, что Navigato® сетует на отсутствие культуры вождения, но при этом за три минуты ролика совершает восемь перестроений. А каждый такой маневр — это возмущение, напряжение и потенциальная опасность, — считает эксперт. — Одно дело, если это действие обоснованно (нужно опередить медлительного водителя или съехать), но тут мы видим другое: водитель явно пытается быть быстрее других и делает это не очень умело.

Если верить данным GPS, которые отображаются на записи, автор видео движется со скоростью то 105, то 110 км/ч, то есть не намного быстрее потока в целом. Выигрыш во времени сомнительный, но при этом сколько ненужных действий!

Как замечает Виталий Жуковский, опять-таки основываясь на показаниях GPS, поток в крайнем левом ряду движется со скоростью примерно 95—100 км/ч, то есть с максимально разрешенной. Чего еще требовать от водителей? Превышать? Извините, но это провокация нарушения со всеми вытекающими последствиями. Самое интересное, что такие шустрые водители, которые виснут на хвосте и прессингуют, чуть что уедут, даже не остановившись, а разбираться с последствиями придется ехавшему впереди и ускорявшемуся по требованию.

— Ролик и аргументация его автора сразу вызывают аналогию с известным на Onliner.by пользователем Continental, с которым мы делали отдельный обзор, — вспоминает эксперт. — Тот тоже считал, что «в крайней левой полосе их быть не должно».

Уже тогда было ощущение, что проблема надуманна. Просто кто-то хочет ехать с превышением скорости, а ему «мешают». Виталий Жуковский предложил проехать по МКАД в условиях разреженного трафика, как в ролике Navigato®, и посмотреть, с какой скоростью движется поток.

Мы проехали несколько десятков километров по внешней и внутренней стороне МКАД. Подтвердилось очевидное: в целом поток движется с максимально разрешенной скоростью, в частности в крайней левой полосе — около 100 км/ч (где это разрешено соответствующими знаками). Кто-то едет чуть быстрее, кто-то — чуть медленнее.

Лишь один раз мы обратили внимание на нервное ерзанье по полосам. Внезапно справа от нас появился Saab, который без указания поворота перестроился из крайней правой полосы в крайнюю левую, затем нырнул в средний ряд, следом в крайний правый, чтобы опередить.

— Представьте, если бы так вел себя хотя бы каждый десятый водитель на МКАД, — моделирует ситуацию эксперт. — Это породило бы хаос и рост числа аварий! Ведь если разобраться, такие, как автор видео, едут так только потому, что остальные стараются соблюдать ПДД и ведут себя предсказуемо, а он необоснованно пользуется этим.

Во время пробной поездки по МКАД также поднялась тема опережения справа. В Беларуси запрещен лишь маневр перестроения через крайний правый ряд с целью опережения (чувствуете разницу?) при трех и более полосах в одном направлении. Этот пункт вводили в ПДД, чтобы успокоить «шашечников». Со временем стало очевидно, что из этого получилась очередная полумера.

— А в Германии, к примеру, на автобанах опережение справа запрещено в принципе, — замечает Виталий Жуковский. — Думаете, просто так? Что в Беларуси, что в «Дойчлянде» слева движутся с более высокой скоростью, справа — более медленные транспортные средства. Появление быстрых автомобилей справа менее предсказуемо… Немцы опережение справа решили на автобанах запретить — это тоже своего рода мера по упорядочению движения.

Но вернемся к ролику. Автор видео упоминает, что в третьей полосе разрешено движение со скоростью 100 км/ч.

— На самом деле скоростной режим увеличен в крайней левой полосе лишь на некоторых участках кольцевой дороги, — напоминает эксперт. — Как мы видим из записи, перед развязкой с Партизанским проспектом автор ролика перестраивается в третью полосу. Там действует ограничение в 90 км/ч (внимание на знак). А между тем GPS показывает: 103, 104, 106, 110 км/ч… Выходит, одних в крайней левой полосе быть не должно, пусть соблюдают ПДД, а сам я отступлю, когда мне выгодно.

Следующий момент касается опережения автомобиля Volvo. В районе улицы Байкальской автор ролика перестроился в крайний правый ряд, но скорость его не была существенно выше, чем у темного седана. А потом Navigato® вильнул чуть влево, объезжая яму, чем мог напугать водителя из соседней полосы.

— Что делает автор видео потом? — в очередной раз просматривает ролик эксперт. — Начинает перестроение. Хотя перед этим маневром он едва-едва опережал, шел буквально впритирку с Volvo… Возник вопрос: какое расстояние было между автомобилями?

На YouTube-канале этого же автора мы обнаружили еще один любопытный ролик, снятый на трассе Минск — Дзержинск. На записи зафиксирован опасный момент, возникший на нерегулируемом пешеходном переходе. Это действительно аварийное место, не раз там фиксировались ДТП с пострадавшими.

Назван ролик «Слабоумие и отвага», а комментарий автора тоже симптоматичен: «Трасса Р1 Минск — Дзержинск. Пешеход-камикадзе. Вышла из-за забора „Дедовой корчмы“, оглянулась и пошла себе как ни в чем ни бывало».

— На самом деле видно, что женщина внимательно отслеживала ситуацию и думала о безопасности, — считает Виталий Жуковский. — А вот к автору видео есть пару вопросов. Подъезжая к нерегулируемому переходу, если верить данным GPS его регистратора, он даже несколько увеличил скорость. Хотя женщину было видно за 5—6 секунд до возникновения опасного момента. Тормозить же он стал, уже находясь на «зебре». Это и есть мнимая безопасность: мы себя убедили, что все видим и контролируем, а на самом деле…

Неоднократно посмотрев оба ролика и сделав свои выводы, мы решили узнать версию самого автора видео.

— Как вы оцениваете свое движение по кольцевой дороге? — спросил Виталий Жуковский.

— Сам немного нарушаю. Превышение скорости есть. Получается, я перестраиваюсь в третий ряд, а ехать быстрее не могу: мне не дают, там постоянно движется целая колонна, — пожаловался молодой человек. — Люди, видя знак «100», стремятся туда, чтобы быстрее ехать, но не хотят или что…

По словам Navigato®, его стаж вождения исчисляется с 2009 года. Опережение справа он использует только тогда, когда торопится, и старается совершать маневры плавно. На вопрос, не испугал ли он водителя Volvo, ответил: «Ширины полосы хватало».

— Какую цель вы преследовали, выкладывая ролик? — поинтересовался эксперт.

— Показать… Ну, как в ПДД сказано: занимать левую полосу можно, когда правая занята, — речь, вероятно, о пункте 79.2 («При движении перестраиваться на другую полосу движения можно только перед обгоном, опережением, объездом препятствия, поворотом налево или направо, разворотом либо остановкой. При этом при трех и более полосах движения в данном направлении занимать крайнюю левую полосу движения разрешается только тогда, когда заняты другие полосы движения, либо для опережения, объезда препятствия, поворота налево или разворота»).


— Даже после разговора с автором видео не сложилось ощущение, что он контролировал ситуацию, — подытоживает Виталий Жуковский. — Действия его довольно хаотичные, и это может говорить о том, что он не умеет читать дорожную обстановку. До конца не раскрыта ситуация с Volvo… Вряд ли это понравилось водителю темного седана. А вообще, всегда нужно помнить об окружающих. Возмутители спокойствия только нервируют и раздражают.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by