В теплое время года места отдыха не раз становились местами происшествий. Факторов у таких ДТП много, а ключевой — свободный доступ автомобилей, например, к берегу водохранилища. Если путь перекрыт шлагбаумом, то, как показывает опыт, никакой проблемы нет. Иначе же машины выезжают на выложенные плиткой пешеходные дорожки или парковые тропинки. Опасно? Ну как минимум неуместно. Когда едешь на велосипеде или тащишь мангал, солнцезащитный зонтик и плед, то не очень рад необходимости уступать дорогу тем, кто решил не напрягаться. Во время рейда сотрудники спецподразделения Минской ГАИ выясняли мотивы водителей, заехавших под «кирпич».
— Усиление контроля в местах массового отдыха весной и летом — обычное дело, — по пути напоминают инспекторы. — В будние дни наплыв отдыхающих фиксируется вечером, в выходные — с самого утра. У нас есть рекомендации по обустройству таких зон. В частности, ГАИ рекомендует ограничивать доступ с помощью конструктивных мер. Но, увы, не везде это соблюдается.
Служебная машина движется в направлении Минского моря. Обычно патруль проверяет, соблюдаются ли требования знаков, правила остановки и стоянки, а если вызывает сомнение состояние водителя, то того отправляют на медосвидетельствование. Как правило, во время подобных рейдов все ограничивается составлением нескольких протоколов за проезд под «кирпич».
По дороге инспекторы обращают внимание на вызвавшие подозрение автомобили. Сейчас на вооружение ГАИ поступили планшеты (их стали использовать вместо «Кулонов»), с помощью которых проверить данные по базе можно гораздо быстрее и проще.
Водитель может даже не догадываться, что попал в поле зрения ГАИ — проверка проводится без остановки транспортного средства. Так, на ул. Немиге заметили Opel. Инспектор вводит данные, и через несколько секунд на экране появляется вся информация, вплоть до фотографии владельца. Оказалось, интуиция не подвела — владелец автомобиля лишен прав, но за рулем находится совершенно другой человек. По базе удается выяснить, кто именно и есть ли у него действующее удостоверение.
А на пр. Победителей инспекторы просят остановиться Daewoo Nubira, которым управляла женщина. Основания такие: ранее на этой машине ездила водитель, лишенная прав, к тому же внешне похожая на даму за рулем. Сверка документов показывает, что это разные люди.
Через минуту один из инспекторов вновь берется за тангенту громкоговорителя: внимание привлек BMW 5-Series GT. Несмотря на тонировку задней полусферы автомобиля, заметен силуэт ребенка. Маленький пассажир буквально повис на спинке переднего сиденья.
— Водитель, почему ребенок не пристегнут? — спрашивает сотрудник ГАИ. — Да-да, я вам говорю!
Женщина, явно не ожидавшая услышать претензию, резко тормозит. Вероятно, внушение подействовало. При опережении водителем BMW патрульной машины инспекторы замечают, что ребенок находится в детском кресле.
Наконец сворачиваем на ул. Парковую и движемся к водохранилищу. Покрытие довольно плохое, и многие об этой дороге вообще не знают. Впрочем, навстречу едут несколько автомобилей. Значит, завсегдатаям маршрут знаком.
— На днях бывали здесь, пришлось составить несколько протоколов — некоторые машины находились в зоне действия запрещающего знака, — вспоминают инспекторы. — Обычно водители реагируют адекватно. Громких скандалов, во всяком случае, не припоминаем.
Шлагбаум меняет планы. Еще на днях тут был свободный проезд и некоторые автомобилисты решали подъехать максимально близко к берегу. Выяснилось, что достаточно установить ограждение, и это сразу снимает проблему и напряжение.
По словам сотрудников ДПС, дело не только в нарушении ПДД. Часто машина становится причиной ссор и конфликтов между отдыхающими: кто-то беспокоится за детей, вольно бегающих вдоль берега, кто-то становится в позу и не хочет пропускать нарушителей, мол, почему вам можно, а мне нет?
Пять лет назад громкий случай произошел возле Цнянского водохранилища. Тем днем сразу несколько человек позвонили на спецлинию 102 и рассказали о водителе квадроцикла, который то появлялся, то исчезал в лесопарковой зоне.
Когда выбывшие инспекторы попытались его остановить, он стал скрываться и совершил ДТП, сбив человека. Пострадавший был доставлен в больницу с тяжелыми травмами, а водителя задержали — он оказался пьян.
Тем временем служебный автомобиль ГАИ движется к другому пляжу — не менее излюбленному месту отдыха минчан. Пары устроились на пикник, отчетливо чувствуется запах шашлыков, народ отдыхает... Опять-таки проезд перекрыт, и движения машин по зеленой зоне нет. В очередной раз убеждаемся, что конструктивные меры работают: нет проезда — нет проблемы.
Около Минска проблема стоит не так остро, как на отдалении. Лет десять назад дело доходило до того, что в помощь ГАИ в воздух поднимали авиацию Министерства обороны. Это, конечно, исключительный случай и беспрецедентные меры, но тем не менее... Инспекторы говорили, что такая форма патрулирования принесла определенный эффект — удалось установить «козьи тропы», которые проходили через поля к рекам и озерам. Сейчас привлекать вертолеты нецелесообразно — есть дроны, позволяющие справиться с такой задачей.
Машина ГАИ выезжает к еще одному пляжу Минского моря. Гравийная дорога выводит к парковке, на которой находится около полусотни автомобилей. Но, похоже, не все решили оставить машину в регламентированном месте. Шлагбаум оказался открыт, и некоторые воспользовались лазейкой. Обращаем внимание на то, что тут установлен знак 3.1 «Въезд запрещен».
Спрятать автомобиль среди мангалов и беседок не так просто. На некотором отдалении от въезда инспекторы замечают стоящую Toyota Camry. Владелец находится сразу. Мужчина объясняет, что это вынужденная необходимость:
— Мне пройти вообще-то не сложно. Но я не ради себя сюда заехал. У матери в марте был инсульт. Тогда спасли благодаря оперативным действиям. Сегодня впервые после приступа вывезли ее на природу. Если что — сразу отреагируем. Здоровье превыше всего. А штраф... Ну если такова плата за спокойствие моих родных, то пускай.
Во время оформления выясняется, что в течение года водителя уже привлекали по этой части статьи Кодекса об административных правонарушениях. Стало быть, речь идет о повторном, а значит, штраф составит 46 рублей (2 б. в.).
Накануне открытия купального сезона контроль был усилен не только со стороны ГАИ. В места массового отдыха направлены дополнительные наряды патрульно-постовой службы. Как раз мимо проезжает УАЗик. А через несколько минут он связывается с экипажем ДПС: чуть дальше по дорожке находится еще один автомобиль.
Водителя Opel Astra долго искать не приходится. Документы у него в порядке, для оформления административного материала просят пройти в служебный автомобиль.
— У друга день рождения. Он решил отметить на природе и попросил развести по домам его и знакомых. Я заодно решил искупаться, — пускается в объяснения молодой человек. — Почему сюда заехал? Так шлагбаум не был опущен, и потом мы хотим увезти с собой мусор, нам что — в руках его тащить так далеко?
— Вы могли во-о-он там припарковаться, — показывают инспекторы. — Вам бы пришлось пройти всего около 50 метров, и не нарушили бы требования запрещающего знака.
— Послушайте, эти «кирпичи» установлены перед въездом в каждый двор. Так что, мне теперь к друзьям нельзя заехать? Я уже был в схожей ситуации, — парень неожиданно меняет тактику. — Вообще, буду судиться с вами... Обращусь за разъяснениями в МВД, позвоню по телефону доверия. Также задам вопросы УСБ, прокуратуре...
В конце концов водитель ссылается на то, что не знает, кто вообще заехал на автомобиле и откуда он тут взялся. Но перспектива забирать машину со штрафстоянки и оплачивать услуги эвакуатора его мало устраивает. К тому же сотрудники ГАИ, взяв в руки планшет, уточняют: несколько раз водитель привлекался за игнорирование некоторых пунктов ПДД, в том числе за подобное нарушение...
Выходя из автомобиля, парень не скрывает раздражения. Объясняет нервную реакцию тем, что получает небольшую стипендию и вообще «всегда помогал органам, а они вот как с ним обошлись».
Кроме двух водителей, на этот пляж больше никто не рискнул заехать. Инспекторы решают обследовать места отдыха в другой части города. Уже двигаясь в направлении МКАД, чуть не становимся очевидцами ДТП. Девушка на мотоцикле, съехав с асфальта на гравийную дорогу, потеряла управление и упала. Благо скорость была небольшой...
Сотрудник ГАИ останавливает машину и помогает мотоциклистке подняться. Та в порядке, даже смущенно улыбается. Вроде бы обошлось без серьезных последствий. На всякий случай инспекторы проверяют документы и просят девушку быть осторожнее.
Следующий раз внимание наряда ДПС привлек универсал на ул. Богдановича. В сумерках он двигался без света фар. Водитель, который вышел из автомобиля, явно нервничал. Но проверка показала, что все документы, включая сертификат о прохождении техосмотра, в порядке.
А вот Цнянское водохранилище — любимое место отдыха для жителей Зеленого Луга и не только. В жаркие дни сюда устремляются многие автомобилисты. Недавно на участке ул. Мирошниченко обустроили парковочные места, но в пиковые моменты этого все равно не хватает и появляется искушение подъехать к воде как можно ближе.
Однако обследование показывает, что с ул. Кольцова и МКАД заехать на зеленую зону просто невозможно — автомобилисты упираются либо в тупик, либо в шлагбаум. Велосипедисты, а также те, кто любит пробежки, и просто отдыхающие находятся в относительной безопасности.
У каждого места отдыха в Минске есть своя специфика. Например, возле Комсомольского озера (заезд со стороны пр. Машерова) автомобили подчас движутся по пешеходным дорожкам. Включают «аварийку» и вроде как попадают под индульгенцию. Обо всех этих уловках в ГАИ знают. Там обещают в ближайшее время исследовать все такие лазейки и перекрыть их конструктивными мерами. Тогда и наряды ДПС смогут заняться профилактикой аварий на более напряженных участках дорог.
Туристические коврики в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by