15 апреля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Если вы кому-то сделали плохо, при первой же возможности вам отомстят». Краснов возвращается и разбирает конфликт перестроения

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Сколько раз мы уже наблюдали подобное: из-за недопонимания на ровном месте возникает конфликт, что провоцирует определенные действия с обеих сторон. На сей раз на съезде со второго кольца в Минске автор видео «сцепился» с таксистом на Honda CR-V. Кто начал первым? И почему все так произошло? Сегодня дорожный конфликт разбирает Юрий Краснов, вернувшийся в эфир после длительной паузы.

Конфликт возник при съезде со второго городского кольца на проспект Победителей. Рядовая ситуация раскручивалась по спирали и с каждым витком нагнеталась. В какой-то момент таксист явно помешал автору ролика перестроиться, а машина с видеорегистратором замедлилась. Ничего чрезвычайно опасного не произошло, но запись, на наш взгляд, представляет интерес для детального обзора.

— Ситуация очень интересная, я бы даже сказал, «вкусная». Столько нюансиков, которые можно обсудить, — Юрий Краснов за время отсутствия явно соскучился по нашим сюжетам. — Прежде всего хочу сказать, что сам езжу по этому маршруту практически каждый день и всегда при съезде с улицы Орловской на проспект Победителей смотрю, нет ли на остановке троллейбусов или автобусов. Зачем? Мне нужно понять: или я буду объезжать общественный транспорт, или мне надо перестраиваться ему в хвост.

Фактор общественного транспорта довольно важен. В ролике видно, что у троллейбуса включен левый поворотник. В данном случае он уже отъезжал от остановки. Хотя иногда в городе замечаешь другой алгоритм действий водителей маршрутных транспортных средств: посадка-высадка пассажиров еще не закончена, а указатель поворота уже включен. Есть ощущение, что многие автомобилисты знают об этой привычке и потому не очень-то верят, что автобус или троллейбус начнет движение именно после подачи сигнала о повороте. Не исключено, что таксист тоже не поверил…

— На самом деле таксист находился в удобном месте, когда троллейбус начал отъезжать от остановки. Ему не надо было никому уступать, но он словно подчинился инстинкту толпы, — просматривает ролик эксперт. — Перед Honda двигались еще два автомобиля, и одному из этих водителей также нужно было съезжать направо. Причем он же испугался! У этого кроссовера загорелись стоп-сигналы. Притормозив, он тем самым загнал в ловушку тех, кто ехал за ним, — в том числе таксиста.

Возник также вопрос, почему водитель троллейбуса упрямо ехал до последнего и перестраивался через треугольник разметки. Думается, этот алгоритм подсказан опытом: иначе общественный транспорт вообще не сможет проехать по этому участку.

Вообще, согласно пункту 125 ПДД, водители, которые в такой ситуации едут по крайней правой полосе, обязаны уступить дорогу маршрутному транспортному средству. В какой момент? Например, когда водитель троллейбуса обозначил маневр (читай: включил поворотник). Но уступают далеко не всегда.

— Таксист допустил стратегическую ошибку, не пропустив троллейбус, а увидев, как далеко зашла ситуация, решил притормозить, — продолжает Юрий Краснов. — Автор видео замечает это и приостанавливается, пропуская Honda. А вот дальше произошло недопонимание. Водитель кроссовера, возможно, решив, что это дорога с двусторонним движением, начал перестраиваться правее, хотя в реальности в этом не было необходимости. Логичнее было ускориться в крайней левой. Тут уже обиделся автор ролика, который пропускал таксиста: мол, я тебе помог, а ты меня в благодарность еще и подрезал!

Как нам показалось, раздосадованный автор ролика «моргнул» дальним светом фар. Этот момент можно заметить во время перестроения Honda — на правой двери кроссовера луч отразился характерным образом.

Не исключено, что именно недовольство, выраженное этим «морганием», могло вызвать нервную реакцию таксиста. Тот перестроился левее, когда автор видео попытался его опередить, и заблокировал ряд. Потом водитель Honda повторил этот же маневр, но взял правее.

— Видите, как тяжело в конкретной дорожной ситуации соблюдать ПДД и взаимодействовать с другими водителями? — замечает Краснов. — Есть одна особенность. Водители, оказавшиеся в сложном положении, считают, что все окружающие понимают и видят обстановку так же, как и они, а значит, должны помочь. Но зачастую происходит вовсе не так… И нельзя обижаться на это! Ну что за манера, скажите, а? У нас часто злятся и стараются отомстить. Через несколько минут человек, возможно, пожалеет об этом, начнет извиняться, но в запале не сможет остановить негатив.

Конечно, рассуждать о таком всегда легко. Но в реальности сложно оставаться спокойным, когда в отношении тебя действуют агрессивно, например, заставляя тормозить без видимой причины.

Говорят, помогает, если представить, что злость направлена не конкретно против вас: оппонент в принципе склонен действовать так в других жизненных ситуациях, и для него вы обезличенный водитель Н. А стало быть, и обижаться нечего…

— На месте таксиста я бы поехал в крайней правой полосе и даже «моргнул» «аварийкой», попросив прощения, — утверждает эксперт. — Он же тебе помог… Тогда конфликт был бы погашен. Но нет! Водитель такси начинает перестраиваться без поворотника, потом снова. А через несколько секунд судьба преподнесла автору видео подарок — в крайней правой стояла машина с включенной «аварийкой». Видно, как скорость снижается, — таксист оказался в ловушке. Это лишь доказывает грустную истину: если вы на дороге кому-то сделали плохо, то он при первой же возможности попытается отомстить.

Затем автомобили выезжают на проспект Победителей. Горит красный сигнал светофора. Что было дальше? Сказать сложно, так как на этом ролик обрывается. Но ситуация на тот момент была накалена до предела.

Многие на форуме Onliner.by негативно оценили ситуацию, зафиксированную в ролике. Вот типичное мнение: «А сам что, лучше?» Вероятно, не только мы заметили, что любые моменты, связанные с «учительствованием», «вредничаньем» и так далее, подвергаются жесткому троллингу в комментариях. Хорошо, если это подвигнет водителей прощать, не мстить, отвечать на зло стоическим спокойствием.

Юрий Краснов, впрочем, считает, что основной посыл исходил не от автора видео. Нам удалось связаться с Дмитрием, который согласился высказать свою позицию: «Я увидел, что троллейбус начинает движение от остановки. Решил заехать в карман: в таком случае таксист, как мне кажется, должен был убедиться, что помех нет, и продолжить движение. Знаете, это ведь типичное поведение для таксистов. Но они же пассажиров возят!»

Как оказалось, Дмитрий сразу не хотел уступать водителю Honda, но вынужденно притормозил. Автор видео признал, что «моргнул» дальним светом фар, подтвердив нашу догадку, и, кроме того, просигналил. В таком случае понятна реакция таксиста.

Некоторое время мы наблюдали, что происходит на этом участке дороги. Наше журналистское наблюдение таково: общественный транспорт загнали в карман, который служит для съезда автомобилей с одной городской магистрали на другую. Действовать в таких условиях водителям троллейбусов и автобусов довольно сложно. У них есть около 40—50 метров для перестроения.

Когда подъехал троллейбус 33-го маршрута, мы стали свидетелями интересной ситуации. Водитель Ford (на лобовом стекле которого был размещен опознавательный знак «Инвалид») остановился перед общественным транспортом и стал высаживать пассажира. Как раз в это время несколько машин поворачивали направо. Тем не менее водителю троллейбуса удалось вырулить и продолжить движение по маршруту.

— Ну почему не остановиться позади троллейбуса? Мне кажется, получилось некрасиво, даже с учетом того, что на автомобиле размещен опознавательный знак «Инвалид»… — возмущается эксперт.


— Мне бы хотелось пожелать, чтобы водители все-таки научились прощать друг друга, — подытоживает Юрий Краснов. — Например, таксиста можно понять: работа у него такая. Он целый день за рулем, крутит баранку и зарабатывает деньги. Если мы научимся останавливать негатив, то всем вокруг станет только лучше.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by