Огонь, земля, воздух и вода против машин. Как стихии меняли автомобильную историю

31 мая 2017 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: wikimedia.com, jalopnik.com, jaguarheritage.com, topgear.com

Огонь, земля, воздух и вода против машин. Как стихии меняли автомобильную историю

Автор: Денис Логунович. Фото: wikimedia.com, jalopnik.com, jaguarheritage.com, topgear.com

Кажется, что ход автомобильной истории целиком и полностью зависит от людей. Человек решает, где и какие машины выпускать, на каких рынках их продавать и как часто обновлять модельные ряды. Автомобильный дизайнер вы, инженер, маркетолог, директор полоцкого автоцентра или просто покупатель — не важно. Все мы в той или иной мере влияем на развитие отрасли. Но иногда свой след в автомобильной летописи оставляют не только люди. Стихийные бедствия уже несколько раз не просто корректировали планы автопроизводителей, но едва не уничтожали отдельные бренды. Сегодня мы вспомним случаи, когда пожары, землетрясения, ураганы и наводнения влияли на ход автомобильной истории.

Огонь. Из-за пожара едва не закончилась история Jaguar

Сегодня дела у Jaguar идут как никогда хорошо: увеличиваются продажи седанов, спрос на кроссовер F-Pace значительно превышает возможности завода, готовятся новые продукты, включая стильный городской SUV I-Pace. Владелец бренда — индийский концерн Tata — особо не лезет в дела британцев, а молча инвестирует и считает прибыль. Все уже позабыли, что Jaguar минимум трижды стоял на краю пропасти. Последний раз — в разгар кризиса в 2007-м. Но ближе всего к исчезновению британский производитель был зимой далекого 1957 года.

Вообще, в 1950-х годах никаким кризисом у Jaguar и не пахло. В то время большую роль в автомобильном мире играл автоспорт и модели компании отлично показывали себя в гонках на выносливость: C-Type в 1951 и 1953 годах побеждал в «24 часа Ле-Мана», а болид D-Type принес британцам победы в 1955-м и 1956-м. Неплохо себя показывали новинки Jaguar и в ралли «Монте-Карло». В «гражданском» мире тоже все было хорошо — британские модели семейства XK120 набирали обороты на рынке, а суперседан Mark 1 после европейского успеха готовился к покорению рынка США. Все изменилось ночью 12 февраля 1957 года, когда на заводе Jaguar в Браунс-Лейне вспыхнул пожар.

На следующий день логотип компании был на главных страницах практически всех британских газет. До сих пор толком не ясно, из-за чего произошло возгорание. В СМИ писали лишь, что огонь вспыхнул в хозяйственном отсеке, после чего быстро перекинулся на производственный конвейер и склад. Пожарные приехали на место происшествия за считанные минуты, но ничего сделать не смогли — на заводе находились тонны моторного масла, огромное количество автомобильных покрышек и другого горючего материала. Более подходящее для пожара место сложно представить. Кузовные элементы будущих машин хранились на складе в виде листового алюминия, и все они были уничтожены.

Полностью сгорел склад с 270 готовыми к продаже автомобилями (Jaguar всегда стоили недешево, но тогда их розничная цена была вообще заоблачной). Огонь уничтожил партию Mark 1, подготовленную для презентации в США, — машины через несколько дней должны были отправиться за океан на официальную премьеру. Пропала и половина из 20 выпущенных суперкаров XKSS. Эту модель собирались выпускать мелкой серией, но после инцидента проект забросили навсегда — хватало более важных дел по восстановлению производства.

Ущерб от пожара составил 3 млн фунтов. На то время это была огромная сумма. Для сравнения, на разработку седана Mark 1 было потрачено втрое меньше и это была самая крупная инвестиция производителя. Ходили даже слухи, что сгоревший завод станет крахом для Jaguar и компания не сможет вновь стать прибыльной. Спасти бренд помогли простые рабочие, которые несколько недель практически круглосуточно трудились над восстановлением завода. Конвейерную линию кое-как удалось запустить спустя полмесяца после пожара. Правда, долгое время завод работал лишь на треть мощности, выпуская машины для местных дилеров, чтобы хоть как-то отбить убытки. Считается, что пожар в Браунс-Лейне является самым крупным и «дорогостоящим» за всю историю возгораний автомобильных предприятий.

Земля. Сильнейшее землетрясение в Японии остановило заводы

11 марта 2011 года сильнейшее землетрясение в истории Японии пошатнуло стабильность буквально всех местных автопроизводителей. Наверное, нет ни одной компании в Стране восходящего солнца, на которую не повлияла бы стихия у восточного побережья острова Хонсю. Местные автомобильные бренды понесли рекордные убытки. Компания Nissan сразу же после землетрясения объявила о закрытии четырех крупных заводов на неопределенный срок.

Автопроизводители Hino (выпускает грузовики), Toyota, Honda и Mitsubishi вовсе закрыли все свои конвейеры в стране. Заводы Mazda в Хиросиме и Хофу пострадали несильно, но и они были вынуждены остановить производство на неделю из-за прекращения поставок комплектующих.

К слову, проблемы коснулись не только заводов, расположенных на территории Японии. Руководство концерна Toyota Motor приняло решение сократить количество смен на всех своих предприятиях в 26 странах мира, а также временно прекратить их работу по выходным. Причина — дефицит деталей, которые поставлялись на конвейеры из Страны восходящего солнца. Компания Nissan перенесла даты премьер своих моделей и на время остановила выпуск кроссовера Murano в США.

Из-за землетрясения и последующего цунами компания Toyota не смогла стать в 2011 году мировым лидером по объему продаж автомобилей, уступив первое место американскому концерну General Motors. Но спустя год японцы вернули себе первенство. Окончательно восстановить и наверстать производство компании Nissan, Mitsubishi и Toyota смогли лишь к середине 2012 года.

Воздух. Ураган принес Fisker ущерб на $30 млн

Ураганы частенько портят новые автомобили на складах по всему миру. Бывали случаи, когда из-за подобных стихийных бедствий страдали заводы General Motors и Ford. Но в процентном соотношении больше всех от урагана пострадала небольшая компания Fisker. Мощный тропический циклон «Сэнди» в октябре 2012 года фактически уничтожил партию машин, которые должны были отправиться к дилерам.

Изначально производитель заявил, что из-за урагана во Флориде в блок управления одной из стоявших на парковке Karma попала морская вода, что вызвало короткое замыкание. Возник пожар, который перекинулся на другие автомобили, — в результате полностью сгорели 16 новых гибридов, которые только прибыли из Европы. Спустя несколько дней компания заявила, что под списание попала вся партия, готовящаяся к отправке американским дилерам, — порядка 300 машин. Ущерб составил $30 млн (каждый автомобиль стоит около $100 тыс.).

Производитель постоянно испытывал финансовые трудности и экономил буквально на всем, в том числе на способах доставки автомобилей в США. Через океан подзаряжаемые гибриды Karma переплывали на паромах, а потом долгое время стояли в портах, ожидая отгрузки местным дилерам. Во Флориде партия из трех сотен машин оказалась, как говорится, не в то время не в том месте. И хотя автомобили были застрахованы, этот инцидент серьезно пошатнул Fisker и, возможно, сыграл свою роль в банкротстве компании.

Вода. Муссонные дожди сократили объемы производства Honda, Ford и Toyota

Не только землетрясение подкосило японских производителей в 2011 году. Наводнение в Таиланде в сентябре того же года поставило на колени бóльшую часть местных автомобильных предприятий. Линейки представленных в стране автопроизводителей весьма специфические — глобальные модели туда, как и к нам, почти не поставляются. Значительная часть продающихся в стране машин там же и выпускается, поэтому остановка завода Toyota ставит под угрозу объемы продаж у всех местных дилеров.

В результате стихии в Таиланде были затоплены предприятия Toyota, Honda, Mazda и Ford. Суммарно пострадавшие конвейеры выпускали до 6 тыс. автомобилей в сутки (бóльшая часть — на экспорт). Позже в связи с нехваткой комплектующих корпорация Toyota сократила объемы производства на своих предприятиях в Японии, США, Канаде, ЮАР, Индонезии, Филиппинах, Вьетнаме, Пакистане и Малайзии. Компания Honda поставила «на паузу» свои заводы в Таиланде и Малайзии. Кроме того, производитель значительно сократил выпуск моделей в Великобритании и Бразилии, куда также поставлялись детали из Таиланда. Проблемы с комплектующими испытали Nissan и Mitsubishi.

И все же больше всех в результате наводнения пострадала именно Honda — ее завод в окрестностях Бангкока полностью оказался под водой, были уничтожены сотни новеньких машин. Руководство японского производителя даже подумывало забросить предприятие, т. к. на его восстановление требовались огромные средства (однако позже конвейер все-таки заработал). Стихия фактически остановила выпуск моделей CR-V, Accord и Civic для азиатского рынка.

Автоакустика в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by