16 марта 2017 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков

Разговор со священником, который ездит на мотоцикле: об авариях, мотоклубах и байкерской символике

Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков

Отец Сергий служит в Боровлянах больничным священником. Под его опекой четыре больницы, в том числе две онкологические — детская и взрослая. А еще он любит мотоциклы, проезжает на них в год тысяч по 30 километров и состоит в крупном мотоклубе. У него свой уравновешенный взгляд на дорожную обстановку, на взаимоотношения автомобилистов и мотоциклистов, на максимализм, присущий молодым байкерам. Чтобы пообщаться с ним, священником-мотоциклистом, мы приехали в РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии, где отец Сергий помогает тем, кто в нем нуждается.

— Мотоциклами я увлекся в детстве. Наверное, у всех есть такая история. Помню свой первый «ИЖ Планета-5» — он был очень крутой. Литой диск (большая редкость по тем временам), дисковый тормоз... Конечно, он ехал через раз — дедушка подарил мне его уже убитым. Но было здорово. В сознательном возрасте, после того как я женился, увлечение подавить не удалось. И я купил себе мотоцикл. Вернее, даже два — так получилось. Один был дешевле, а другой мне просто очень понравился. Один я подарил брату, а другой оставил себе. И очень много на нем отъездил, пока не попал в аварию...

Отец Сергий

Мы общаемся в небольшом церковном помещении в самой больнице. Внутри тихо и спокойно, отец Сергий говорит негромко, трудно представить его на мотоцикле.

— В ту пору я еще священником не был. Страшно вспомнить, как я водил, — только на заднем колесе и ездил. Первый мощный мотоцикл — Yamaha YZF-R6, он провоцирует. В тот день я ехал не быстро — 45—50 км/ч. А мужчина решил выехать со второстепенной дороги. Из-за другого автомобиля мы друг друга не заметили — я врезался ему прямо в бок. Травмы были достаточно серьезными, но я остался жив. Значит, здесь я еще для чего-то нужен.

— Получается, молодых мотоциклистов подводит излишняя самоуверенность и отсутствие опыта?

— Самоуверенность — да. И она присутствует не только у начинающих. В ДТП чаще всего попадают либо новички, либо люди со стажем — когда кажется, что ты все умеешь и все у тебя под контролем. Но мотоцикл падает, и вместе с ним падает мотоциклист. А учиться, к сожалению, практически негде. Я считаю, что очень правильным шагом было разделить категории и обязать новичков ездить на мотоциклах мощностью до 125 кубов. Два года достаточно и для того, чтобы получить опыт на дороге, и для того, чтобы научиться в первую очередь управлять даже не мотоциклом, а самим собой.

— А станут молодые люди терпеливо ждать два года, прежде чем пересесть на мощный байк?

— Конечно, всем хочется выделяться на дороге: громким ревом, ярким цветом, скоростью. А найти 125-кубовый мотоцикл, который бы симпатично выглядел, очень сложно. Как правило, это старые, несуразные модели. Даже наш Минский мотовелозавод делает привлекательные мотоциклы от 150 кубов. Разница небольшая, но молодым гонщикам нельзя на таких ездить. Большие производители, такие как Yamaha, Suzuki, Kawasaki, выпускают подходящие модели. Но мало кто станет отдавать $7 тыс. в эквиваленте за мотоцикл, на котором проездишь два года, а потом будешь думать, как от него избавиться.

Тем не менее я вижу, что молодежь становится осмысленнее, осторожнее. И у меня есть знакомые, которые начинали со 125 кубов, а затем пересаживались на более мощные модели. Они говорят, что для них этот опыт был весьма полезен.

— Прошлый сезон выдался непростым для мотоциклистов. Были страшные аварии. Как в мотокругах оценивают дорожную обстановку?

— Так получается, что каждый сезон начинается с ДТП. Причем очень часто — с летального. И заканчивается ДТП. Конечно, все воспринимают это тяжело, особенно если погибший был твоим товарищем или просто знакомым. Сейчас мотоциклистов становится все больше, а раньше это была довольно тесная тусовка — все друг друга знали. Остается надеяться, что тех, кто продолжит ездить, такие происшествия заставят задуматься о безопасности.

Знаете, я не отношу себя к числу оптимистов. Я понимаю, что нам не удастся сделать так, чтобы аварий не стало вовсе. Происшествия с мотоциклистами будут, так же как и с другим транспортом — это нужно принять как должное. Но аварий может быть куда меньше. Дело в нас самих. Конечно, любое происшествие — это совокупность факторов. Но нельзя винить только одну сторону. Допустим, водитель не показал поворотник или не уступил дорогу. Но значит, и мотоциклист не уследил за дорожной обстановкой.

Раз уж мы сели на мотоцикл, то должны потянуть эту ответственность. У байкеров, как и у военных летчиков, есть такое банальное правило: все равно все хотят тебя сбить. Это значит, что нужно думать и за себя, и за того парня. Тем более что каждый мотоциклист — он же все равно водитель, зимой он садится за руль автомобиля. И он должен оценивать дорожную ситуацию с обеих точек зрения.

— Могут ли повлиять на ситуацию мотоклубы или отдельные авторитетные личности?

— Я думаю, что да. Сам я состою в минском отделении клуба из Санкт-Петербурга — «OST MC ». Его формат предусматривает определенную иерархию и строгое соблюдение правил, среди которых и определенные нормы поведения на дороге. Если ты носишь цвета клуба, то ты не должен попадать в плохие истории, так как представляешь весь клуб. Иначе принимаются меры вплоть до исключения.

Среди фрирайдеров также есть люди, которые могут быть настоящими авторитетами в этой среде. Потому как только личным примером можно привить какую-то культуру молодежи. Если ты чему-то учишь других, ты сам должен быть безупречен. Поэтому я сам никого не учу — я просто не имею морального права это делать. 

— Существует ли конфликт мотоциклистов с автомобилистами или споры возникают только на форумах?

— Я замечаю, что взаимоотношения улучшаются. И, как ни странно, Минск отстает в этом отношении не только по сравнению с Европой, но даже если сравнивать его с Москвой. Для меня это стало настоящим откровением: там, стоя в пробке, водители брали чуть-чуть в сторону, когда видели, что между рядов движется мотоцикл. Таким образом, появлялся коридор, по которому можно было беспрепятственно проехать, никому не помешав. Что творится с некоторыми нашими водителями, я не понимаю. У меня был случай, когда я проезжал затор по междурядью и один из водителей специально вырулил, чтобы преградить мне дорогу. «Я стою, и ты постой!» Он притер меня так, что, стартуя со светофора, сам зацепил своим автомобилем мотоцикл — на машине по всему кузову осталась царапина. Я постоял, думал, что он вернется. Но водитель уехал.

Думаю, что всем нужно быть доброжелательнее друг к другу. Ведь никогда не знаешь, кто скрывается под шлемом. Может быть, это твой знакомый или сосед? У моего друга на скутере ездит 60-летняя мама. Вначале сама была против такого увлечения. А теперь просит записать ее в мотошколу.

Пора выйти на улицу. Уже тепло, многие мотоциклисты открыли сезон. Отец Сергий снимает свое церковное облачение и надевает кожаный жилет. Последние сомнения развеялись. К слову, сестер, которые помогают священнику, его увлечение совершенно не смущает.

— Я стараюсь понемногу ломать стереотипы. Знакомые, прихожане уже привыкли к тому, что я езжу на мотоцикле. Хотя сразу, конечно, были косые взгляды. Но каждый раз я стараюсь разговаривать с людьми, объясняю, что парень в татуировках или с тоннелями в ушах ничуть не хуже того, кто ходит в церковь и ставит свечку. К тому же изначально я стремлюсь строить общение на искренности. Любое недопонимание можно разрешить, обратившись напрямую.

— А как же байкерские увлечения своеобразной символикой?

— Я бы не хотел заниматься подменой понятий. Христианская вера — это любовь, а не набор определенных символов. Это все, что нам нужно знать. И это то, чему я учу своих прихожан.

Мы выходим на парковку, где стоит Yamaha TDM отца Сергия. Мужчина говорит, что это мотоцикл его выбрал.

— Так бывает. Приезжает, скажем, человек в магазин за огромным чоппером. А уезжает совсем на другом байке. Потому что он приглянулся, лег на душу. Или, скажем иначе, — мотоцикл выбрал себе хозяина. У меня за все время было два таких: тот первый Yamaha, на котором я попал в аварию, и этот. Я очень долго хотел такой, но не позволяли финансы, все покупал то, что подешевле. А потом, наверное, разозлился. Сказал, что куплю, и купил — на ночь глядя отправился за ним на автобусе, до утра время не терпело.

Мотоциклист показал новое ветровое стекло, которое пришло под заказ из Польши. На Yamaha установлены кофры, дуги безопасности. Отец Сергий готовит его для путешествий.

— На своем первом мотоцикле я проехал за сезон 34 тыс. км. С тех пор совершал поездки по 2—3 тыс. км. Исходя из опыта, выбрал для себя тур-эндуро. Он хорошо ездит и по городским дорогам, и по трассам. При желании может пройти по легкому бездорожью. Для меня это золотая середина.

На мотоцикле я езжу до самой зимы, только потом пересаживаюсь на автомобиль. Езжу по делам церковным и по личным. Вместе с клубом совершаю путешествия по Беларуси, России, Европе.

— Для чего мотоциклистам объединяться в клубы?

— Каждый мотоциклист рано или поздно понимает, что ездит, в сущности, бесцельно. Катается от заправки до заправки или от кафе до шаурмы. Очень скоро это наскучивает. Поэтому люди стремятся найти себе какое-то увлечение. Кто-то начинает путешествовать, кто-то ездит по благотворительным мероприятиям, кто-то выбирает что-то еще.

Я очень долго присматривался к клубам, интересовался их направленностью. В конце концов выбрал то, что мне близко. Клуб «OST MC» занимается увековечиванием памяти воинов Великой Отечественной войны. Работы много. Мы уделяем внимание мемориалам, местам захоронений. На благотворительной основе собираем на это средства, проводим мотопробеги, чтобы привлечь внимание к проблеме.

Отец Сергий рассказывал много. О мотоциклах, о делах своего клуба и непростых взаимоотношениях в среде мотоциклистов. И то, что поначалу казалось странным — священник, гоняющий на байке, — стало выглядеть вполне естественным.

Мотошлемы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by