33 396
04 апреля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Немецкий эксперт: «Уличные парковки скоро исчезнут из городов, в том числе из Минска»

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
Не бейте копилочку!
Оплачивайте покупки частями без первого взноса с Minipay

Можно бережно раскладывать на подсвеченных полках свежие и экологичные продукты, выставлять самые низкие цены, организовать эффектную рекламную кампанию, но если стоянка или паркинг будут неудобными, то торговый центр ежедневно будет терять n% клиентов. Каждый третий, четвертый, пятый потенциальный посетитель не приедет, потому что «неудобно сворачивать, долго искать место, небезопасно для автомобиля». Это аксиома! Поэтому на Западе к организации парковочного пространства возле ТЦ подходят чрезвычайно щепетильно. Достаточно ли места, чтобы открыть двери Audi A8? Комфортно ли будет семьям с детьми? А как добраться до торгового зала? Читайте интервью Onliner.by с одним из лучших экспертов в этой области — немцем Ильей Ирмшером, который участвовал в проектировании паркинга модного торгового центра в Минске.

Пятиуровневый паркинг ТЦ Galleria Minsk позиционировался как умный. Но это не значит, что весь его интеллект находится исключительно в датчиках, сенсорах и тачскрин-панелях. Самое главное — то, как он устроен внутри, насколько удобно попасть к машино-месту с улично-дорожной сети, как организован доступ в торговый центр. То есть важнейшая роль отведена именно проектированию, когда еще даже не вырыт котлован.

— Вы создали 150 подобных проектов, написали книгу в двух томах и знаете о каждом нюансе. Какие принципы лежат в основе организации любого парковочного пространства?

— В первую очередь это определяется размерами паркинга. Например, в случае с Galleria Minsk было предусмотрено около 850 машино-мест. Как говорит зарубежный опыт, в пиковое время возле таких торговых центров совершается 500 въездов и выездов каждый час. Главная сложность — развести эти потоки в пространстве. На мой взгляд, лучше всего подходят спирали, при этом въезд и выезд должны быть отдельными. Трафик организован по принципу циркуляции воды в сосудах — реализуется одностороннее движение и избегается пересечение въезжающего и выезжающего потоков на одном уровне.

Еще один принцип — организация движения должна быть логичной и интуитивно понятной для всех. А если вдруг кому-нибудь понадобится повторно проехать по одному уровню или переместиться между этажами паркинга, то такая возможность есть. Причем здание покидать не придется.

Важнейшее значение уделяется разметке. Она должна быть однородной, наглядной, а также геометрически оптимальной.

Особенностью проекта стало то, что пространство организовано по принципу openspace — колонн нет, а машино-места расположены под углом в 81 градус. Это позволяет легко припарковаться и выехать. Нам также было важно, чтобы у посетителей имелся удобный доступ к багажнику. Ширина парковочных мест — 2,5 метра, а поскольку колонн нет, то даже у владельцев представительских седанов, таких как Mercedes S-Class, Audi A8, BMW 7-Series, будет около 60 сантиметров до соседней машины, что обеспечивает комфортную посадку и высадку.

Попасть в торговый центр можно воспользовавшись лифтом или через лестничный пролет. Мостообразный переход к галерее выполнен как главный «коридор». С помощью трех лестничных пролетов обеспечивается соответствие требованиям аварийной эвакуации.

— На Западе давно пришли к выводу, что просто так «вживлять» паркинг в городскую среду нельзя. Как учитывается пропускная способность прилегающих улиц, кто должен нести ответственность за возможные заторы и т. д.?

— Разумеется, при эскизном проектировании мы руководствовались предписаниями города. Положение въезда и выезда в значительной степени определялось окружающей дорожной сетью. По задумке подъездные пути должны быть с тыльной стороны торгового центра. То же и с подвозом товара

Было проведено исследование, результатом которого стала реконструкция ул. Димитрова. Однако мы столкнулись с определенными сложностями другого рода. Это связано с режимом работы светофорного узла. Он имеет резервы во временном диапазоне и не исключает образования заторов. Альтернативный путь (имеются в виду улицы Димитрова, Обойная, Раковская) возможен в ограниченном объеме, и поэтому имеет второстепенное значение.

— Нужно ли при сооружении большого комплекса зданий, состоящих, как в рассматриваемом случае, из торгового центра, отеля и паркинга, приспосабливать к городской социально-экономической среде?

— Территория вокруг торгового центра несет новую функцию в организации городского пространства, которая влияет на активность совершения покупок. Вместе с гостиницей и паркингом сеть магазинов привлекает новых покупателей и клиентов. Отсюда идут импульсы, которые побуждают к новым перестройкам и заселениям в этом районе. Я считаю, что окружающую среду не нужно приспосабливать, она сама будет развиваться в соответствии с новыми потребностями.

— Должно ли быть пользование паркингом подобного рода (расположенным в центре города) платным? В Германии стараются исключать нецелевое использование стоянок: каждый час парковки стоит от одного евро и выше. Иначе такие стоянки были бы забиты машинами офисных сотрудников, а посетители торговых центров просто не смогли бы припарковаться.

— Да, паркинги за границей эксплуатируются на платной основе. Поскольку объект Galleria Minsk (насколько я знаю) финансировался из частных средств, а не городской администрацией или государством, владелец должен обеспечить возврат инвестиций оплатой или другими арендными доходами.

Наиболее оправдан подход, при котором розничная торговля или учреждения культуры и предприятия, работающие в сфере услуг, предоставляют скидки и таким образом частично или полностью оплачивают расходы клиента на парковку.

— Как нужно оптимально использовать паркинг? В Европе обычное дело, когда стоянка днем используется посетителями торгового центра и офисов, а ночью там оставляют машины жители соседних домов. В Беларуси такие модели плохо работают.

— Круглосуточное использование паркинга представляет собой распространенную модель, которая обеспечивает эффективное использование градостроительных ресурсов. Объемная и распределенная по времени загрузка значительно стабилизирует хозяйственную деятельность предприятия. Если соблюдать определенные правила, то это оправданно.

Однако для реализации популярной на Западе модели нужны технологии, которые постоянно контролируют въезд и выезд через шлагбаум, общее время стоянки, а также взимают платежи. Желательно, чтобы у пользователя был выбор — рассчитаться по карточке или наличными, причем паркомат должен выдавать сдачу как с купюр, так и с монет.

Важно также, чтобы технология оплаты идентифицировала разных пользователей — тех, кто приехал в магазин и имеет скидки (подарочные сертификаты, бронь в гостинице и пр.), и местных жителей, паркующихся ночью. Это могут быть билеты со штрихкодом, карточки с RFID-меткой, системы распознавания регистрационных знаков и др. Обязательное условие — онлайн-связь с центральным постом управления и службой охраны.

В Европе сейчас становится актуальной функция гибких тарифов, которые, скажем, включают стоимость зарядки электромобилей во время парковки.

— Что представляет собой общественный паркинг с современной точки зрения? Каким критериям он должен отвечать?

— На Западе удобство паркингов для пользователей оценивают специалисты соответствующей ассоциации. При положительном заключении объект получает знак европейского стандарта. Большое внимание, в частности, сейчас уделяется осветительному оборудованию, которое должно быть экономичным (рекомендовано использование светодиодов), с регулируемой яркостью и разными сценариями.

О других стандартах, которым должен отвечать современный паркинг, я уже говорил выше.

— Раньше у нас было железобетонное правило при проектировании: сверху паркинг, а снизу — торговый розничный центр. Но есть мнение, что в белорусских условиях это нежизнеспособно. Как думаете почему?

— Знаю целый ряд торговых розничных предприятий, в которых парковочные места расположены на крыше или несколькими этажами выше над торговым залом. Мне неизвестно о том, что эта концепция не имеет права на жизнь. Однако замечу, что в погодных условиях Беларуси техническое обслуживание съездов и парковки на верхнем этаже без крыши может представлять определенную проблему. Наоборот, когда парковочные сооружения находятся над торговыми площадями, есть одно преимущество: такие объекты не имеют колонн и там более удобно организованы парковочные места для посетителей.

— Несколько лет назад в центре Минска из многоэтажного паркинга вылетел Mercedes и упал на крышу. Есть ли какие-нибудь рекомендации по исключению подобных происшествий — усиленное ограждение и т. д.?

— В общей доли дорожных происшествий подобные случаи занимают тысячные доли процентов. В Германии такие ЧП тоже фиксируются — примерно 1—2 в год. Но их число сопоставимо с арифметической погрешностью по сравнению с общей статистикой аварийности. Причинами таких инцидентов становились резкое ухудшение здоровья водителя (например, сердечный инфаркт или судорога) и ошибки (перепутал педали газа и тормоза или переднюю и заднюю передачу).

Типичными для паркингов и подземных гаражей являются мелкие аварии — как правило, небольшие столкновения с опорой, стенкой, паркоматом или другим автомобилем на низкой скорости в 5—10 км/ч.

Тем не менее предотвращению любых происшествий на паркингах уделяется большое внимание. В частности, при проектировании закладываются фасады с опорной конструкцией, которая должна выстоять после удара автомобиля весом 2,5 тонны, двигавшегося со скоростью в 15 км/ч. Проводятся специальные расчеты. Учитывается как фронтовой удар, так и боковое столкновение.

— Какое будущее у многоуровневых паркингов, если в городе не существует упорядоченной системы платной парковки на улицах? Центр Минска заставлен машинами, а сложные объекты пустуют (как, например, на ул. Немиге).

— Это, конечно, проблема. В среднесрочной перспективе ни один город не обойдется без того, чтобы хотя бы в центральных районах не упорядочить парковочное пространство и не ввести соответствующие правила по созданию и использованию машино-мест с учетом постоянно увеличивающегося количества велосипедистов.

Когда хаос с общественными парковками на улицах становится невыносимым, тогда самостоятельно развивается спрос в среде разумно мыслящих водителей и крупных застройщиков.

— Сколько должна стоить парковка? Может быть, существует некая формула, учитывающая среднюю зарплату, стоимость автомобиля и т. д.?

— Нет какой-то конкретной формулы с точки зрения расходов на строительство или возврата стоимости паркинга. Но концептуально вопрос представляет интерес. Необходимо констатировать, что во многих местах парковочные сооружения строить и эксплуатировать нерентабельно. В прошлом использовались дотации от города или же парковочное сооружение возводилось как инфраструктурный объект.

Приведу пример. В мае 2016 года принят в эксплуатацию спроектированный нами надземный паркинг на 1306 парковочных мест рядом с университетской клиникой г. Йена (университетский город в немецкой земле Тюрингия). Общая стоимость строительства составила около 13 миллионов евро. У этого паркинга имеется два спиральных спуска, пять парковочных уровней и особая шумопоглощающая защита окружающей среды. Инвестором и оператором является крупнейший в Германии оператор паркингов.

Университетская клиника предоставила земельный участок и дает гарантии эксплуатации. Она получает плату за аренду. Рефинансирование осуществляется от смешанных пользователей — врачей и сотрудников клиники, а также за счет пациентов и посетителей. Тариф за краткосрочную парковку составляет 1,50 евро в час, за долгосрочную парковку без фиксированного парковочного места — 28 евро в месяц, с забронированным парковочным местом — 80 евро в месяц.

В центре крупных немецких городов парковка в общественных паркингах стоит от 1 до 4 евро в час. Самые высокие тарифы в Германии — 30—38 евро в день — на стоянках в паркингах вблизи терминалов крупных аэропортов.

— Имеется ли возможность интеграции паркингов в минские многоэтажки. Реально ли встроить подземные гаражи?

— Во многих странах оправдана практика, когда, в зависимости от грунта под сооружением и от потребности, в новостройки под жилыми домами и торговыми зданиями, а иногда под торговыми предприятиями и гостиницами интегрируются подземные одно-, двух-, а в Германии даже четырехэтажные паркинги. Такие гаражи влекут за собой сравнительно высокие инвестиционные и производственные расходы, поэтому необходима постоянная комплексная оптимизация по месту строительства.

Расположение муниципальных паркингов рядом с торговыми центрами и аналогичными зданиями также возможно, причем надземные сооружения требуют значительно меньших инвестиционных и производственных расходов. Конечно, в зависимости от состояния техники необходимо обеспечить оптимальные схемы пожарной безопасности. Здесь у меня появляется ощущение, что отчасти в Минске предъявляются более высокие требования, чем в Германии или Швейцарии.

Особенное компактное решение представляют собой автоматические гаражные системы в глубоких, механическим способом сооруженных шахтах. К примеру, для Herrenknecht AG, всемирно известного производителя буровых машин для проходки туннелей (в том числе для метро), мы разработали системное решение по сооружению гаража на 90 мест в шахте на глубине 65 метров с диаметром в 10,80 метра.

— Есть ли у паркингов будущее в условиях, когда приближается эпоха автономных автомобилей и сервисов по каршерингу?

— Сколько просуществуют автомобили и другие индивидуальные транспортные средства, столько будут востребованы места хранения. По моим ощущениям, в городах и агломерациях машины постепенно прекратят парковать на улицах, для этого станут использовать паркинги и подземные гаражи. Строительство надземных по сравнению с подземными сооружениями будет доминировать. Это условие поддержания урбанизации.

Потребность в парковочных местах и сооружениях появляется также и потому, что, несмотря на стремление к устранению заторов, в местах тяготения есть проблема с одновременным приездом и отъездом автомобилей. В остальное время машин, водители которых паркуются, совсем немного. И неважно — стандартные это транспортные средства или автономные. Интересен другой аспект — приспособление паркингов под актуальные нужды, например обустройство зарядок для электромобилей.

На ближайшие десятилетия я не прогнозирую полного отказа от паркингов, скорее произойдет дальнейшая специализация и приспособление к новым формам пользования.

Парковочные радары в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by