Пассажирка такси: «Не вижу смысла ходить по инстанциям». Комментарий Минтранса и официальной службы такси

 
13 марта 2017 в 12:43
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: facebook.com
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: facebook.com

Обстоятельства поездки, обошедшейся в 63 рубля, минчанки Александры, пожалуй, уже знают все горожане. Были озвучены версии пассажирки и водителя. Остался один невыясненный вопрос: насколько же подобный тариф законен, есть ли возможность не платить, насколько реально привлечь перевозчика к ответственности, да и в принципе — как избежать подобной переплаты? С этими вопросами мы обратились в Минтранс, в одну из столичных служб такси и к самой Александре.

Вкратце напомним обстоятельства инцидента. Минчанка доехала на такси от ТЦ «Замок» до своего дома на улице Воронянского (около 10 километров по навигатору), взяв машину «от борта» за 63 рубля. Водитель на вопрос о стоимости ответил: «По счетчику». На передней панели авто лежал лист с указанием «дешевого» тарифа, снизу розовым мелким шрифтом было указано, что цифры касаются только ветеранов и инвалидов. Для остальных — все дороже.

«Сегодня в этой сфере тарифы вправе устанавливать перевозчик, — прокомментировал сам водитель Александр Стаховский, руководитель профсоюза таксистов „Центр“. — И перед поездкой я предложил ознакомиться с расценками, это снято на видео. Возможно, дело в невнимательности...»

После распространения информации о произошедшем автор видео установил ограничение по возрасту для просмотра записи. На сайте профсоюза позже появилось несколько новых сообщений. Случившееся называют пиар-акцией: «„От борта“ по 1 руб. за км для тех, кто знает, и 10 руб. за км — для тех, кто еще не в курсе. Кодовое слово — „Борода 63“. Спланированная пиар-компания дала результат, который, возможно, заставит посмотреть на ситуацию такси в целом и соответственно на жизнь водителя такси». Аргументация такова: «Средняя выручка за 172 часа — 1540 рублей, общих расходов — 1874,55 рубля. Отрицательное сальдо компенсируется за счет ущемления собственных интересов водителей такси. При уменьшении количества посадок в смену средний чек падает и компенсируется поднятием тарифа».

Фото с сайта proftaxist.by

В эфире радио Unistar Стаховский еще раз подчеркнул, что его действия — пиар-компания. «Безоговорочно я верну деньги клиентке, — заявил таксист. — Эту акцию я проводил 3 месяца. Человек 20 уже проехалось по такому тарифу, на 26-м пассажире я попал в точку. Да, привлечение внимания таким способом — плохо, но я за результаты. Нужно пересмотреть вопросы налогов и поборов в сфере такси».

Иными словами, Стаховский называет свои перевозки по завышенным тарифам способом привлечь внимание к проблемам таксистов. И ему это удалось. Сегодня мэр Минска дал поручение принять дополнительные меры для наведения порядка в сфере автомобильных пассажирских перевозок. В ближайшее время будут подготовлены предложения для устранения имеющихся недостатков (проблемы стоянок, несоблюдение ПДД, неудовлетворительное состояние машин такси, нелегальный извоз). Правда, неизвестно, станет ли ему и его коллегам после заинтересованности властей лучше.

И все же насколько действия водителя законны? В Минтрансе нам процитировали пункт 169 постановления Совмина «О некоторых вопросах автоперевозок пассажиров»: «Размер платы за автоперевозку пассажиров такси определяется по таксометру. Размер платы за подачу такси по заказу, посадку в такси, тарифы за 1 км пробега и 1 час простоя объявляются пассажиру перевозчиком или диспетчером. Размер платы за посадку устанавливается автомобильным перевозчиком исходя из его затрат, связанных с выполнением посадки и высадки пассажиров, укладки и выгрузки багажа и ручной клади».

«Формально пассажирка в данном случае ознакомилась с тарифами, но, очевидно, невнимательно, не разобралась, — дополнили в пресс-службе министерства. — Остается вопрос: достаточно ли указать на листок с распечаткой тарифов для предупреждения о цене? В тексте постановления указывается фраза „размер платы объявляется“. По определению, „объявлять“ — „сообщать что-то, доводить до чьего-либо сведения“. Определенно, водитель готовился к подобным конфликтам, минимизировал последствия для себя. Кроме того, в законодательных актах не указан размер шрифта, которым необходимо писать тарифы. То есть не запрещено использование розового мелкого шрифта».

Руководитель одной из столичной служб такси также решил прокомментировать ситуацию: «Мне звонил коллега из конкурирующей фирмы, обращались водители, все негодуют по поводу действий мужчины. Таксисты рассказали, что изначально в профсоюз Стаховского вступали довольно активно, поверив в обещания о защите их прав в том числе от „плохих диспетчерских служб“. Сейчас же многие покинули этот союз, некоторые работают в нашем предприятии. После беседы с коллегами мы пришли к выводу, что необходимо направить информационное письмо в МАРТ (Минторг). В транспортную инспекцию и налоговую в данном случае нет смысла обращаться, нарушений по их линии, на первый взгляд, не усматривается. Также подчеркну, что СТБ закрепляет размер шашечек, желтых полос на бортах, а вот размер шрифта с тарифами — нет».

«Мы отчетливо понимаем, что инцидент бросил тень на всех таксистов столицы. Однако не все перевозчики работают по такой схеме, — заметил собеседник. — Водители обратили внимание на один факт, характеризующий таксиста: исходя из фото чека, можно судить, что он был распечатан с относительно недавно появившегося устройства. Его стали устанавливать три месяца назад. С тех пор, как видно на снимке, шофер совершил всего 70 поездок. То есть чуть меньше одной перевозки в день. В среднем наши водители совершают около 10 рейсов в сутки. Это еще раз доказывает устремления мужчины: меньше поездок, больше заработка. Одним словом, вы верно указали в своей заметке: таксисты в шоке от таких действий».

Из переписки Александра на заре работы профсоюза

В редакцию Onliner.by в течение последних двух дней поступило немало писем от таксистов. В них были разные требования, пожелания, указания на нарушения со стороны водителя Dacia, но в одной просьбе коллеги были единодушны. Цитируем: «От имени большинства участников сообщества таксистов Минска хотим принести извинения за действия такого человека».

А что думает сама пассажирка — минчанка Александра, отдавшая те самые 63 рубля за поездку в 10 км? «Я не собираюсь предпринимать никаких действий для защиты своих прав. Просто не вижу, что в этом есть смысл. Да, „докопаться“ до водителя можно по многим пунктам: стоянка на тротуаре, запрещенные ПДД [имеется в виду приложение 4. — Прим. Onliner.by] наклейка с надписью „TAXI“ на заднем стекле, неполная оклейка желтыми полосами кузова, отсутствие на задней двери телефонов перевозчика, что говорит о „странностях“ прохождения механика, а также перевозка непристегнутого пассажира, отсутствие автокресла, в конце концов, обнародование видео с участием ребенка без разрешения родителей. Короче говоря, усложнить жизнь шофера можно. Но это добавит неприятностей и мне — а я не хочу тратить время. Неужели после поднятого резонанса я должна писать какие-то бумажки? Проблема поднята, мой гражданский долг выполнен. Сейчас дело за реакцией компетентных органов, служб и министерств».