08 апреля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Не ездите на „оранжевый“ и не решайте за других». Разбор торможения на желтый сигнал светофора

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Сейчас в Минске между автомобилистами существует негласная договоренность по поводу проезда светофора: желтый — считай, можно ехать (ПДД допускает движение с оговорками). Более того, затормозив на этот сигнал светофора, можно запросто получить удар сзади. Две ситуации, произошедшие на одной и той же улице в Минске, тому доказательство. Сначала один водитель чуть было не врезался в притормозившую Mazda и бурно возмутился остановкой на желтый. А через пару дней на соседнем перекрестке при аналогичных обстоятельствах все же случилось ДТП. Причем два участника ситуации разместили записи с видеорегистраторов, что дало полное представление о произошедшем. Все три ролика наш эксперт рассматривает на месте аварии. Мы также связались с водителем Peugeot, которого ГАИ предварительно назвала виновником ДТП. Что он сказал?

Улица Пономаренко, которая соединяет второе кольцо и микрорайон Сухарево. Характерная особенность для такой городской магистрали — превалирующее транзитное движение. А стало быть, типичные нарушения — это превышение установленной скорости и проезды на запрещающие сигналы светофора.

— Первая ситуация — это небольшой конфликт с участием водителя Mazda 626 и автором видео, который произошел на перекрестке Пономаренко — Гурского. Такой тревожный звоночек, — открывает ноутбук наш эксперт Виталий Жуковский. — Вторая ситуация, зафиксированная на соседнем перекрестке, вызвала больший резонанс. Там ДТП все же случилось — столкнулись Peugeot и Volkswagen. В обоих роликах некоторые участники действовали на грани фола. Самое удивительное, что мы сами не заметили, как в нашу привычку вошло не осторожничать, а наоборот, давить на педаль газа, когда времени в обрез. Разве это нормально?

Вторая ситуация случилась на пересечении улиц Янки Мавра и Пономаренко. Сначала появилась видеозапись, которая не дает полного представления о произошедшем. Моргает зеленый сигнал светофора, автор видео останавливается, затем слышен характерный звук для экстренного торможения. В следующую секунду справа вылетает Volkswagen Golf Plus. Можно даже решить, что в него врезался другой автомобиль и от удара хетчбэк вылетел. Но динамика после столкновения и характер повреждений говорили: все не так просто.

— Сейчас мы уже знаем, что эта запись велась из автомобиля Kia, — продолжает эксперт. — Автор видео объяснил, что увидел, как мигает зеленый, и решил не ехать на желтый, так как увидел встречные автомобили, поворачивающие налево. Действительно, впереди находился Citroen C5. Нужно отдать должное — его водитель терпеливо выжидал и не стал проскакивать, когда остановился Kia. Опытные автомобилисты знают, чем это чревато: в любую секунду из-за машины, ограничивающей обзор, может появиться быстрый водитель. Универсал ждал, пока не остановятся все полосы.

В результате этого происшествия никто не пострадал. Но могло случиться иначе. Обратите внимание на пешеходов, которые стояли на тротуаре, возле края проезжей части.

Услышав и увидев приближающийся Volkswagen, двое из них даже сделали несколько шагов назад. Если бы водитель Golf Plus после удара потерял управление, все могло бы закончиться иначе.

Лучшим комментарием стал пост, призывающий показывать такие видео тем, кто «любит висеть на хвосте». На самом деле не все так просто. Если детально просматривать ролик, то наверняка обратите внимание на паузу, возникшую между замедлением Kia и звуком торможения Peugeot.

Наши предположения подтвердились, когда была обнародована еще одна видеозапись — сделанная из Peugeot. Изначально водитель этого автомобиля утверждал: увидев стоп-сигналы Kia, подумал, что эта машина притормаживает, чтобы на безопасной скорости проехать перекресток.

Но у нас возникли сомнения по поводу этих слов. Судя по второму ролику, от момента загорания стоп-сигналов Kia до звука торможения прошло около 2—2,5 секунды. Для дорожного движения это много.

Можно предположить, что водитель отвлекся... На что? Магнитола не была включена. На курение? Часто бывает, что пепел с сигареты падает на брюки, водитель начинает его стряхивать и... Однако наиболее правдоподобная версия — телефон, который поглощает внимание пользователя. Чуть позже мы получим подтверждение нашей догадки.

— Знаете, что удивляет? Спокойная езда становится чем-то ненормальным, — замечает Виталий Жуковский. — Вот смотрите. Kia двигался довольно спокойно, стал притормаживать, чтобы не ехать на желтый, к тому же впереди увидел поворачивающие налево машины. Водитель сопоставил риски и принял нормальное решение. Но так вышло, что два других автомобилиста планировали действовать по-другому, они не рассчитывали останавливаться. Водитель Peugeot, обратившийся в редакцию, признался: «До меня слишком поздно дошло, что бывает такое, что на „оранжевый“ нажимают педаль тормоза „в пол“». Куда это годится?

На форуме Onliner.by часто пишут: иногда вынужденно проезжаешь на желтый, смотришь в зеркало заднего вида, а за тобой еще несколько автомобилей проскочили. Это стало нормой, и даже наоборот — многие рассчитывают, что автомобиль не будет тормозить на желтый.

По ПДД желтый сигнал светофора запрещает движение (п. 39.3). Но оговорка (п. 50.1) о том, что «водителям, которые не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение», фактически нивелирует табу.

— Сотрудники ГАИ предварительно потерпевшим назвали водителя Volkswagen, — рассказывает Виталий Жуковский. — Но давайте взглянем на его действия с другого ракурса. Второе видео свидетельствует, что он пытался проехать как минимум на желтый сигнал светофора. И это по крайней правой полосе, откуда меньше всего ожидаешь увидеть быстро движущийся автомобиль. Кроме того, данный ряд хуже всего просматривается с позиции того же Citroen C5, который планировал повернуть налево со встречной полосы.

Во время разбора происшествия накопилось немало вопросов к водителю Peugeot. Нам удалось поговорить с Александром, который согласился дать небольшой комментарий по поводу случившегося. Вот что он, в частности, сказал по поводу паузы (в 2—2,5 секунды), которую можно было использовать для погашения скорости:

— Я не сразу «въехал», что он действительно собирается останавливаться. Как правило, в Минске на мигающий зеленый и даже «оранжевый» пролетают. А по поводу паузы... Я отвлекся на телефон, который у меня стоял с навигатором.

— Ну а сами как двигаетесь через перекресток в таких ситуациях? — спросил эксперт.

— На месте Kia я однозначно бы его проехал на «оранжевый» и завершил, может быть, даже на красный. ПДД это не нарушает, правильно? Правильно.

— А встречный Citroen вас не смущал?

— Я его прекрасно видел. Он стоял и ждал.

Отметим, что, кроме Citroen, на перекрестке также находился Ford Focus, который впоследствии развернулся.

— Если бы я видел моргающий зеленый, я бы стал спокойно тормозить, — также объяснил Александр. — Резкий тормоз я не люблю, хотя разгоняться — наоборот. Я учитываю, что сзади меня может кто-то находиться, и всегда плавно торможу...

— Хорошо. Вы могли видеть, что начал мигать зеленый, почему же не тормозили? Вероятно, вы запрограммировали себя на проезд перекрестка?

— Если бы водитель Kia собирался проехать, то и я бы проехал его... Считаю, что времени для проезда перекрестка было много.

Дискуссия продолжалась еще некоторое время. По разговору сложилось ощущение, что водитель Peugeot — адекватный молодой человек, который просто действует как все. В конце концов он признал: «Я согласен, стормозил. Останавливаться надо было раньше».

После звонка водителю Peugeot мы решили посмотреть, как ведут себя водители на перекрестке Пономаренко — Янки Мавра. Оказалось, проезд на желтый там норма. Наибольшая опасность возникает, когда кто-то пытается повернуть налево (развернуться), — обзор встречки перекрыт, водители осторожно подкатываются, а в последний момент из-за остановившегося (встречного) автомобиля появляется быстрая машина.

В такой ситуации водитель седана, проскакивавший на желтый, даже посигналил, мол, еду на желтый — не сунься!

А чуть позже мы наблюдали совсем другую реакцию — Toyota Yaris мог проехать на свой законный зеленый, но просчитал опасность и не стал проскакивать, а остановился. В этот момент перед ним налево поворачивал микроавтобус. ДТП удалось избежать благодаря внимательности и реакции водителя хетчбэка.

Еще одно видео было сделано за несколько дней до рассматриваемого ДТП. Речь о ролике с участием Mazda на перекрестке Пономаренко — Гурского. Ситуация точь-в-точь: на встречке — поворачивающие налево и разворачивающиеся. Водитель седана решает не проскакивать и удостаивается клаксона и ругани от автора видео.

— Отличие в том, что Mazda тормозит более интенсивно, чем Kia из предыдущей ситуации, — просматривает видеозапись эксперт. — Это заметно по приподнявшейся задней части автомобиля. Водитель понял, что сзади движется другая машина, смотрит в зеркало заднего вида и приотпускает педаль, дабы проехать чуть вперед, дать дистанцию для торможения.

Результаты опроса, который проводился на сайте по поводу ситуации с Mazda, были предсказуемыми. Вопрос звучал так: «Что опаснее: ехать на желтый или тормозить „в пол“?» Большинство выбрали вариант «Опасно не соблюдать дистанцию». Второй по популярности ответ — «„Проскакивать“ на желтый». На третьем месте — «Резко жать на тормоз».


— Если вы решили перекресток не проезжать, а останавливаться на моргающий зеленый или желтый, — ведите себя предсказуемо для других участников дорожного движения, — подытоживает Виталий Жуковский. — Обязательно контролируйте ситуацию позади. В случае когда кто-то висит на хвосте — применяйте поэтапное торможение, в несколько приемов. Чтобы это не стало неожиданностью для заднего водителя. Увидев загоревшиеся один, два, три раза стоп-сигналы, он поймет серьезность ваших намерений, и все завершится благополучно.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by