27 мая 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Многие родители не умеют правильно держать детей за руку». Разбор наезда на ребенка с самокатом

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Много обвинений при обсуждении этого ДТП было высказано в адрес ребенка, ехавшего на самокате, и его отца. Это типично для «адвокатов» из числа комментаторов. Некоторые из них сами еще недавно были подростками, а теперь уже забыли, почему дети порой ведут себя непредсказуемо. У Юрия Краснова, много лет обучавшего школьников безопасному поведению на дороге, есть замечания по поводу действий обеих сторон. Разбираем происшествие в центре Минска.

Эта запись сделана не автомобильным регистратором, как бывает обычно, а уличной камерой видеонаблюдения. Благодаря ракурсу можно хорошо понять, где находились и как двигались участники событий. Напомним, ДТП случилось около восьми утра 6 мая (была рабочая суббота) на перекрестке проспекта Независимости и улицы Комсомольской.

«Водитель автомобиля Audi Q7 совершил наезд на ребенка, который на самокате пересекал проезжую часть. После происшествия водитель пообщался с отцом ребенка, оставил ему свои данные, уехал в сторону площади Победы. Мужчина с ребенком также покинули место происшествия», — рассказали в ГАИ.

— Особенность работы светофора заключается в том, что сначала загорается основной красный, но дополнительная стрелка, разрешающая движение прямо, еще включена, — рассказывает Юрий Краснов на месте происшествия. — Сразу после включения основного красного стрелка моргает в течение примерно трех секунд и гаснет.

Говорят, когда-то на этом перекрестке происходило много попутных столкновений. Тогда молодой сотрудник ГАИ предложил установить дополнительную секцию светофора — число таких ДТП сократилось.

— Получается неоднозначная ситуация, — считает эксперт. — С одной стороны, водители, переехавшие стоп-линию, могут продолжать движение прямо, с другой — они не успевают пересечь переход, а пешеходам уже загорается зеленый, и люди начинают движение.

Повезло, что в данной ситуации мужчина, управлявший Audi, не стартанул резко, а наезд случился при торможении. Фактически автомобиль толкнул ребенка.

Юрий Краснов напоминает про пункт 101 ПДД: «Запрещается выезжать на перекресток, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться». В Минске же автомобилисты, увы, порой действуют иначе. По мнению эксперта, если бы водитель Audi остановился перед стоп-линией, а не продолжил движение по стрелке, то ДТП бы не было.

Был еще один момент, на который мы обратили внимание и который незаметен на видеозаписи. Ориентируясь по ролику, мы установили примерное место выхода ребенка на проезжую часть. Оказалось, что как раз в этой точке бордюр понижен, а в зоне пешеходной разметки он несколько выше. То есть ребенок действовал логично, выезжая на дорогу в более удобном месте.

— Если бы водитель повернул голову и посмотрел в боковое стекло, то, наверное, смог бы заметить ребенка, — предполагает Юрий Краснов. — А вот когда тот оказался у переднего правого колеса, то уже возникает вопрос: мог ли мужчина видеть пешехода? Все-таки Audi Q7 имеет большие габариты и высокую линию стекол, а водитель, если сравнивать его с отцом ребенка, не очень высокого роста.

Вообще, кроссоверы и внедорожники эксперты по безопасности дорожного движения иногда называют злыми автомобилями. На то есть причины.

Если при наезде на взрослого пешехода стандартным хетчбэком или седаном удар приходится примерно в район бедра, то в аналогичной ситуации высокий автомобиль бьет в жизненно важные органы. В рассматриваемой же ситуации вообще был ребенок…

— Мне сразу вспомнился такой случай. На светофоре стояли автомобили, все ряды были плотно заняты, — показывает ситуацию на конфетах эксперт. — А пешеход решил перебежать дорогу наискосок, да еще между машинами. В этот момент для транспорта загорелся зеленый, водитель, чей автомобиль находился в среднем ряду, начал движение, и произошел наезд. Какой вывод? Ну ничего не поделаешь: перед тем как начать движение, надо посмотреть вокруг, в особенности на пешеходном переходе. Необязательно будет бежать пешеход, это может быть велосипедист или мотоциклист, например.

По видеозаписи хорошо видно, что водитель кроссовера остановился перед переходом, но продолжал ме-е-едленно подкатываться, чтобы стартануть. Так совпало, что именно в этот момент на проезжей части оказался ребенок.

Вообще, обвинять в подобной ситуации детей, на наш взгляд, верх цинизма. Ребенок ведет себя соответственно возрасту, для него нормально быть подвижным, прыгать, бегать, а требовать чего-то иного значит идти против естественного. Невозможно сделать из детей роботов…

— В свое время я очень много работал с детьми, объяснял основы безопасного поведения на дороге, — вспоминает Юрий Краснов. — Надо учитывать много особенностей. Например, где-то до 10—12 лет ребенок неправильно оценивает обстановку, скажем, считая большой автомобиль быстрым, а маленький — нет. Или вот он дотошно следует пункту ПДД, идя на зеленый, но не смотрит по сторонам, а там мчится нарушитель. Все это надо учитывать взрослым.

Разумеется, раз речь зашла о ребенке, то нельзя не упомянуть роль его отца. Тот шел в нескольких метрах позади, а после наезда на эмоциях ударил по капоту.

— На месте мужчины я бы перед выходом на проезжую часть взял самокат и держал ребенка за руку, — говорит эксперт. — К сожалению, у нас взрослые даже не знают, как правильно это делать. Обычно берут за пальцы, и ребенок может легко вырваться и побежать. Пару ДТП в Минске произошли при подобных обстоятельствах. Нужно же держать крепко, в районе запястья. Может быть, несколько жестко, но такова вынужденная необходимость.

В Великобритании есть специальный курс для детей. Там не учат ПДД, а преподают основы безопасного поведения, которые учитывают нарушителей, нестандартные ситуации и так далее. Интересно, что семинары рассчитаны не только на подростков, но и на их родителей. Присутствие взрослых является обязательным условием.

После наезда водитель вышел из машины, о чем-то поговорил с отцом ребенка, потом принял правее и остановился. А затем после беседы окончательно уехал. Сколько раз мы предупреждали: не делайте так! Всегда вызывайте скорую и ГАИ, даже если пешеход возражает. Пребывая в шоке, люди не чувствуют боли, а через несколько часов обращаются к медикам, те же по закону обязаны сообщать о таких случаях в милицию. Начинаются поиски водителей, которые с правовой точки зрения оказываются в проигрышном положении.

— Я сам как-то оказался в подобной ситуации, — рассказывает Юрий Краснов. — В мою машину врезался пьяный водитель.

Сразу чувствовал себя нормально, от медпомощи отказывался. А наутро стало плохо, обратился к врачам. Выяснилось, что у меня сотрясение головного мозга и повреждение шейного позвонка.

Этот перекресток (если точнее, на пересечении проспекта Независимости и улицы Комсомольской их несколько) считается местом концентрации ДТП. Буквально на этой неделе ночью был совершен наезд на пешехода. А год назад мы с Юрием Красновым уже разбирали столкновение здесь двух автомобилей, причем тогда также фигурировали светофор, затор и неосмотрительный выезд на перекресток.

— Не все водители знают, что за рулем иногда надо менять положение корпуса, чтобы получше рассмотреть окружающую обстановку, — советует эксперт. — Так, из-за широкой стойки в некоторых машинах можно не увидеть пешехода или другой движущийся объект. По поводу самих автомобилей… Было бы здорово, если бы грузовики, автобусы, внедорожники и другие габаритные транспортные средства оснащали системами безопасности, которые останавливали бы автомобиль, если водитель не видит препятствие.

Фактически Юрий Краснов говорит о части системы автономного управления. Первым производителем, который поставил такую опцию на серийные машины, был Volvo (на кроссовер XC60) в 2008 году. С тех пор премиальные марки получили такую функцию, и теперь она постепенно внедряется в моделях средней ценовой категории.

Однако пока на дороге много машин, в которых таких датчиков нет. По-прежнему в наших условиях многое зависит от человеческого фактора и автомобилист несет большую ответственность. Он сам должен быть заинтересован в том, чтобы увидеть пешехода или велосипедиста. Аргументы вроде «А куда потерпевший сам смотрел?», как показывает практика, рассыпаются во время судебных заседаний и актуальны только на форумах.


— Давайте вспомним 25-й закон безопасного поведения на дороге, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Если вы хотите перейти проезжую часть с маленьким ребенком, то возьмите его за руку и держите крепко, чтобы с ним ничего не случилось.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by