Обычно при покупке подержанного автомобиля пристально разглядывают царапинки и вздутия краски, «простукивают» кузов толщиномером, изучают сервисную книжку... Но в случае с проектом «Возрождая легенды» ориентировались на совершенно иные критерии. А двери откроются? Когда заводился последний раз? Прошлой осенью? Так еще недавно ездил! Есть запасные детали? Шутка ли! Речь идет о машинах, выпущенных более полувека назад, — 403-м и 407-м «Москвичах», ГАЗ-21 и др. В пул попали семь «старичков». Некоторые мы нашли во дворах деревенских домов. Другие не выезжали так давно, что двери гаражей приходилось буквально откапывать. Но было несколько очень интересных экземпляров. Впрочем, обо всем по порядку: в первой публикации рассказываем о том, как мы искали кандидатов для восстановления «легенды советского автопрома».
Старт ретроконкурса был объявлен в начале мая. «Во времена СССР выпускали продукцию элитного сегмента — от автомобилей, фотоаппаратов, часов и украшений вплоть до легендарного пива „Жигули“, названного так в честь популярного московского бара, двери которого и сегодня открыты для гостей», — подчеркивали организаторы, которые предложили вспомнить автоисторию.
Первым делом надо было отобрать машины советского производства. Владельцев автомобилей из СССР просили прислать ссылку на объявление в «Автобарахолке» Onliner.by. Заявки поступали очень разные: от проржавевших насквозь ЗАЗов за 200 рублей до лакированных «Чаек» за десятки тысяч долларов в эквиваленте.
Часть машин была отсеяна уже на этой стадии по разным причинам. Так, в некоторых экземплярах просто нечего восстанавливать и улучшать. Они сами по себе гордость ретропарадов и выставок. Другие годились в лучшем случае на роль «донора». Но попадались экземпляры, пригодность которых можно было определить только на месте. Таковых оказалось семь. Ниже расскажем о каждом, дадим свою оценку, а пользователей сайта попросим оценить перспективу восстановления, исходя из предоставленной информации.
Чтобы рассмотреть все варианты, пришлось объездить Минск, окрестности, а также другие города и поселки. Этот «Москвич-403» мы нашли в ближайшем пригороде. Модель во многом «списали» с Opel Kadett. Как у многих советских машин, существовало несколько модификаций — для такси, экспортный вариант, «южный».
Как-то сразу повелось, что всем автомобилям мы с ходу давали кличку. Уж очень индивидуальным казался каждый экземпляр из советского прошлого. К этой машине за ее небесно-голубой цвет сразу приклеилось прозвище «Василек».
— Приобрел пару лет назад, но есть нюансы: автомобиль зарегистрирован не на меня, — честно предупредил владелец раритета.
Оказалось, мужчина связан с кино, и «Москвич» (1963 г. в.) не раз участвовал в съемках. В частности, ретромашину можно увидеть в некоторых российских сериалах, ностальгирующих по советскому прошлому.
Настал черед исследовать состояние экземпляра. Пока хозяин готовился к тому, чтобы завести автомобиль — накачивал колесо, подсоединял аккумулятор, — мы оценивали внешний вид. Можно сказать, кузов в неплохом состоянии — сквозной коррозии нами замечено не было. Шины — оригинальные, колпаки — тоже.
Пришел черед осмотреть интерьер. Двухметровый водитель легко поместился в салоне и сразу оценил удобство: «Как на бабушкином диване!»
Интересный нюанс: для включения дальнего света фар предусмотрена ножная кнопка. А рычаг КПП (коробка — 4-ступенчатая) находится возле руля.
Пару слов о старческих «болезнях», без которых никуда, учитывая «возраст». У ручки одной из задних дверей не было кнопки, уплотнители задубели, топливный бак находится в багажнике (под днищем установлена канистра). Приборная панель, на наш взгляд, потребует восстановления, в передней фаре облупился отражатель.
Зато двигатель удалось завести меньше чем за минуту! То, что автомобиль оказался на ходу, чрезвычайно важно и большой плюс. Ценник невысокий, однако потребуется искать оригинальные детали. Также смущают возможные сложности при переоформлении машины.
ГАЗ-21 из огорода
Следующий кандидат, которого мы условно назвали «огородником», пылится в дальнем углу стоянки автохауса в Минске. ГАЗ-21 (1963 г. в.) долгое время находился на приусадебном участке. «Владелец пытался продать машину самостоятельно, но ничего не вышло. Так она оказалась у нас. Периодически звонят, интересуются, несколько человек даже оставляли залог. Но пока никто не приобрел», — рассказала менеджер.
Сквозная коррозия; когда хлопаешь дверьми, осыпается ржавчина; по бокам — боевые шрамы. Бросилось в глаза привнесение чужеродных элементов. Так, на лючке от бензобака установлен замок как от почтового ящика.
— Все двери открываются, — подбадривала нас менеджер.
О том, чтобы завести автомобиль прямо при осмотре, не могло быть и речи: требовалась помощь автослесаря.
— Зато есть фонарик под капотом, не то что у современных машин, — заметил один из участников проекта.
Задний диван завален запчастями. Поэтому в основном осматривали возле водительского сиденья — обратили внимание на деревянные ручки и пластиковый руль (сначала показалось, что это «трушная» оплетка).
Поскольку проехать не удалось, довольствовались внешним осмотром. Цена выставлена практически минимальная. По нашему общему мнению, такой автомобиль может быть находкой для реставраторов в первую очередь как набор оригинальных деталей, которые можно переставить на машину-реципиент.
В объявлении о продаже этого «Москвича-407» указан пробег в 1 миллион километров! Не мудрено: машина — 1961 г. в. Владелец нам сообщил, что автомобиль на ходу. Но когда мы прибыли на место, стало ясно — проехать на нем пока не суждено. Раритет был буквально втиснут под навес, а следом за ним находился еще и ЗАЗ (при покупке «Москвича» нам обещали отдать его в придачу)!
Краска на кузове «Москвича» кое-где облупилась. Салон пришлось рассматривать через приоткрытую водительскую дверь. Сразу возникли вопросы по поводу приборной панели и руля — отсюда ли они?
Честно признаться, печально наблюдать автоисторию в таком законсервированном состоянии. Сейчас машина вызывает интерес лишь у кур, бродящих вокруг. Хотя периодически потенциальные покупатели интересуются. Так, кто-то хотел использовать некоторые детали для трактора.
— Прошлым летом заводили, — ответил на наш вопрос о том, на ходу ли автомобиль, хозяин.
Во время дальнейшего разговора выяснилось: машина семейная, покупал еще дедушка. После армии внук хотел заняться восстановлением, но времени не хватило.
Да, это готов подтвердить любой реставратор: дело нудное, дорогое и требующее много сил для поисков какой-нибудь мелочи. Говорят, хромированные детали восстанавливают где-то за Уралом за бешеные деньги.
Чтобы получше рассмотреть этот автомобиль, пришлось буквально откапывать ворота гаража, вросшие в землю. Владельцы рассказали, что «Москвич» — машина семейная, заехала в бокс своим ходом в прошлом году, но обратно не выезжала. Когда-то была мысль восстановить автомобиль, но сил хватило только на реставрацию другого фамильного раритета — Jawa-350.
Нельзя не отметить, что кузов находится в неплохом состоянии — во всяком случае, сквозной коррозии мы не обнаружили, хотя краска местами облезла. В то же время заметно, что машина «подуставшая» — капот нам так и не удалось закрыть.
Приборная панель оригинальная, но ее состояние... А когда стали подробнее осматривать салон, обнаружили настоящий клад — в пепельнице находились советские монеты!
А потом разгорелись жаркие дебаты: что это все-таки за модель АЗЛК? В объявлении указана 407-я. Но решетка радиатора намекает, что 402-я. Может, переходный вариант или некая модификация? Выяснилось, что год выпуска — 1958-й. Возможно, кто-то из знатоков определит и отзовется в комментариях?
Когда хозяин следующего «Москвича» (403-я модель) открыл двери импровизированного гаража, мы ахнули: да это ж голубая мечта! Так и прозвали между собой автомобиль. Видно, что за машиной трепетно и с любовью ухаживали.
Лакированная поверхность кузова, аккуратная заводская табличка с указанием года выпуска — 1964, приличный для такого возраста салон. А обратите внимание на ручки дверей... Это однозначно лучшее, что мы видели до сих пор!
Владелец рассказал историю реконструкции мечты. Когда-то его начальник купил ГАЗ-21 — для восстановления. Тогда появилась идея последовать примеру, и лет 7—8 назад был приобретен этот седан советского производства. Потом начались поиски оригинальных деталек и узлов, которые до сих пор хранятся в гараже.
Но как часто бывает, в определенный момент процесс стал бесконечным и требующим слишком много затрат и усилий. Владелец вздыхает: неохота продавать такой агрегат, однако что поделаешь...
Звонки поступают часто. Работники цирка хотели, например, взять автомобиль для участия в шоу. Сотрудники киностудии из Санкт-Петербурга планировали снимать в фильме — правда, машину пришлось бы взорвать. Жалко...
Мужчина говорит, что «Москвич» на ходу. На пару с местным специалистом они долгое время предпринимали попытки реанимировать двигатель. В конце концов его несколько раз удалось завести, но, поработав некоторое время, мотор глох...
Если придираться по мелочам, то отметим следующее. Передняя фара едва-едва держится. Попытка вытянуть антенну привела к тому, что она стала буквально рассыпаться в руках. Магнитола явно не родная.
Состояние автомобиля порадовало, но кое-что все-таки требует замены (владелец, впрочем, обещал отдать запчасти и даже второй двигатель). Однако стоимость экземпляра выше, чем аналогов.
Но настоящий восторг вызвал следующий экземпляр. Мы не смогли скрыть эмоций, когда уже вечером заехали в гараж Евгения, продающего «Москвич-407» (1959 г. в.). Всё — от того, как было составлено объявление, до состояния машины — говорило, что нынешний хозяин вложил в него не только немалые деньги, но и душу.
— Купил для восстановления, — взахлеб рассказывал Евгений. — Полностью разбирал и собирал. Кузов носили буквально на руках из гаража в гараж. Тут почти все детали оригинальные. Как находил? Искал по объявлениям, ездил к владельцам таких же машин. Некоторые детали до сих пор хранятся в заводской упаковке.
Молодой человек сообщил много любопытных нюансов об автомобиле. Например, с помощью складывающихся жалюзи можно защитить радиатор от холодного ветра. Интересно, что до сих пор владельцы современных машин возятся с картонками, хотя еще в 1950-е придумали конструктивное решение!
— Зимой, перед тем как надолго оставить автомобиль, требовалось слить воду из радиатора, а по возвращении залить горячую, — продолжал владелец раритета. — Заодно решался вопрос прогрева двигателя. А о количестве оборотов мотора узнавали с помощью стеклоочистителей. Надо было на холостом ходу перевести дворники в крайнее положение и считать, сколько циклов они совершат за минуту.
Поинтересовались, почему Евгений выбрал такую расцветку. Говорит, что просто покрасить в черный было бы скучно и негармонично, решил добавить немного «озорства».
Цифры на заднем стекле тоже имеют смысл. Когда бывший владелец продавал автомобиль, то указал номер телефона. Во время работ Евгений стер все, кроме «068», что, по его мнению, теперь служит отсылкой к гоночным ралли.
Единственное, к чему можно придраться, — отсутствие оригинальной магнитолы и неродные колеса (в гараже хранятся оригинальные диски с колпаками). Высокую стоимость по сравнению с остальными вариантами посчитали соответствующей состоянию автомобиля — проделана огромная работа.
Конечно, спросили, почему молодой человек решил продать столь дорогую его сердцу машину. Объяснил, что покупал для души, но прошлым летом лишь пару раз съездил на Минское море, а в этом сезоне завел двигатель лишь по нашей просьбе.
К нашему огромному удовольствию мотор выдал породистый рык, включились фары, поворотники, зазвучал клаксон. Все хромированные элементы кузова поблескивали, несмотря на тусклое освещение в гаражных боксах.
Уже в потемках мы добрались до еще одного интересного экземпляра. Речь о ГАЗ-21 (1965 г. в.), который хранится недалеко от Минска. По легенде на этом автомобиле когда-то ездил бывший начальник ГАИ одной из областей Белорусской ССР. Даже заводской номер, состоящий в основном из девяток, говорит о некоей уникальности машины.
Несмотря на слой пыли и сумерки, было видно, что кузов крепкий. По словам владельца раритета, за состояние можно не беспокоиться — днище целое, а еще в гараже имеется много деталей (на две такие машины).
Любопытно, что в столь престижном для советских времен автомобиле установлена трехступенчатая трансмиссия.
Салон разобран и оценить его сложно, но, по уверению хозяина раритета, весь комплект имеется и он готов передать его покупателю.
Нас немного смутила стоимость, однако если учитывать все вышесказанное, то, пожалуй, она адекватная.
— За пару месяцев восстановить машину нереально, даже если целая бригада будет работать круглосуточно, — задумался хозяин ГАЗ-21, когда узнал, зачем нам такой автомобиль. — На это потребуется минимум полгода.
Что дальше? После выбора финалиста экспертами с учетом результатов голосования пользователей Onliner.by, автомобиль будет приобретен и начнется его реставрация до состояния, близкого к оригинальному. Затем на данной машине планируется принять участие в ретроралли. А потом ее разыграют среди тех, кто зарегистрировался на специальном сайте. Но суть проекта вовсе не в фане: нам хотелось бы привлечь внимание к проблеме сохранения автоистории. Любители ретромобилей давно просят выделить автораритеты в отдельную категорию транспортных средств (если машина в состоянии, близком к оригинальному) и выдавать спецномера, как это сделано во многих развитых странах.
Поиск исполнителей по перетяжке и ремонту салона автомобиля в «Услугах» Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by