«Для разбирательства отводили в автобус, могли прислать бумагу на работу». Как в 1990-е контролировали оплату проезда

19 июня 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«Для разбирательства отводили в автобус, могли прислать бумагу на работу». Как в 1990-е контролировали оплату проезда

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Со стороны такие мероприятия чем-то напоминали спецоперацию по освобождению заложников. Когда автобус подъезжал к остановке, к дверям устремлялись несколько человек в гражданской одежде и блокировали выходы. Силовую поддержку контролерам оказывали сотрудники милиции. Если возникало подозрение, что у пассажира нет билета или проездного, его отводили в специальный автобус для разбирательства. Кроме штрафа составлялся протокол, а на работу могла прийти бумага. Старожилы говорят, что это было вынужденной мерой — денег на поддержание транспортного парка катастрофически не хватало, доля безбилетников достигала 35—40%, а когда их пытались оштрафовать, контролеров подчас жестоко избивали. Такие были времена... Один из рейдов был запечатлен нашим фотокорреспондентом еще на пленочный Nikon двадцать лет назад — в июне 1997 года.

— Обычно в автобус садились несколько контролеров и сотрудников милиции, — вспоминает автор этих снимков Александр Ружечка. — Затем «пазик» доезжал до какой-нибудь остановки и начиналась тотальная проверка. Люди реагировали по-разному. Некоторые возмущались. Если пассажир, уличенный в отсутствии талончика или проездного, отказывался покидать салон автобуса или троллейбуса, то его туда сопровождал сотрудник милиции. После оформления «пазик» менял место дислокации, переезжая к другой остановке.

Чаще всего люди не оказывали активного сопротивления. Но подчиняться не очень-то хотелось: процедура препровождения в «пазик» была публичной и довольно унизительной.

— Рейды совместно с милицией были вынужденной мерой, — вспоминает Роман Джагетян, долгое время работавший в системе общественного транспорта Минска. — Городских дотаций на поддержание общественного транспорта не хватало. Подвижной состав безнадежно устаревал, запчастей не было, часто в парк автобусы и троллейбусы возвращались искромсанные вандалами.

Обратите внимание на автобусы, которые попали в объектив фотокамеры: «Икарусы», ЛАЗы и древние ЛиАЗы. А ведь это было сравнительно недавно — всего каких-то двадцать лет назад. Денег на обновление парка не хватало. Из бюджета города в те времена выделялись недостаточные суммы. Транспортникам говорили: «Зарабатывайте сами».

Старожилы вспоминают, что убивало общественный транспорт не только время, но и пассажиры: откручивали гайки, резали сиденья, разрисовывали стекла. Часто просто так... В те времена стремительно девальвировалась не только национальная валюта, но также гражданская позиция. Люди жили словно последний день.

«Имелась еще одна весомая причина, — рассказали наши собеседники, — в ревизионной службе была огромная текучка». Люди, поработав неделю, увольнялись и не хотели слушать никакие уговоры: «Лучше я метлой буду мести». Это следствие крайне негативного отношения к контролерам, которым приходилось лицом к лицу сталкиваться с людьми, озлобленными нехваткой денег и продовольственным дефицитом.

Сегодня контролерам выдают нагрудные видеорегистраторы, которые служат каким-никаким барьером. А тогда ревизоры могли рассчитывать только на себя... В прессе постоянно размещались сообщения о том, что безбилетник покусал контролера или выбил ненавистному ревизору зуб. Особенно проблемными в этом отношении считались микрорайоны Чижовка и Серебрянка. По словам старожилов, регистрировались десятки, сотни случаев...

— Сейчас считается, что многие не оплачивают проезд. Но это поверхностное суждение, большинство — все-таки порядочные люди, — говорят собеседники. — В середине 1990-х ситуация была иной: доля безбилетников достигала 35—40%. Учтите, что личным автомобилем владело гораздо меньше человек и общественным транспортом пользовались многие. Конечно, не все нарушители подчинялись требованиям контролеров. Оскорбления, хамство, угрозы — меньшее, с чем приходилось сталкиваться. Тогда мы попросили подмогу. Руководство транспортного управления Мингорисполкома (раньше было такое) одобрило резолюцию и обратилось в ГУВД. Там тоже были недовольны ростом нарушений и преступлений, совершаемых в салонах общественного транспорта, и согласились оказать поддержку.

Так на маршруты общественного транспорта выехали совместные бригады. Почувствовав поддержку, контролеры стали действовать увереннее — начиналась проверка всех без исключения пассажиров.

— До этого развалившийся на два сиденья пьянчужка мог материться и посылать нас по известным адресам. Другие сразу начинали увольнять, возмущаться, вырываться, — говорят старожилы. — После того как начались дежурства с милицией, буянов выводили под белы рученьки в автобус, где составляли протокол. У сотрудников милиции ведь имелись полномочия установить личность безбилетника, отвезти в отделение и так далее. Практиковалось также информирование о неоплате проезда по месту работы нарушителя. Это тоже считалось действенной мерой.

Реальное применение силы требовалось в исключительных случаях. Вспоминается такая картина. Утро рабочего дня. Рядом с остановкой на улице Мясникова в Минске уже знакомый многим пассажирам «пазик». В окружении нескольких омоновцев верзила потирает затылок, под глазом у него — огромный фингал.

— Но не думаю, что такие меры вызывали сильное раздражение, — считает Роман Джагетян. — В основном люди относились с пониманием. Наоборот, поступали обращения с просьбой увеличить число рейдов. Порядочные пассажиры жаловались, что вынуждены терпеть соседство с нетрезвыми, дебоширами, бомжами...

По заверениям старожилов, эффект ощутили уже через неделю — увеличились продажи талонов и проездных (а соответственно, поступления в бюджет городских перевозчиков), вдвое сократилось число заявок на ремонт в обойные цеха автобусных парков, появились деньги на ремонт и запчасти.

Положительная динамика отразилась также в милицейских сводках — в частности, в общественном транспорте стало меньше хулиганств и драк, удалось задержать несколько человек, находившихся в республиканском розыске.

Однако «безбилетники» тоже не унывали и выработали контрмеры: наиболее проворные, увидев издалека приметный «пазик», устремлялись к компостерам.

О-о-о! Процесс пробивания талонов заслуживает отдельного упоминания. Наверняка многие помнят механические компостеры с металлической ручкой. Затем появились устройства красного цвета с пластиковой накладкой — приходилось изрядно приложиться кулаком, чтобы выполнить пассажирский долг. Сейчас никакой магии нет — электронный девайс проглатывает талон и выплевывает, проставив нужные данные.

Обмануть такое устройство сложно, а вот с механическими предшественниками, бывало, мухлевали — самые хитрые пассажиры компостировали талоны аккуратненько, слегка нажимая на рычажок, а дома гладили утюгом и использовали билет повторно. Другие возили целую раскладку с пометкой: этот талон из 29-го троллейбуса, а этот — из 24-го автобуса. Конечно, контролеры прекрасно знали все эти уловки. Компостеры переставляли раз в неделю, а билет просматривали на свет.


Конечно, все это отнимало время как раз у тех, кто оплатил проезд. Приходилось ждать, пока завершится проверка и под уговоры выпроводят безбилетников. Если учесть, что рейды в основном проходили утром, когда все спешили на работу, многих это здорово нервировало. Но постепенно никто уже не удивлялся появлению «пазиков» на остановках. Большинство пассажиров вновь стали оплачивать проезд. Совместные бригады выезжали на линии на протяжении нескольких лет, но со временем практика сошла на нет.

Виниловые проигрыватели в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by