Никаких эмоций, только улики. Мотопроисшествие на МКАД глазами эксперта

17 апреля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Никаких эмоций, только улики. Мотопроисшествие на МКАД глазами эксперта

Автор: Андрей Журов. Фото: Максим Малиновский

Мотоцикл Suzuki лежит на боку в полосе для движения, на обочине стоят друзья погибшего, мимо, иногда не снижая скорости, проезжают автомобили... На этом фоне выделяется фигура человека в форме, который с фонариком в руках осматривает проезжую часть. Зрение фиксирует все мельчайшие детали, которые могут иметь отношение к случившемуся: осколки корпуса, фрагменты мотошлема, царапины на асфальте. Скрупулезная работа эксперта-автотехника по делу обычно начинается на месте происшествия, а заканчивается за компьютером — в расчетах, формулах, коэффициентах. Корреспонденты Onliner.by следовали по пятам за сотрудником Государственного комитета судебных экспертиз, чтобы понять специфику работы специалиста, заключения которого часто становятся ключевой составляющей уголовного дела. Читайте репортаж с места резонансного происшествия.

Авария случилась поздно вечером. Первая поступившая информация очень скупая: «На МКАД произошло ДТП со смертельным исходом. Погиб мотоциклист — мужчина 30 лет». Телефонный звонок застает Леонида Хрола, старшего эксперта Фрунзенского (г. Минска) райотдела Госкомитета судебных экспертиз, дома. Пара минут на сборы. Несколько пар перчаток, штангенциркуль, криминалистическая линейка, фотоаппарат со штативом, мелки. Все необходимое для работы комплектуется по ситуации. В ближайшие несколько часов нужно быть чрезвычайно сконцентрированным. Как бы пафосно это ни звучало, но любая деталь может иметь важнейшее значение для уголовного дела, которое наверняка будет возбуждено в ближайшие часы.

Перед местом ДТП образовался большой затор. Подъехав чуть ближе, видим в крайней левой полосе автомобиль прикрытия со светодиодными дорожными знаками. Перед ним — микроавтобус следственно-оперативной группы с включенными спецсигналами. Это необходимые меры предосторожности на скоростной дороге. Но даже в таких условиях находились водители, которые действовали по-настоящему опасно.

На обочине — несколько машин ГАИ, на место трагедии, как часто бывает, приехало много мотоциклистов. Инспекторы опрашивают очевидцев — сразу сообщалось, что погибший водитель Suzuki ехал в группе из пяти-шести человек. Его друзья находятся в шоковом состоянии. Кто-то эмоционально говорит по телефону, кто-то в оцепенении сидит на корточках, обхватив голову руками. Один из мотоциклистов, устремив взгляд в направлении дороги, бормочет: «Юрка, Юрка, как же так?»

Позже Леонид признается: «Эмоциональный фон, когда нужно работать, стараешься не замечать. Необходимо абстрагироваться, иначе не сможешь работать и что-нибудь обязательно упустишь. В такие моменты концентрируешься на всем, что может иметь отношение к ДТП».

Эксперт берет в руки фонарик и идет вдоль ограждения, иногда останавливаясь и выхватывая лучом света что-то из темноты. Это первая, предварительная оценка ситуации — для понимания общей картины и определения границ следовой информации. Сколько раз Леониду еще придется пройти туда-сюда за эту ночь...

После краткого доклада по телефону руководству начинается основная работа. К детальному осмотру места происшествия подключается инспектор, входящий в состав следственно-оперативной группы. Он кратко переговаривается с экспертом:

— Общую осыпь фиксирую отдельно, предметы — отдельно.

Шлем расколот на несколько частей, подшлемник лежит рядом. Прямо возле разделительного ограждения замечаем мобильный телефон и ботинки мотоциклиста. Одной из особенностей этого происшествия эксперт называет большой разброс осколков, вещей и др.

— Нужно еще учитывать, что какие-то части кузова могли перемещаться по проезжей части. Но в целом ситуация понятная, — замечает Леонид. — Даже если что-то отнесло ветром или отбросило из-под шин проезжавших автомобилей, становится заметно — эта деталь выглядит обособленной, не согласуется с общей картиной ДТП.

— Что можно установить по осыпи осколков? Во время судебных заседаний адвокаты иногда апеллируют к этому фактору, — спрашиваем во время небольшой паузы.

— Это один из принципиальных моментов, по которому можно установить место наезда на пешехода, а следовательно, была ли техническая возможность предотвратить ДТП, — на примере объясняет эксперт. — Но на месте происшествия мы не делаем преждевременные выводы, а фиксируем все следы, которые имеют отношение к аварии.

Иногда это очень непростая задача. Так, предварительно сообщалось, что мотоцикл врезался в ограждение. Но «врезался» — сильно сказано. Всматриваемся в конструкцию отбойника: только слой засохшей дорожной грязи — ни вмятин, ни следов краски, которые могли остаться. В конце концов Леонид обнаруживает едва заметную царапину и отмечает место возможного удара конусом.

Постепенно автомобильный поток на МКАД редеет. Большинство мотоциклистов, съехавшихся после трагического известия, покидают место аварии. На обочине остаются несколько очевидцев — их еще опрашивают следователи и сотрудники ГАИ.

Несмотря на то что место происшествия огорожено конусами и там находится несколько машин с включенными спецсигналами, пара автомобилистов все же выезжает на ограниченный для движения участок дороги. Особенно лихо действует водитель фуры, который на скорости проскакивает через второй ряд, едва не наезжая на тело мотоциклиста. Опасно!

Осмотр проезжей части не прекращается ни на минуту. Вот эксперт переговаривается со следователями. Обращает внимание на обломки, что-то фиксирует, обсуждает нюансы. Одна из самых важных деталей — лента тормозного пути, которая вьется по дороге. Этот след, вероятно, позволит установить ключевой момент происшествия — скорость мотоцикла перед ДТП.

— След четкий, имеет явные границы, — выставляет штатив и последовательно делает фотографии Леонид.

Чтобы лучше получились снимки, он просит водителя автомобиля следственно-оперативной группы включить фары. Особенность работы на месте этого происшествия — недостаточная освещенность. Глаза неминуемо устают, все время приходится быть на ногах. И нет офисного кресла, на которое можно откинуться и отдохнуть пару минут.

Обращаем внимание на то, что сначала след торможения имеет четкие границы, потом становится менее явным, затем вновь проявляется и в конце уходит в сторону ограждения. Специфика перемещения мотоцикла во время аварийной ситуации отражена на асфальте.

В конце тормозного пути — царапины на дорожном покрытии. Эти следы также фиксируются на фотокамеру. Вообще, в объектив попадает все, что имеет отношение к происшествию. Впоследствии будет составлена фототаблица из нескольких десятков снимков, которая войдет в материалы уголовного дела.

Оборванный тросик, приборный щиток, детали пластиковых частей мотоцикла... Опытный специалист хорошо знает конструкцию транспортных средств и с ходу фильтрует дорожную информацию, сопоставляя данные. Это важно для отсеивания посторонних сведений, которые могут сбить следствие с толку.

Разумеется, чтобы профессионально работать в таких условиях, нужно обладать определенной квалификацией. Кто становится экспертом-автотехником? В профессию, как правило, попадают специалисты с высшим техническим образованием. Леонид Хрол, например, закончил автотракторный факультет БНТУ, по образованию — инженер. Первые несколько лет набирался опыта. Только потом был привлечен для работы на местах ДТП. Регулярно проходит стажировку, изучает материалы европейских коллег. Специфика в том, что если упустишь новые знания — потеряешь квалификацию.

Теперь следователь УСК по г. Минску приступает к составлению протокола осмотра места происшествия. Эксперт в данном случае выступает как специалист. Фактически все начинается заново: фиксируются мелкие и крупные детали, тормозной путь, предполагаемое место падения, расположение мотоцикла и тела...

Особенное внимание уделяется осмотру мотоцикла и его повреждений. Потом Suzuki доставят на штрафстоянку. У эксперта будет время изучить байк более подробно. Обычно в таких случаях ставится вопрос о техническом состоянии тормозной системы, рулевого управления и т. д. до аварии.

По словам Леонида, на это может уйти от нескольких часов до нескольких дней — все зависит от повреждений транспортного средства. Иногда характер изломов приходится исследовать под микроскопом. Есть специальные методики, позволяющие установить достоверно, в какой момент произошел выход из строя того или иного узла или агрегата.

Следователи и эксперт подходят к телу... Это сложный с моральной точки зрения момент. Можно, конечно, сказать банальное: кто-то же должен выполнять эту работу. Но, в конце концов, все мы люди и не лишены человеческих эмоций. Есть ли место в таких случаях эмпатии? Представляют ли они, что еще несколько часов назад человек говорил, ходил, жил? «В нашей профессии впечатлительные не задерживаются», — скупо замечает на месте эксперт. Впрочем, позже он признает: «Временами приходится нелегко».

Наконец следственно-оперативная группа в сопровождении понятых приступает к заключительным работам на месте происшествия. Проводятся замеры с помощью криминалистической линейки и рулетки. Опять все фиксируется на фотоаппарат. На основе массива данных будет составлена масштабная схема ДТП.

Эксперт провел практически всю ночь на месте аварии. Освободился около пяти часов утра, а уже в девять снова был на рабочем месте. Вещественные доказательства изъяты и находятся у следователей.

Часть из них помещают в пакеты, которые маркируются специальной лентой — разорвать ее незаметно невозможно. Если кто-то нарушит герметичность — это станет явным.

Процедура такова, что следователь, ведущий дело, формулирует вопросы в постановлении о назначении экспертизы. Обычно это происходит в первые несколько суток после ДТП. Судебно-медицинская экспертиза устанавливает причины смерти, комплексная по одежде или обуви может сделать заключение, например, о том, в каком положении находился пешеход в момент наезда. Выводы экспертов-автотехников касаются обычно скорости, техсостояния транспортных средств, возможности или невозможности предотвратить ДТП.

К моменту нашего разговора уже было известно, что есть запись видеорегистратора. По нашим сведениям, она неважного качества. Но для эксперта даже этого часто достаточно, чтобы достоверно установить скорость. Вероятно, запись вскоре также поступит для анализа.

— Самое сложное, когда осмотр места происшествия завершен и все, что можно было, зафиксировано, а каких-то данных для восстановления полной хронологии случившегося все равно не хватает, — признается Леонид Хрол. — Тогда можно неделю размышлять о том, как ответить на все вопросы, сформулированные в постановлении о назначении экспертизы. В последующем может понадобиться проведение следственных экспериментов и иных следственных действий.


Во время судебных заседаний огромное значение имеют именно выводы экспертов. Часто их заключение становится весомым аргументом в уголовном деле. Это тот момент, когда все зависит не от красноречия гособвинителя или адвоката, а от объективных данных, полученных на месте происшествия.

Автомобильные видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by