07 июня 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Семь лет мучился, работая программистом, а потом открыл СТО. История предпринимателя из Минска

Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

Сейчас у всех на слуху успешные стартапы, в том числе белорусские, а талантливые программисты становятся звездами мирового уровня. Тем необычнее пример минчанина Юрия Довнара, который закончил БГУИР, семь лет отработал в компании — резиденте ПВТ, а потом решил круто изменить карьеру и начал все с нуля. Теперь возится с ржавыми кузовами автомобилей, варит металл, открыл СТО... Последним аргументом стало сокращение на прежней работе — молодой человек воспринял это как неслучайную случайность. Кризис же, по его мнению, хорошее время для поиска, например, дешевой аренды. «Страшно ли мне? Да! Но я понял: либо сейчас, либо никогда. Достал из семейного гаража сварочный аппарат и стал искать помещение для сервиса», — говорит Юрий, который идеально вписывается в проект «Оптимисты».

С нашим собеседником мы встретились практически в самом центре Минска, где он нашел удачное помещение для аренды. Сейчас бывший фабричный цех выглядит более похожим на место, где ремонтируют автомобили. А еще несколько месяцев назад пол был покрыт 15-сантиметровым слоем мусора: битый кирпич, картон, старая одежда, остатки приводных ремней станков... Хороший антураж для съемок фильмов про апокалипсис.

Юрий Довнар

Когда-то тут располагалась фабрика. В связи со строительством метро предприятие съехало, оставив помещение в неважном состоянии. Но местоположение, площадь в 270 «квадратов» и наличие трехфазного электроснабжения оказались несомненными плюсами. Юрий подчеркивает, что нашел место сам, без посредников, потратил несколько дней на штудирование интернет-объявлений и звонки. В итоге сэкономил деньги, а также не тратил время на проверку заведомо проигрышных вариантов. Это один из принципов его предпринимательства — компенсировать любые минусы трудолюбием.

На приведение помещения в божеский вид ушло около двух месяцев. Вместе с отцом Юрий демонтировал вентиляционные короба, забетонировал ямы в полу, сделал ворота и верстаки (даром что сварка — его конек). Была также возведена стена, установлено светодиодное освещение.

Только на эти работы ушло $3—4 тысячи в эквиваленте. Молодой человек не унывает и рассчитывает вернуть деньги в течение года, если все, конечно, пойдет по плану.

— Честно говоря, я никогда не хотел заниматься программированием, — рассказывает свою историю Юрий Довнар. — Зато меня всегда интересовало машиностроение, я даже планировал поступать на автотракторный факультет БНТУ. Но некстати вмешался случай в школе. Был один из последних уроков информатики в четверти, у одноклассников решались итоговые оценки, а я откровенно бездельничал. Учительница, чтобы не отвлекал других, дала задачку из сборника для олимпиады. Я ее решил. Она подсунула вторую. Тоже справился. В итоге за урок выполнил несколько задач повышенной сложности. Тогда воодушевленный педагог вызвала родителей и сказала: вашему мальчику нужно поступать в БГУИР. Это предопределило получение высшего образования.

Сейчас стать программистом — мечта многих молодых людей. Устроиться в крупную международную компанию, ощущать причастность к разработке передовых технологий, в конце концов получать высокий оклад. Но это не про Юрия. Наш собеседник признается, что коды, языки программирования и прочее всегда тяготили его.

— То, что это не мое, я понял уже на первой, вводной лекции, — говорит наш собеседник. — В аудиторию заходили мои будущие однокурсники один колоритнее другого — талантливые ребята, технари до мозга костей... А я чувствовал себя среди них белой вороной. Как-то после одной из пар мы стояли на улице и обсуждали семинарское занятие. Один парень рисовал пальцем в воздухе блок-схему, а другой указывал на точку, мол, это что у тебя? И я вдруг поймал себя на мысли: наверное, со стороны это выглядит очень странно. Поймите, я не гик по натуре.

И хотя на момент поступления в университет у Юрия уже был какой-никакой опыт программирования, все чаще закрадывалась мысль: «Что я тут делаю? Может, мне лучше в армию?»

Тем не менее молодой человек закончил университет, устроился в хорошую компанию, затем в другую, третью, работал в специализированном подразделении банка. Его специализация требовала знаний на стыке бухгалтерии, финансов и программирования.

— Приходилось разбираться не только с кодами, но также с нюансами банковской сферы, изучать отчеты, углубляться в особенности транзакций, овердрафтов и так далее, — вспоминает предприниматель. — После того как решал проблему, эти знания куда-то улетучивались. Решил проблему — забыл. Было неинтересно. Кроме того, в большой компании я стал постепенно терять мотивацию. Никто спасибо не скажет, не поблагодарит. Ты винтик. Если отвалишься, найдут новый, а о тебе забудут, как будто и не было.

Говорит, что в моменты обострения внутренних противоречий релаксировал, вспоминая в деталях устройство первого своего автомобиля — Mercedes W123, подаренного отцом: «Так, что сегодня надо разобрать? Заднюю подвеску. Итак, беру в руки ключ...»

А на выходных отводил душу, возясь с семейным Mercedes уже в реальности. Потом с УАЗиком, который купил для участия в трофи-рейдах. Особенное удовольствие, по словам Юрия, доставляла работа с металлом. Про ржавчину, сквозную коррозию и вытягивание элементов кузова парень говорит с упоением. Да-а-а, так можно рассказывать только о любимом деле.

— Думал ли я об увольнении? — переспрашивает собеседник. — Конечно! Хотелось все бросить, достать сварочный аппарат из гаража и открыть автосервис. Но пресловутая инертность... Как же, столько времени потрачено на образование, карьеру. Зарплата опять же. Да и все вокруг, включая родителей, отговаривали: ты что, а вдруг не получится!

Последний толчок дал кризис. На работе зашли разговоры о сокращениях, в том числе должности Юрия. Сознание твердило: нужно переориентироваться, изучить другой язык программирования. А подсознание отчаянно протестовало: это же шанс, дерзай! Парень по-прежнему грезил о кузовщине, сварке, работе с металлом. Потихоньку стал изучать вопрос: как открыть «ипэ», есть ли место на рынке, сколько придется платить налогов.

— В общем, когда в феврале 2017-го объявили, что моя должность сокращается, я даже был рад, — уверяет Довнар. — Узнав о моих планах, все принялись отговаривать с тройным усердием. Я же решил для себя: никого не слушать! Ведь в основном ретранслировали страхи те, кто ничего подобного не пробовал. Хотя, признаюсь, было страшно. До сих пор у меня есть фобия касательно траты больших денег.

Единственным человеком, который безоговорочно поддержал начинающего предпринимателя, была его жена: «Я в тебя верю». Супруга согласилась инвестировать деньги, вырученные за продажу доли в квартире, в дело мужа. Смирилась с тем, что придется еще неопределенное время жить в съемной квартире.

Такая жертвенность близких людей в моменты, когда нужно принимать судьбоносное решение, чрезвычайно важна. Сколько талантов так и не решились перерезать пуповину, связывающую с «родным» офисом или предприятием, из-за отсутствия поддержки семьи или друзей?

Оформление предпринимательства заняло один день. Выяснением остальных нюансов юридического толка Юрий занимался пока искал место для аренды, приводил в порядок помещение. Оказалось, единый налог составляет 201 рубль. Если сумма выручки превысит 40 единиц налога (сейчас — 8040 рублей), то придется оплатить еще. Довнар рассчитывает, что придется.

Стало ясно, что кроме указанных выше трат на обустройство помещения много денег уйдет на оборудование. Из гаража перевезли сварочный аппарат, две болгарки, какой-никакой набор инструментов. Однако этого мало. Потребуется приобрести хороший компрессор, покрасочные пистолеты. Но главное — купить покрасочную камеру, самая дешевая из которых обойдется в $12 тысяч в эквиваленте.

— Самый больной вопрос для меня — поиск персонала, — вздыхает предприниматель. — Сейчас, например, ищу кузовщика-сварщика. Нашел через объявление человека, который сказал: «Могу варить». Пригласил, чтобы посмотреть работу. Честно говоря, день наблюдал и негодовал. Ну нельзя так! Терпеть не могу халтуру. Чтобы сделать хорошо, нужно дотянуться до нормального металла, а не кусочничать. Понял, что не смогу закрывать на это глаза. Спросил, во сколько он оценивает один рабочий день, рассчитался и все.

На данный момент Юрий работает один. Когда начинает говорить об автомобилях, его сложно остановить. Часами может рассказывать о том, что происходило с машинами клиентов, в чем нюансы, где недоработки, как сделал бы он сам. «На днях отрезал заднюю часть этого автомобиля и подумал: это то, чем я всегда хотел заниматься», — парень кивает в сторону Suzuki Samurai, доработанного для участия в трофи-рейдах.

«Понимаете, когда убираешь все ржавое, зачищаешь до блеска и получается красивый кузов — это кайф... И вот сидишь на полу скрючившись, вокруг ржавая осыпь, следы от болгарки, а тебе хорошо!»

Чего не было, так это опасений по поводу поиска клиентов. Пару лет назад, увлекшись трофи-рейдами, молодой человек попытался провести кузовной ремонт Nissan Terrano (он сейчас хранится возле ворот СТО). И не нашел достойного мастера: одни были заняты, другие — очень заняты, а третьим было страшно доверять машину.

— Друзья смеются: Юре надо было отремонтировать автомобиль и он открыл СТО. Но главное, что я выяснил в процессе, это то, что в сфере дефицит качественных услуг, — констатирует Довнар.

Официальное открытие сервиса состоялось 14 апреля. Не было ни ленточек, ни яркого плаката с надписью «Мы открылись», даже название владелец пока не придумал. В ворота скромно заехал первый клиент, с ним подписали первый договор, и началась работа.

— Этого владельца микроавтобуса, который давно хотел привести в порядок кузов автомобиля, нашел на популярном сообществе drive2.ru, — замечает Юрий. — Списались, договорились... Следующим клиентом стал знакомый. Узнав, что я открыл СТО, попросил заняться его Suzuki. В планах, когда дело наберет обороты и найду персонал, — открыть сайт, начать давать рекламу.

Владелец СТО планирует в процессе работы делать снимки, чтобы передавать потом фотоотчет клиентам. Так сказать, демонстрация прозрачности процесса.

— Ну вот, дай бог, все будет хорошо, дела пойдут в гору. А что потом, есть мечта? — спросили мы.

— Откровенно говоря, когда-нибудь хочу открыть что-то вроде немецкого автохауса, куда привозили бы старые ржавые автомобили, но из тех серий, которые называют вечными. Я бы их восстанавливал до оригинального состояния и перепродавал ценителям. Многие же у нас ездят до тех пор, пока машина не остановится. А потом задумываются, как от нее избавиться...


— Если не ставить цель, то будешь просто плыть по течению, — убежден Юрий Довнар. — Часто люблю вспоминать одну цитату из известного мультфильма: «Мудрецы говорят: прошедшее забыто, грядущее закрыто, настоящее даровано». Вы, должно быть, считаете, что я слишком оптимистичен? Да нет, мне просто везет. Вокруг все говорят о кризисе, но в другое время я бы не нашел такое замечательное помещение для СТО. Хотел начать свое дело, и тут меня сократили. Были деньги на первый взнос на квартиру, однако мы решили открыть автосервис своей мечты. Разве не это удача?

Найти специалистов по обслуживанию автомобилей можно с помощью сервиса «Услуги»

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by